ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15434/20 от 25.11.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 декабря 2020 года                                                                       Дело № А65-8814/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Николаевой С.Ю., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от АО  «Управление  отходами», г. Москва – представители Васильев Александр Анатольевич (доверенность от 05.02.2020), Погодин Андрей Владимирович (доверенность от 23.11.2020) и Лукина Татьяна Витальевна (доверенность от 09.09.2020),

от Волжско-Камского  межрегионального  Управления Федеральной   службы  по надзору в  сфере природопользования  по Республике Татарстан – представитель Кочкомазова Ольга Сергеевна (доверенность от 07.10.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества  «Управление  отходами» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по делу № А65-8814/2020 (судья Бредихина Н.Ю.)

по первоначальному  заявлению акционерного общества  «Управление  отходами», г. Москва

 к Волжско-Камскому  межрегиональному  Управлению Федеральной   службы  по надзору в  сфере природопользования  по Республике Татарстан, г. Казань 

о признании недействительными:

- акта  проведения контроля  за  исчислением  платы   за негативное  воздействие на  окружающую среду  №  17  от 26.03.2020 г.

- акта проведения  контроля за  исчислением  платы  за негативное  воздействие  на   окружающую среду №  18  от 26.03.2020 г.

- требования о внесении (довнесении) в  бюджеты  бюджетной системы  Российской  Федерации  платы  за  негативное  воздействие на  окружающую среду  и пеней  №  08-3073  от 30 марта 2020 г.,

по встречному заявлению  Волжско-Камского  межрегионального Управления  Федеральной  службы  по надзору  в сфере  природопользования   по Республике Татарстан, г. Казань

к  акционерному обществу «Управление отходами», г. Москва

о взыскании  задолженности по плате  за негативное воздействие на  окружающую среду в  части платы  за  размещение ТКО  за 2018 год в  сумме  6  690 821,04  руб., пени за  несвоевременное   внесение платы за негативное  воздействие  на  окружающую среду  в сумме  436 893,66 руб.  за  период с  02.03.2019 г. по 27.04.2020 г., задолженности по плате  за негативное  воздействие  на  окружающую среду в  части платы  за  размещение  ТКО  за  2019 год  в сумме  2 395 563,77 руб.,  пени за  несвоевременное  внесение платы  за  негативное  воздействие на  окружающую среду в  сумме  2  954,85  руб.  за  период с  02.03.2020 г. по 27.04.2020 г. в  доход бюджетов  бюджетной системы  Российской  Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество  «Управление  отходами» (далее по тексту – заявитель по первоначальному  заявлению )  обратилось в  Арбитражный  суд Республики Татарстан с  заявлением к Волжско-Камскому  межрегиональному  Управлению Федеральной   службы  по надзору в  сфере природопользования  по Республике Татарстан  ( далее  по тексту – ответчик по первоначальному  заявлению, Управление)  о признании недействительными:

1. акта  проведения контроля  за  исчислением  платы   за негативное  воздействие на  окружающую среду  №  17  от 26.03.2020 г.

2. акта проведения  контроля за  исчислением  платы  за негативное  воздействие  на   окружающую среду №  18  от 26.03.2020 г.

3. требования о внесении (довнесении) в  бюджеты  бюджетной системы  Российской  Федерации  платы  за  негативное  воздействие на  окружающую среду  и пеней  №  08-3073  от 30 марта 2020 г.

В свою очередь, ответчик по первоначальному  заявлению  обратился в  Арбитражный  суд Республики Татарстан со встречным  заявлением к  акционерному  обществу  «Управление отходами» о взыскании  задолженности по плате  за негативное воздействие на  окружающую среду в  части платы  за  размещение ТКО  за 2018 год в  сумме  6  690 821,04  руб., пени за  несвоевременное внесение платы за негативное  воздействие  на  окружающую среду  в сумме  436 893,66 руб.  за  период с  02.03.2019 по 27.04.2020, задолженность по плате  за негативное  воздействие  на  окружающую среду в  части платы  за  размещение  ТКО  за  2019 год  в сумме  2 395 563,77 руб.,  пени за  несвоевременное  внесение платы  за  негативное  воздействие на  окружающую среду в  сумме  2  954,85  руб.  за  период с  02.03.2020 по 27.04.2020 в доход бюджетов  бюджетной системы  Российской  Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года в удовлетворении  первоначального   заявления отказано.

Встречное  заявление  удовлетворено. Взыскана с акционерного общества  «Управление  отходами»  в  доход бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2018 г. в сумме 6 690 821,04 руб., пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 436 893,66 руб. за период с 02.03.2019 по 27.04.2020, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2019 г. в сумме 2 395 563,77 руб., пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 954,85 руб. за период с 02.03.2020 по 27.04.2020. Взыскана с акционерного общества  «Управление  отходами»  в  доход федерального бюджета    государственная пошлина в  размере  70631  руб.

