ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1566/19 от 27.02.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 марта 2019 года                                                                          Дело № А65-23254/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 27 февраля 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  04 марта 2019 года  

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Сурайкиной А.В.,

с участием:

от Акционерного общества «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» -  представители ФИО1.(доверенность от 25.02.2019), ФИО2.(доверенность от 31.12.2018),

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 -  представитель ФИО3.(доверенность от 20.02.2019),

от УФНС России по Республике Татарстан -  представитель ФИО4.(доверенность от 03.12.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 4, дело по  апелляционной жалобе  Акционерного общества «Внешнеторговая компания «КАМАЗ»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года по делу              № А65-23254/2018 (судья Хамитов З.Н.),

по  заявлению  Акционерного общества «Внешнеторговая компания «КАМАЗ», г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Республике Татарстан,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №133 от 18.07.2018г., о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №130, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №131, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №135, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №136, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №137,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Республике Татарстан, (далее – третье лицо), о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №133 от 18.07.2018г., о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №130, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №131, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №135, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №136, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2018г. №137.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, Акционерное общество «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на недоказанность факта пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, которые привели к существенной угрозе общественным отношениям.

Ссылается на то, что заявитель предпринял реальные меры, направленные на получение из банка Китая подтверждающих банковских документов, добросовестно исполнял свою обязанность по соблюдению требований Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле».

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4, УФНС России по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в судебном заседании уточнил, что Пунктом 2.2 Приказа ФНС России от 13.11.2018 г. N ММВ-7-4/643@ «О структуре и предельной численности территориальных органов Федеральной налоговой службы» установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, исключена из структуры Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан и переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

18.07.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань вынесено постановление о назначении административного наказания №133 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 18.07.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания №130 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 18.07.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания №136 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 18.07.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания №137 о привлечении заявителя к административной ответственности предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 18.07.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания №135 о привлечении заявителя к административной ответственности предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 18.07.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания №131 о привлечении заявителя к административной ответственности предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд с заявлением о признании постановлений №133, № 130, № 131, № 135, № 136, № 137 от 18.07.2018 незаконными, их отмене.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) -резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в редакции проверяемого периода, является нарушение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

В силу части 2 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в соответствии с обязательными для них актами органов валютного регулирования.

Частью 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации   при   межгосударственных   или межправительственных      организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 819 от 28.12.2005 утверждены «Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил № 819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2-х экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее -подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Порядок представления подтверждающих банковских документов регламентируется п. 5 Правил, согласно которому «подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала».

В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (пункт 10 Правил).

Из пункта 7 Правил № 819 следует, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что 27.12.2002 АО «ВТК «КАМАЗ» открыт счет № 808212191908092001 в банке «BANK OF CHINA» (Китайская Народная Республика).

В ИФНС России по г. Набережные Челны 04.04.2003 представлено уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Помимо этого, 27.12.2002 АО «ВТК «КАМАЗ» открыт счет № 808212191908092014 в банке «BANK OF CHINA» (Китайская Народная Республика).

В ИФНС России по г. Набережные Челны 04.04.2003 представлено уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Кроме того, АО «ВТК «КАМАЗ» 27.12.2002 открыт счет № 808212191908092014 в банке «BANK OF CHINA» (Китайская Народная Республика).

В ИФНС России по г. Набережные Челны 04.04.2003 представлено уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Таким образом, банк «BANK OF CHINA», расположенный на территории Китайской Народной Республики и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, открывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» требования о представлении налоговым органам отчетов по данным счетам (вкладам).

Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.

Письмом ФНС России от 07.06.2011 № АС-4-2/9070@ «О проведении мероприятий валютного контроля» установлено, что «обязанность по контролю за своевременностью, достоверностью и полнотой представления крупнейшими налогоплательщиками уведомлений и отчетов возлагается на межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам».

АО «ВТК «КАМАЗ» 13.07.2017 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №808212191908092014 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 2 квартал 2017 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету № 808212191908092014 (в юанях) за 2 квартал 2017 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427@ от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № 808212191908092014 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

В связи с изложенным Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету № 808212191908092014, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 21.03.2018 № 85-231 , от 09.07.2018 № 85-561, от 31 05.2018 №85-434 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета № 808212191908092014.

Инспекцией составлен протокол №168120180711004601 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №130 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №130 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

АО «ВТК «КАМАЗ» 16.01.2018 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №808212191908092001 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 4 квартал 2017 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету №№808212191908092001 (в юанях) за 4 квартал 2017 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427® от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № №808212191908092001 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

В связи с изложенным Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету №№808212191908092001, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 06.06.2018 № 85-465, от 31.05.2018 № 85-434, 09.07.2018 №85-561 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета №№808212191908092001.

Инспекцией был составлен протокол №168120180711005101 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №135 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №135 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

АО «ВТК «КАМАЗ» 16.10.2017 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №№808212191908092001 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 3 квартал 2017 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету №№808212191908092001 (в юанях) за 3 квартал 2017 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427® от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № №808212191908092001 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

В связи с изложенным Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету №№808212191908092001, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 06.06.2018 № 85-465, от 31.05.2018 № 85-434, 09.07.2018 №85-561 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета №№808212191908092001.

