ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15649/16 от 26.12.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 декабря 2016 года Дело №А72-10327/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Филипповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области – не явился, извещен,

от Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – не явился, извещен,

от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2016 года по делу №А72-10327/2016 (судья Корастелев В.А.)

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028)

к Управлению финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ОГРН 1027300516330, ИНН 7304002651)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ОГРН 1027300515263, ИНН 7301002188)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника

об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам, включая счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 02 сентября 2015 года серии ФС № 005840665,

УСТАНОВИЛ  :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учрежде­ние) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением Управлению финансов муниципального образова­ния «Барышский район» Ульяновской области, просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника и обязать приостановить операции по всем лицевым счетам, включая счета струк­турных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 02 сентября 2015 года серии ФС № 005840665.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2016 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, решением от 27.07.2015 по делу № А72-7661/2015 Арбитражный суд Ульяновской области взыскал с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Совет­ского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственно­го учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области задолженность по страховым взносам и пени в ПФР и ФФОМС.

Судом первой инстанции на принудительное исполнение вышеуказанного решения выдан исполнительный лист от 02 сентября 2015 года серии ФС № 005840665, который был направлен к исполнению в Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области с заявлением от 08.09.2015 № 542 и получен ответчиком нарочно, о чем имеется отметка от 09.09.2016г.

В соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ в отношении должника -муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального обра­зования «Барышский район» Ульяновской области, по своей организационно-правовой форме должник является муниципальным бюджетным учреждением.

В сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, судебный акт исполнен не был.

Считая данное бездействие незаконным и нарушающим права и интересы заявителя, УПФ в г.Барыше и Барышском районе обжалует бездействие ответчика в судебном порядке.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 30/64 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указано, что право на судебную за­щиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Консти­туции Российской Федерации.

Вступившие в законную силу акты арбитражных судов согласно статье 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 16 АПК Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное прояв­ление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области подлежат безусловному исполнению.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Россий­ской Федерации.

Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уве­домления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пре­делах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или ре­шении налогового органа.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учрежде­ние - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходо­ванию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных доку­ментов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Таким образом, статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.

В силу пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 Кодекса, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1. Положения «Об Управлении финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области» утвержденного решением Совета депу­татов муниципального образования «Барышский район» от 23.12.2009 № 20/128, Управление, являясь органом местного самоуправления Барышского района, обеспечивает проведение финансовой политики, осуществляет управление в сфере финансов и налоговой политики, бюджетного процесса в Барышском районе, исполнение районного бюджета и консолидированного бюджета района, контроль за соблюдением бюджетного законодательства распорядителями и получателями средств местного бюджета и другими участни­ками бюджетного процесса, координирует деятельность специалистов по финансовым вопросам городских и сельских поселений.

Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность исполнить указанный выше исполнительный документ арбитражного суда.

Материалами дела подтверждается, что предъявленный к исполне­нию исполнительный лист не был возвращен в адрес УПФ в Барышском районе Ульянов­ской области в установленный БК РФ срок, то есть, принят ответчиком к исполнению, при этом должник по исполнительному листу в трехмесячный срок не исполнил в полном объ­еме свое денежное обязательство в порядке, предусмотренном бюджетным законодатель­ством; а ответчик, в свою очередь, не приостановил по истечению предусмотренного вышеуказанными нормами трехмесячного периода осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный, судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его не­исполнению.

В силу положений статьи 242.5 БК РФ и статей 65, 200 АПК РФ ответчик в рамках настоящего дела должен доказать, что предпринял все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание представленное в доказательство принятия мер по исполнению исполнительного документа арбитражного суда уведомление о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом (лицевых) счете (счетах) от 31.12.2015 № 1477. При этом суд первой инстанции правомерно учел, что согласно представленной выписке из лицевого счета за период с 01.01.2016 по 22.08.2016 движение денежных средств по ли­цевому счету фактически осуществлялось. Таким образом, надлежащие доказа­тельства принятия мер по исполнению решения суда ответчиком не представлены.

С учетом совокупности данных обстоятельств, принимая во внимание, что исполнительный документ не исполнен, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требования УПФ Барышском районе о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неприостановлении опе­раций по счетам должника - муниципального бюджетного общеобразовательного учрежде­ния «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, не соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в его экономической деятельности, связанной, в том числе, с обязанностью своевременного пополнения средств Пенсионного фонда РФ.

В связи с неисполнением судебного акта нарушаются права застрахованных лиц - работников муниципального бюджетного общеобразо­вательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Улья­новской области, создаются препятствия для реализации их конституционного права на государственную пенсию.

Начиная с 01.01.2002 страховые взносы в Пенсионный фонд носят характер индивидуально возмездных платежей, персональным целевым назначением которых является реа­лизация прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Неисполнение исполнительного листа приводит к непоступлению страховых взносов на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц - работников страхователя, что может повлечь за собой нарушение их прав.

В соответствии с ФЗ от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» накопительная часть трудовой пен­сии направляется на инвестирование средств пенсионных накоплений. При неисполнении решений суда о взыскании страховых взносов в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии суммы, несвоевременно уплаченные, либо не уплаченные совсем, не поступают на инвестирование средств пенсионных накоплений, и, следовательно, не приносят инвести­ционного дохода. Источник возмещения указанных потерь, как и механизм их возмещения, законодательством не урегулирован. Соответственно, неисполнением судебного акта нарушаются права застрахованных лиц на получение инвестиционного дохода.

Исходя из норм действующего бюджетного законодательства, приостановление операций по счетам должника является не правом, а обязанностью органа, в который направлен исполнительный лист. При этом отсутствие бюджетного финансиро­вания не может являться препятствием для приостановления операций по счетам.

На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.

В случае удовлетворения требования о признании незаконным бездействия, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и закон­ных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 02 сентября 2015 года серии ФС № 005840665 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2016 года по делу №А72-10327/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Б. Корнилов

Судьи Е.Г. Филиппова

Н.В. Сергеева