В апелляционной жалобе акционерное общество  «Управление  отходами» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.  Считает, что выводы, приведенные в решении суда от 14.09.2020, не соответствуют обстоятельствам дела.

Волжско-Камское  межрегиональное  Управление Федеральной службы  по надзору в  сфере природопользования  по Республике Татарстан представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители АО  «Управление  отходами» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель Волжско-Камского  межрегионального  Управления Федеральной   службы  по надзору в  сфере природопользования  по Республике Татарстан в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что в адрес  филиала заявителя   Управлением было  направлено    требование  №  08-3073  от 30 марта 2020 г.  о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на   окружающую среду за 2018 г. в размере  6  690 821,04 руб., а  также  пени – 404 984, 69 руб., и за  2019 г. в размере  2 395 563, 77 руб., а  также  пени в размере 598,89 руб.

Данное требование основано на акте проведения  контроля за  исчислением платы  за негативное  воздействие  на  окружающую среду  №  17 за период с  01.01.2018 по 31.12.2018 от 26.03.2020, и  акте  проведения  контроля за  исчислением  платы  за негативное воздействие на   окружающую среду  №  18 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019  от 26.03.2020.

Полагая, что  акты  №  17 и  №  18, а  также  требование, основанное на  данных  актах, являются недействительными,  заявитель  оспорил их в  судебном  порядке.

Так, по мнению заявителя, в  акте  проведения  контроля за  исчислением платы  за негативное воздействие на окружающую среду № 17 от 26.03.2020 за  период с  01.01.2018 г. по 31.12.2018  неверно исчислена  плата, исходя  из следующих обстоятельств.

Филиалом  заявителя  08.02.2019 была представлена декларация о плате за  негативное воздействие на  окружающую среду  за  2018 г.

Письмом   №  06/1906  от 16.05.2019  Управлением по Чувашской Республике  в  адрес  заявителя  были  направлены  подписанные  акты  сверки  от 16.05.2019 №  01/2862-1, №  01/2862-2, № 01/2862-3  , № 01/2862-4, составленные по начисленным и  уплаченным  платежам  НВОС  за  период с  01.04.2016 по 31.03.2019.

На основании  приказа  Управления по Чувашской Республике  от 09.09.2019 №  233-П  была  проведена  плановая  выездная  проверка в  отношении филиала заявителя в г. Новочебоксарске с 17.09.2019 по 11.10.2019.

Актом  проверки №  02-37/1136  от 11.10.2019  подтверждается  отсутствие нарушения  правильности  исчисления  и  своевременности  внесения платы  за  НВОС, а  также  отсутствие  задолженности  по данной  плате.

Таким  образом, в течение 9 месяцев со дня  предоставления   декларации о плате  при проведении  контроля за исчислением  платы  нарушений ответчиком   выявлено не было.

Акт  проведения  контроля  за исчислением платы  за  негативное  воздействие  на  окружающую среду  №  18  от 26.03.2020  за период с  01.01.2019 по 31.12.2019  является недействительным по следующим  основаниям.

Филиалом  заявителя  09.03.2020 была представлена  декларация о плате  за негативное воздействие  на  окружающую   среду  за  2018 г.

При этом заявитель полагает, что  29 999,98 тн -  масса  отходов, которая  не  была  размещена, а  находилась у  заявителя на  накоплении. В то время  как Управление  полагает, что у  заявителя отсутствуют места  для накопления отходов  в  связи с  отсутствием  их регистрации  в  территориальной  схеме  накопления отходов.

Также, по мнению заявителя,  требование  Росприроднадзора  о применении 5 –кратного коэффициента, установленное п. 20 Правил исчисления  и  взимания платы  за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства  РФ  от 03.03.2017 № 255  в редакции от 03.03.2017  прямо противоречит  п. 2  Постановления  Правительства  РФ  от 27.12.2019 №  1094  «О внесении  изменений  в постановление  Правительства  РФ  от 03.03.2017 №  255», которым  установлено, что изменения, которые  вносятся в  постановление  Правительства РФ  от 03.03.2017 №  255, вступает в силу со дня  его официального опубликования  и применяется к  правоотношениям, возникшим с  01.01.2019.

Заявитель ссылается на  разъяснения  Министерства  экологии и природных ресурсов  РФ  по вопросу  о плате  за негативное воздействие на  окружающую среду за  2019 г., согласно которому при исчислении  платы за 2019 г. необходимо пользоваться  новой  редакцией постановления Правительства  №  255  от 27.12.2019.

Согласно  п. 20  Правил  255  за  размещение отходов с  превышением  установленных  лимитов  взимается  плата с  пятикратным повышающим  коэффициентом  за   исключением  ТКО.