Инспекцией был составлен протокол №168120180711004901 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №133 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №133 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

АО «ВТК «КАМАЗ» 19.04.2018 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №808212191908092014 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 1 квартал 2018 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету №808212191908092014 (в юанях) за 1 квартал 2018 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427® от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № 808212191908092014 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету №808212191908092014, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 06.06.2018 № 85-465, от 31.05.2018 № 85-434, 09.07.2018 №85-561 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета №808212191908092014.

Инспекцией был составлен протокол №168120180711005201 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №136 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №136 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

АО «ВТК «КАМАЗ» 19.04.2018 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №№808212191908092001 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 1 квартал 2018 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету №№808212191908092001 (в юанях) за 1 квартал 2018 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427® от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № №808212191908092001 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

В виду вышеизложенного Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету №808212191908092001, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 06.06.2018 № 85-465, от 31.05.2018 № 85-434, 09.07.2018 №85-561 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета №808212191908092001.

Инспекцией был составлен протокол №168120180711005301 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №137 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №137 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

АО «ВТК «КАМАЗ» 13.07.2018 в Межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 представлен отчет о движении средств по счету №808212191908092001 (в юанях), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за 2 квартал 2017 года.

Письмом Инспекции №8 от 27.02.2018 №02-74/0169дсп в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ направлен отчет о движении средств по счету №808212191908092001 (в юанях) за 2 квартал 2017 года АО «ВТК «КАМАЗ».

Инспекцией установлено, что отчет представлен без подтверждающих банковских документов.

Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» направлено сообщение от 14.03.2018 № 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.

В ответ на запрос Инспекции № 2.10-0-40/02427® от 14.03.2018 АО «ВТК «КАМАЗ» сообщило (исх. № 85-231 от 21.03.2018) об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счету № №808212191908092001 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету «заблокированы налоговым органом Китая».

В связи с изложенным Инспекцией в адрес АО «ВТК «КАМАЗ» 29.03.2018 направлено письмо № 2.10-0-40/03194@ с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счету №808212191908092001, в том числе переписку с «BANK OF CHINA», по вопросу представления подтверждающих банковских документов.

Письмами АО «ВТК «КАМАЗ» от 10.04.2018 № 85-296, от 06.06.2018 № 85-465, от 31.05.2018 № 85-434, 09.07.2018 №85-561 представлены копии документов и переписка по закрытию Представительства ЗАО «ВТК КАМАЗ» и счета №№808212191908092001.

Инспекцией был составлен протокол №168120180711004701 от 11.07.2018 об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено определение №131 от 11.07.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Инспекцией вынесено постановление №131 от 18.07.2018 о назначении административного наказания.

С учетом вышеизложенного административным органом сделан правильный вывод о несоблюдении заявителем требований п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ и п. 5 Правил, что составляет объективную сторону вменяемого правонарушения.

Нарушение Обществом перечисленных требований законодательства установлено судом и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно установлены правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ФНС России в письме от 12.07.2013 № АС-4-2/1251 разъяснило, что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в Отчете, заполнения Отчета неполностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, не направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) Отчета   и   (или)   надлежащим   образом   оформленных   подтверждающих   банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления Отчетов с подтверждающими банковскими документами.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или совершение деяния в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлены.

Судом правомерно отклонены доводы заявителя о попытках предпринять все меры, которые от него зависят, поскольку представительство АО «ВТК «КАМАЗ» в г. Пекин является обособленным подразделением юридического лица и обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, в том числе блокировка налоговым органом операций по счетам в целях погашения образовавшихся долгов и процентов за просрочку платежей.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статьи 2.2) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вопрос вины исследован административным органом и отражен в оспариваемом постановлении.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.

Как верно указал суд, информация, содержащаяся в представляемых инспекции отчетах, необходима ей, как агенту валютного контроля, для осуществления своих контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций.

Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.

Поскольку заявителем не приведены обстоятельства, находящиеся вне контроля Общества и препятствующие исполнению надлежащим образом обязанности по своевременному выполнению обязанности по представлению банковских документов к отчету о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в силу судебном акте по делу А65-23277/2018.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о законности и обоснованности  оспариваемых постановлений о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, материалами дела доказан факт нарушения заявителем ч. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле» (отчёт представлен без подтверждающих банковских документов).

В апелляционной жалобе АО «ВТК «КАМАЗ» приведены доводы об отсутствии в его действиях вины в совершении правонарушения, поскольку основаниями для непредставления подтверждающих документов к отчётам о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банке «BANK OF CHINA» (Китайская Народная Республика) явилась блокировка налоговым органом г. Пекин операций по указанным счётам в целях погашения образовавшихся долгов и процентов за просрочку платежей представительства АО «ВТК «КАМАЗ», а также ликвидация данного представительства ещё 15.10.2012. В связи с чем, заявитель полагает, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Однако, из материалов дела не усматривается наличие доказательств невозможности соблюдения АО «ВТК «КАМАЗ» требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно  не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости  и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года по делу              №А65-23254/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                В.Е.Кувшинов 

                                                                                                                           А.А.Юдкин