Согласно  Приказу  Росприроднадзора  №  242 от 22.05.2017 г. «остатки сортировки  ТКО  при совместном  сборе  практически неопасные  относятся к  группе 741 119 00 00 0 «остатки  сортировки  твердых коммунальных отходов, отнесенных к  ТКО».

Более  того, по мнению заявителя,  акт  контроля №  18  от 26.03.2020  противоречит действующему  законодательству, а  именно Правилам  исчисления  и  взимания  платы за негативное  воздействие на  окружающую среду.

Так, Правилами №  255  установлен  порядок  осуществления  контроля за  исчислением  платы,  осуществляемый администратором  платы. Контроль осуществляется  посредством   проведения  мероприятий по проверке  полноты и правильности   заполнения  декларации  о плате  и  соблюдения  сроков  ее  представления.

Так, п. 40  Правил предусмотрено, что при выявлении ошибок  в поданной  декларации  администратор платы  сообщает  об этом  лицу, обязанному  вносить плату, с требованием предоставить в  течение  7  рабочих дней    необходимые  пояснения  и (или) внести соответствующие исправления в  установленный  срок.

Пункт 44 Правил  содержит требования об обязательном  рассмотрении пояснений и  дополнительных материалов, предоставленных лицом, обязанным  вносить плату, при проведении проверки декларации. И только после  рассмотрения данных пояснений либо непредставления   лицом, обязанным  вносить плату, в  установленный   срок, указанных пояснений, администратор  установит факт наличия  ошибок в  декларации о плате, уполномоченные должностные  лица составляют  акт проведения контроля   за  исчислением  платы.

Пунктом  44  Правил  также  предусмотрены  следующие  сроки составления  акта  проведения  контроля: в течение 20 рабочих дней  со дня  предоставления лицом, обязанным  вносить плату, пояснений, или в  течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

В  связи с  тем, что до составления  акта №  18 от 26.03.2020 г.  администратором  контроля не  были   затребованы пояснения  у  заявителя, требования, изложенные в  Требовании  о внесении (довнесении)   платы и пеней №  08-3073  от 30.03.2020 г. и  акте  проведения  контроля №  18 от 26.03.2020 г., по мнению заявителя, являются незаконными.

В связи с тем, что оспариваемое требование  основано на  актах  № 17 и № 18, противоречащих законодательству,  оно, по мнению заявителя,  подлежит  признанию недействительным.

Изложенные  обстоятельства  явились основанием  для обращения  заявителя в  суд  с настоящим   заявлением.

Как  следует  из встречного заявления, в  ходе  проведения  контроля  за  исчислением  Филиалом  акционерного общества  «Управление  отходами» в  г. Новочебоксарск платы за  негативное  воздействие на   окружающую среду за 2018 г.  ответчиком по первоначальному  заявлению   установлено, что  за заявителем  числится задолженность по плате  за  размещение  твердых коммунальных отходов (ТКО) в  сумме  6 690 821,04 руб.

Филиал заявителя  в  г. Новочебоксарск  представил в  Управление  декларацию о плате  за  негативное  воздействие на  окружающую среду за  2018 г. , согласно которой  сумма  платы  составила:

- за  выбросы  загрязняющих веществ в  атмосферный  воздух стационарными  объектами – 71 144,25 руб.;

- за  размещение  отходов  производства – 2 912,62  руб.;

- за размещение  ТКО – 2 063 772,36  руб.

Управление не  согласилось с  исчислением  платы за  размещение ТКО, и, являясь  администратором платы за негативное воздействие  на  окружающую среду, самостоятельно  начислило указанную плату. В результате начисления   сумма  платы  за размещение ТКО составила  8 771 833  руб. 40 коп.

Так, сумма платы  за  размещение отходов: «остатки сортировки ТКО  при совместном  сборе  практически  неопасные»  составляет 2 040 469,26 руб. (117 946,2  тн. Х 17,30 руб.), где  117 946,2  тн  - масса  отходов,  направленная на  размещение; 17,30 руб. – ставка  платы за размещение  отходов  5  класса опасности.

Управление  начислило  плату  за  размещение   отходов: «остатки  сортировки  ТКО  при  совместном  сборе практически  неопасные» в  сумме 8 748 530,30 руб.:

Плата в пределах лимита: 17 879,927 тн х17,30  х0,3 = 92 796,82  руб.,  где 17879,927 тн. – масса  отходов, размещенная в пределах лимита, установленного филиалу  заявителя;

17,30 руб.  – ставка  платы за  размещение отходов  5  класса  опасности;

- 0,3 – понижающий  коэффициент.

Плата  сверх лимита

100 066,283 тн х17,30 х 5= 8  655 733,48 руб., где:

100 066, 283 тн. Масса отходов, размещенная  сверх лимита, установленного филиалу  заявителя,

17,30  руб. – ставка платы  за  размещение отходов  5  класса опасности;

5 – повышающий коэффициент  за  сверхлимитное размещение.

С расчетом  платы  за  размещение  иных видов  ТКО (в разделе  3.1 декларации)  Управление  согласно, сумма  платы  по ним составляет 23 303,10 руб.

Итого плата за  размещение  ТКО за 2018 г. составляет:  8 748 530 ,30 руб. + 23303,10  руб. = 8  771 833,40 руб.

Оплачено ответчиком 2 081 012,36  руб., задолженность составляет 6 690 821,04  руб., пени за период с  02.03.2019 по 27.04.2020 составляет 436 893,66 руб.

В ходе  проведения  контроля за  исчислением  ответчиком платы  за негативное  воздействие на  окружающую  среду за 2019 г. Управлением установлено, что за  филиалом  заявителя в  г. Новочебоксарск  числится  задолженность по  плате  за  размещение  ТКО в  сумме  2 395 563,77руб.

Филиал  заявителя  представил в  Управление  декларацию  о плате  за негативное  воздействие  на  окружающую среду  за  2019 г., согласно которой  сумма  платы  составила:

- за  выбросы  загрязняющих веществ в  атмосферный  воздух стационарными   объектами – 75 310,38 руб. ( оплачено  75 121,66 руб., долг 188,72  руб.);

-  за  размещение отходов  производства – 1 889,48  руб. (оплачено 6 289,05 руб., переплата  4399,57 руб.);

- за размещение  ТКО – 3 641 814, 53  руб.

Управление не  согласилось с  исчислением  платы  за  размещение ТКО, и,  являясь администратором  платы за негативное воздействие на  окружающую среду, самостоятельно   начислило  указанную плату. В результате начисления сумма платы за  размещение  ТКО составила  6 115 425,77 руб.

По мнению заявителя,  сумма  платы  за  размещение  отходов «остатки  сортировки ТКО  при совместном сборе  практически  неопасные»  составляет  3  464 972,08 руб. (в пределах  лимита 17 879,927 тн х 17,30 руб. х 1, 04 = 321695,65  руб., где  сверхлимита 34 940,823тн х 17,30 руб. х5 х 1,04 = 3 143 276,44  руб.),  где 52820,75  тн – масса отходов, направленная на  размещение; 17,30 руб. – ставка платы за размещение   отходов 5  класса опасности; 5 – повышающий  коэффициент  за  сверхлимитное размещение;  1, 04 -  коэффициент  индексации  платы  за 2019 г.

При этом  филиал  заявителя  указывает в  отчете 2-тп «отходы»  за  2019 г. и в  Декларации (раздел 3.1), что образовалось  данных  отходов  82 820,73  тн,  при этом размещено  52 820,75  тн, остальная  масса  отходов – 29 999,98 тн  находится на  накоплении.

Управление начислило плату  за  размещение  отходов: «остатки  сортировки  ТКО при совместном   сборе  практически   неопасные» в  сумме  5  938 583,33 руб.:

Плата в  пределах лимита:

17879,927 тн х 17, 30  руб. х 0,3 х 1,04 = 96508,69 руб., где

17879,927  тн  - масса  отходов, размещенная в пределах лимита, установленного филиалу   заявителя,

17,30 руб. – ставка  платы за  размещение  отходов 5  класса  опасности;

0, 3 – понижающий   коэффициент,

1, 04 – коэффициент   индексации платы за  2019 г.

Плата сверх  лимита:

64940,803  тн х 17,30 руб. х 5 х 1,04=5 842 074,64 руб., где

64940,803 тн  -  масса  отходов, размещенная  сверх лимита, установленного филиалу  заявителя;

17,30   руб. – ставка платы  за  размещение отходов  5  класса  опасности;

5 – повышающий  коэффициент за  сверхлимитное размещение;

- 1,04 – коэффициент  индексации платы за  2019 г.

С учетом платы  за размещение иных видов  ТКО (не  оспариваемых  ответчиком,  указанных в разделе  3.1  декларации) в   размере  176 842,44 руб., плата за  размещение  ТКО за  2019 г. составляет  5 938 583,33 руб. + 176 842,44  руб. = 6 115 425,77руб.

Поскольку  требование  об уплате  не  было исполнено   добровольно,  ответчик  обратился в  суд со встречным   заявлением о взыскании указанных сумм  в  судебном  порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и, удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Правилами N 255.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды и данным Федеральным законом. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

При этом, законодательно установлено, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Законом N 7-ФЗ предусмотрено, что ПНВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

В силу  положений  ст. 16.2  Федерального закона  №  7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

 При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Согласно части 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Как  следует  из материалов  дела   заявителем  08.02.2019  представлена  декларация  о плате  за негативное  воздействие на  окружающую среду (НВОС) за  2018 г., по результатам  проверки данной  декларации  ответчиком составлен  акт от 26.03.2020, из которого  следует, что «предприятием  неверно исчислена  плата за   размещение  отходов: «остатки  сортировки  твердых коммунальных  отходов  при совместном  сборе практически  неопасные (74111912725). По данному  виду  отходов  установлен лимит на размещение в  количестве 17 879,927 тн, фактически образовалось и  размещено 117 946,21 тн.  Соответственно   Управлением  начислена  плата  по данному  виду  отходов в пределах лимита: 17879,927 тн.,  сверхлимита: 100066,283 тн. (п. 20 Правил исчисления  и взимания платы  за негативное  воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №  255   в  ред. от 03.03.2017 г.).

В соответствии с  п. 20 вышеуказанного Постановления  Правительства №  255 (в  первоначальной  редакции) плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами , рассчитывается по формуле:

,

где:

 - платежная база за размещение отходов j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом размещенных отходов и массой или объемом установленных лимитов на их размещение, тонна (куб. м);

 - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 5.

Принимая  во внимание, что  заявителем по первоначальному  иску  были  превышены  установленные   лимиты  на  размещение   отходов за  2018 год,   ответчиком  правомерно применен  5-кратный  повышающий  коэффициент  к  объему, размещенному  сверхлимита.

Установление  в  последующих  редакциях  данного постановления  иного порядка  для  твердых коммунальных  отходов  не  применяется к  отношениям, возникшим  в  2018 г.

Ссылки  заявителя  на  нарушение  порядка  проведения  проверки в  части внесения  платы  судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными и не  влияющими на  обязанность заявителя  по внесению  платы  за  НВОС.

Так, в  соответствии с  п. 37 Правил  исчисления и  взимания платы  за  негативное  воздействие  на   окружающую среду  контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.

Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.          При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.

В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок ( п. 40  Правил).

В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктом  44 Правил предусмотрено, что при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.

В соответствии с п. 46 Правил в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.

Пунктом 47 Правил определено, что при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.

Доводы  заявителя  о том, что  при выявлении несоответствий, содержащихся в  декларации о плате, администратор  платы должен направить  требование  о предоставлении  пояснений или  дополнительных  документов, в то время  как  таких  требований  в  адрес   заявителя не  поступало, суд апелляционной инстанции признает не   влияющими  на  существо  спора, поскольку несоблюдения  данного порядка не  влечет последствий  в  виде   невозможности доначисления  платы или  ее взыскания.

Кроме того, в  актах проверки №  17 и №  18  от 26.03.2020 заявителю было указано на  предложение  по устранению  выявленных недостатков и  нарушений и  проведению мероприятий  по их устранению, и  предложено  представить уточненную декларацию и  обоснованные  пояснения по вопросам  исчисления  платы за  размещение отходов.

Получение  актов заявителем не   отрицается, пояснения в  адрес   ответчика по первоначальному  иску  представлены  не были.

Помимо этого, в  рамках настоящего  дела заявитель, как сторона  по делу, вправе  представить любые  доказательства, подтверждающие  правомерность  своей  позиции, и  в том   числе  те  пояснения и  обоснования, которые  им  могли  бы быть представлены  в порядке, предусмотренном  п. 40  Правил, соответственно, оснований   полагать, что  права   заявителя  в  данном  случае   нарушены, у  суда  не  имеется.

То  обстоятельство, что письмом  №  06/1906  от 16  мая 2019 г. Управление  Федеральной  службы  по надзору в  сфере природопользования по Чувашской  Республике  в  адрес  заявителя  были  направлены  подписанные акты  сверки  от 16.05.2019  №  01/2862-1, №  01-2862-2, № 01/2862-3, № 01/2862-4,  составленные по начисленным  и  уплаченным   платежам  за  НВОС  филиалом  заявителя  за  период с  01.04.2016 по 31.03.2019, не  подтверждает  неправомерность  требования  со стороны   ответчика    уплаты  задолженности  по плате  за  НВОС, которая  была  выявлена  при  последующей  проверке,   свидетельствует об  отсутствии со стороны  ответчика спора  по суммам, внесенным  заявителем  в соответствии с составленной  декларацией.

Доводы  заявителя  о том, что   на основании приказа  Управления  Федеральной  службы  по надзору в  сфере  природопользования  (Росприроднадзора) по Чувашской Республике  от 09.09.2019 г. № 233-П  была  проведена  плановая  выездная  проверка в отношении  филиала заявителя  с17.09.2019 по 11.10.2019, в ходе  которой  также не  было  выявлено отсутствие  задолженности по плате  за  НВОС, суд первой инстанции верно счел  не  влияющими  на  обязанность  заявителя  по  исчислению и  внесению платы в  надлежащем  размере.

Так, пунктом  49 Правил (в  редакции, применяемой  к  правоотношениям, возникшим с 01.01.2019 г.)  предусмотрено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате, мероприятий по проверке своевременности внесения платы выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного пунктом 35 настоящих Правил, не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года и (или) не внесло плату либо внесло ее не в полном объеме в соответствии со статьей 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", администратор платы направляет указанному лицу требование о представлении декларации о плате и (или) о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за соответствующие периоды, а также пеней, начисляемых в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил.

Лицо, обязанное вносить плату, должно представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов, погасить имеющуюся задолженность по плате в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения требования, указанного в абзаце первом настоящего пункта. По истечении указанного срока в случае наличия задолженности по плате администратор платы в соответствии с законодательством Российской Федерации начинает процедуру взыскания платы и пеней в судебном порядке.

Иных последствий установления   задолженности по плате за НВОС за пределами 9-месячного срока, либо после  проверки в  порядке Федерального закона  №  294-ФЗ, действующим  законодательством не  предусмотрено.

Порядок  проверки  декларации, установленный в  отношении  налогов и  сборов  Налоговым  Кодексом  РФ, к  данным правоотношениям  не применим.

Грубых  нарушений, установленных  ст. 20  Федерального закона  №  294-ФЗ  от  26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",   которые могли  бы  свидетельствовать  о недействительности  результатов  проверки, при проведении проверки ответчиком правильности   и  полноты  исчисления платы  за  НВОС  судом первой инстанции  не  установлено.

С учетом  изложенного суд первой инстанции верно указал, что оснований  для  признания   актов    проверки и  основанного  на  них требования о внесении (довнесении) в  бюджеты   бюджетной системы  РФ  платы за  НВОС  от 30.03.2020 г. №  08-3073  не  имеется.

Как следует  из материалов дела, 09.03.2020   заявителем  была  представлена  декларация  о плате за  НВОС  за  2019 г., по результатам проверки  которой   ответчиком  было  установлено неправильное  исчисление платы за размещение отходов:  «остатки  сортировки  твердых коммунальных  отходов при совместном  сборе  практически неопасные» (74111912725).

По данному  виду  отходов  заявителю установлен  лимит  на  размещение в  количестве  17 879,927  тн. (документ  об утверждении   нормативов  образования  отходов и  лимитов на  их размещение  №  729  от 19.07.2017 г.).

 В декларации  указано на  фактическое  образование 82820, 73  тн,  размещено 52820,75  тн.  Однако  согласно  территориальной  схеме  обращения с отходами производства  и потребления  на территории  Чувашской  Республики  у  филиала заявителя в г. Новочебоксарск  отсутствуют места  накопления  отходов, соответственно,  Управлением  сделан  вывод о том, что данные  отходы направлены на  размещение.

 Управлением   начислена  плата по данному  виду  отхода  в пределах лимита: 17879,927 тн,  сверхлимита – 64940,803  тн  с  учетом  5-кратного повышающего  коэффициента в  соответствии с  п. 18 (1) Правил (в редакции постановления  от 27.12.2019 г. №  1904).

Так, в  соответствии с п. 18.1  Правил  № 255 (в редакции, применяемой  к правоотношениям, возникшим с 1.01.2019 г.) 18.1. Плата за размещение твердых коммунальных отходов () рассчитывается лицом, обязанным вносить такую плату, по формуле:

где:

 - платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату при размещении твердых коммунальных отходов, за отчетный период как объем или масса твердых коммунальных отходов, принятых в целях их размещения, за исключением объема или массы твердых коммунальных отходов из общего объема или массы принятых твердых коммунальных отходов, которые были утилизированы в течение отчетного периода, тонна (куб. м);

 - платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности, образовавшихся у лица, обязанного вносить плату при размещении твердых коммунальных отходов, в собственном производстве в пределах лимитов на их размещение, определяемая за отчетный период как объем или масса твердых коммунальных отходов, образованных в собственном производстве, в количестве равном или менее установленных лимитов на размещение отходов. Для объектов II категории платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности определяется как объем или масса размещенных твердых коммунальных отходов в количестве, не превышающем объем или массу твердых коммунальных отходов, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов III категории платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности определяется как объем или масса размещенных отходов, указанные в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, тонна (куб. м);

 - платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности, образовавшихся у лица, обязанного вносить плату при размещении твердых коммунальных отходов, в собственном производстве, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой размещенных твердых коммунальных отходов, образованных в собственном производстве, и объемом или массой установленных лимитов на их размещение. Для объектов II категории платежная база за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности определяется как разница между объемом или массой размещенных твердых коммунальных отходов, образованных в собственном производстве, и объемом или массой твердых коммунальных отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов III категории платежная база за размещение твердых коммунальных отходов определяется как разница между объемом или массой твердых коммунальных отходов, образованных в собственном производстве, и объемом или массой размещенных твердых коммунальных отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, тонна (куб. м);

 - ставка платы за размещение твердых коммунальных отходов j-го класса опасности в соответствии с постановлением N 913, постановлением N 758, рублей/тонна (рублей/куб. м);

 - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, равный 5, а с 1 января 2020 г. равный 25.

Доводы заявителя апелляционной жалобы заявителя  о том, что  29 999,98 тонн ТКО находится на  накоплении (на  срок до 11  месяцев) не нашли  своего документального подтверждения в  ходе  судебного  разбирательства.

Как  было указано  выше,  в  отношении  заявителя  была  проведена   плановая  выездная  проверка (филиала в  г. Новочебоксарск) в  период  с 17.09.2019 по 11.10.2019.

В ходе  данной  проверки   мест  накопления  отходов  проверяющими  обнаружено не  было.

Как  поясняет заявитель, 29 999,98 тн  ТКО были получены им и накапливались в  период после проверки (ноябрь, декабрь 2019 г.).

В подтверждение  данного обстоятельства  представлены  акты ООО «МВК «Экоцентр»  об оказании  заявителем услуг по захоронению  ТКО.

Вместе  с  тем, суд первой инстанции верно указал, что данные  акты не  свидетельствуют о накоплении   заявителем  указанного выше   объема  отходов, а  только подтверждают их  размещение.

Заявителем представлен  Технологический  регламент  эксплуатации  объектов  Филиала  АО «Управление  отходами» в г. Новочебоксарск, утв. 20.05.2019 г.  в подтверждение   накопления  отходов.

Однако из анализа  данного документа  также  не  следует, что   в  процессе  деятельности  филиала заявителя  предусмотрено  накопление  отходов  на  срок  до 11 месяцев.

Так,  согласно данному  Технологическому  регламенту, Филиалом  является  предприятие, состоящее  из четырех составных  объектов:

- мусороперегрузочная  станция  с элементами  сортировки  мощностью  не  менее  150 000 тн/год в  г. Чебоксары, расположенная по адресу:  г. Чебоксары,  Марпосадское  шоссе, 24;

- мусоросортировочный   комплекс  мощностью не  менее 150 000 тн/год,  расположенный  по адресу:  г. Новочебоксарск, Шоршельский   пр-д, вл.16;

- Карта  складирования № 1  Объекта  переработки и  захоронения  твердых и  бытовых отходов,  расположенная  по адресу:  г. Новочебоксарск, Шоршельский  пр-д, вл.16А;

- Карта  складирования  №  2  Объекта  переработки и захоронения  твердых  и бытовых  отходов, расположенная  по  адресу:  г. Новочебоксарск, Шоршельский  пр-д, вл. 16А.

Мусоросортировочный  комплекс состоит  из:

- одноуровневый  цех сортировки ТКО, который в  свою очередь состоит из трех  зон:  участок  приемки ТКО – закрытая  стеновыми или иными панелями с  трех сторон  площадка  для предотвращения  разноса  ветром ТКО, участок  основной сортировки и  прессования  вторсырья, участок  отгрузки  ТКО;

- пункт КПП;

- весовая зона, электронные  автомобильные весы;

-  площадка  складирования  КГМ с  ограждением;

-  административно-бытовые и  технические  помещения.

Учет принимаемых   отходов на  объекты Филиала  ведется  по фактической  массе  завезенных отходов.

Технологическое  оборудования сортировки  представляет собой  линию сортировки  ТКО, линию прессования  отсортированных фракций  ТКО, и  линию тюкования (брикетирования) хвостов  сортировки. Линия состоит  из:

- площадка  выгрузки ТКО,

- разрыватель пакетов

- предварительная  сортировка  ТКО

- барабанный грохот для отсева мелкой  фракции из ТКО

- основная  сортировка  ТКО

- участок  тюкования (брикетирования)хвостов  сортировки

- участок  прессования и  складирования  вторсырья

- площадка  хранения  бункеров.

Ни один  из этапов  технологического процесса, согласно представленному    регламенту, не  предусматривает  временного накопления отходов в значительном объеме на  срок до 11 месяцев.

Каких-либо иных  документов (инструкций и отчетов производственного контроля, документов о перемещении отходов, документации, подтверждающей организацию и эксплуатацию участка временного накопления отходов) в обоснование  своей  позиции  заявитель  не  представил.

Доводы  заявителя апелляционной жалобы заявителя  о  том, что имела место внештатная  ситуация, связанная  с нарушением  регламента и выходом  из строя  оборудования, не   были  подтверждены  какими-либо доказательствами.

Ссылки  заявителя  на  заключение  экспертной  комиссии  государственной   экологической  экспертизы  проектной документации  «Переработка и  захоронение  твердых бытовых  отходов»,   также  не  подтверждают  наличия  мест накопления  ТКО, а  также  то, что  до  их  размещения  на  карте  складирования    отходов  осуществляется  их накопление.

Напротив,   после  разгрузки ТКО, осуществляется  их сортировка, брикетирование  и  размещение (захоронение) на  участках постоянного складирования.

Как  обоснованно  указано  ответчиком,  предпроектной документацией  «Реконструкция  объекта «Переработка и   захоронение  ТБО (для  г. Чебоксары, г. Новочебоксарска и Чебоксарского района)»  предусмотрено  накопление только отдельных   видов  отходов,  которые   образуются  в результате  деятельности  самого заявителя, при этом, такого вида  отходов как «остатки сортировки твердых   коммунальных  отходов  при совместном  сборе  практически неопасные»  не  имеется, что также  подтверждает  их  размещение на  картах складирования  без накопления.

Ссылка  заявителя  на  правомерность накопления отходов  на  объектах филиала   в  г. Новочебоксарск, установленную  в рамках  дела  А79-7493/2016,  судом первой инстанции верно  признана неотносимой  к существу  рассматриваемого спора, поскольку  заявителю не   вменяется  осуществление безлицензионной  деятельности в  рамках настоящего дела, а   доказательства  осуществления   накопления отходов  в рамках настоящего дела, по мнению суда,  заявителем  не представлены.

Согласно части 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Расчет пеней,  предъявленных в рамках встречного иска, заявителем  по первоначальному  иску не   оспорен, судом первой инстанции  проверен, и обоснованно признан  верным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.

Относительно доводов заявителя, касающихся наличия подписанных актов сверки расчетов, суд апелляционной инстанции полагает, что наличие подписанных актов сверки расчетов от 16.05.2019 № 01/2862-1, № 01/2862-2, № 01/2862-3 и № 01/2862-4 не могут свидетельствовать об отсутствии у Общества обязанности по внесению доначисленной Управлением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, поскольку сам по себе акт сверки взаимных расчетов не является «первичным» документом и безусловным доказательством отсутствия либо наличия задолженности.

Кроме того, подписанные акты сверки свидетельствуют только лишь об отсутствии со стороны Управления спора по суммам, внесенным Обществом в соответствии с декларациями, составленными самим Обществом.

Доначисление по виду отходов «остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные» (код отхода по ФККО 74111912725) за 2018 г. осуществлено Управлением по следующим основаниям.

По данному виду отходов установлен лимит на размещение в количестве 17 879,927 тн. (Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 729 от 19.07.2017), фактически образовалось и размещено: 117 946,21 тн. (подтверждено отчетом Общества 2-тп «отходы» за 2018 г.).

Соответственно, Управлением начислена плата по данному виду отходов в пределах лимита: 17 879,927 тн., сверхлимита: 100 066,283 тн. с учетом 5-ти кратного повышающего коэффициента (на основании п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255).

Общество ссылается на то обстоятельство, что в рамках плановой выездной проверки в отношении АО «Управление отходами» в 2019 г. в акте проверки указывается об отсутствии нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на | окружающую среду.        В то же время, в соответствии с пунктом 37 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, Правилами № 255 допускается проводить контроль платы либо по факту получения декларации о плате, либо в рамках проведения государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Невыявление нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. в рамках плановой проверки АО «Управление отходами» в 2019 г. не свидетельствует о том, что такие нарушения не могут быть выявлены в рамках проведения контроля платы по факту получения от АО «Управление отходами» декларации о плате, а также не свидетельствует об отсутствии нарушений и об освобождении Общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Проведение контроля за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил № 255 (9 мес. со дня приема декларации), также не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. со стороны Общества и об освобождении Общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Срок проведения контроля, установленный пунктом 37 Правил № 255, не является пресекательным, кроме того, в правилах не предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока результаты контроля признаются недействительными, как это, например, предусмотрено в ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также Управлением соблюден срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об отсутствии мест накопления отходов у Общества и не представлении Обществом доказательств данному факту.

Довод апелляционной жалобы о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение ТКО за 2019 г. рассчитана в соответствии с п. 20 Правил № 255 ошибочен, поскольку такая плата рассчитана Управлением в соответствии с п. 18(1) Правил № 255 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1094).

Таким образом, применение Управлением пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение ТКО за 2019 г. является обоснованным.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Поскольку заявителем апелляционной жалобы ошибочно оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500  рублей, она подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по делу № А65-8814/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Вернуть акционерному обществу  «Управление  отходами» из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05 октября  2020 года №3053 в размере 1500 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      С.Ю. Николаева

                                                                                                                 Е.Г. Филиппова