ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15950/2016 от 23.01.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 января 2017 года                                                                     Дело А65-5394/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена               23 января 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено                26 января 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корнилова А.Б.,

судей Филипповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от ООО «АгроТакт» – ФИО1 (директор - решение от 10.10.2015), ФИО2 (доверенность от 06 октября 2016 года),

от Кабинета Министров Республики Татарстан – ФИО3 (доверенность от 28.12.2015 № 21-53/16228),

от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – ФИО3 (доверенность от 27.12.2016 № 1-30/16340),

от Министерства финансов Республики Татарстан – не явился, извещен,

от ООО «Газпром трансгаз Казань» – ФИО4 (доверенность от 25.10.2016 №815),

от ООО «Газпром центрремонт» – Доминго Е.В. (доверенность от 01.01.2017 № 3989),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «АгроТакт» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года по делу № А65-5394/2016 (судья Иванов О.И.)

по заявлению ООО «АгроТакт», Высокогорский район,

к Кабинету Министров Республики Татарстан

с участием третьих лиц:

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан;

Министерства финансов Республики Татарстан;

ООО «Газпром трансгаз Казань»;

ООО «Газпром центрремонт»,

о признании недействительным постановления №10 от 14.01.2016,

УСТАНОВИЛ:

ООО «АгроТак» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан с требованием о признании недействительным постановления №10 от 14.01.2016г. «Об изъятии земельного участка для государственных нужд».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В описательной части решения суда имеется указание на то, что наименование ответчика по ходатайству заявителя протокольным определением заменено на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан. Несмотря на такое указание, во вводной части решения, наименование ответчика указано как Кабинет Министров Республики Татарстан. Представители ответчика, которые участвовали во всех судебных заседаниях, имели доверенности, подписанные премьер-министром РТ ФИО5, от имени Кабинета Министров Республики Татарстан, все письменные ходатайства по делу были заявлены также от имени Кабинета Министров Республики Татарстан.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что оспариваемое постановление в реквизитах имеет указание на принятие его Кабинетом Министров Республики Татарстан, а подписано оно премьер-министром РТ, правильным наименованием ответчика следует считать Кабинет Министров Республики Татарстан, как это и было указано в исковом заявлении изначально.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ООО «АгроТак» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.

В материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу от Кабинета Министров РТ и от третьих лиц: Министерства финансов РТ, Министерства земельных и имущественных отношений РТ, ООО «Газпром Центрремонт» в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержали.

Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал, считая, что вынесенное постановление соответствует закону.

Представители третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений РТ, ООО «Газпром Центрремонт», ООО «Газпром трансгаз Казань» поддержали позицию ответчика.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер 16:16:040603:108, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 1082102  кв.м., адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, Березинское сельское поселение, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.04.2016 №90-16845764.

14.01.2016г. Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях реализации проекта «Реконструкция газопровода Миннибаево – Казань на участке 220 - 285 км», в соответствии со статьей 49, главой VII1 Земель­ного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан, принято постановление №10 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд» (далее – Постановление).

Указанным документом Кабинет Министров Республики Татарстан постановил:

1) принять предложение Министерства земельных и имущественных отноше­ний Республики Татарстан об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастро­вым номером 16:16:040603:108 площадью 108.2102 гектара, расположенного в Высокогорском муниципальном районе (далее - земельный участок), находящегося в собственности ООО «АгроТакт», для размещения объектов газоснабжения;

2) Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татар­стан в установленном порядке обеспечить:

- определение выкупной цены земельного участка и заключение соответствую­щего соглашения с его собственником;

- уведомление собственника о предстоящем изъятии земельного участка;

- проведение государственной регистрации настоящего постановления и изве­щение собственника земельного участка о произведенной регистрации с указанием ее даты;

- предъявление соответствующих исков в суд в случае несогласия собственника с решением об изъятии земельного участка;

- проведение государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на выкупленный земельный участок.

3) Министерству финансов Республики Татарстан после определения выкуп­ной цены земельного участка внести в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения об объемах и источниках финансирования затрат на приобретение в собственность Республики Татарстан земельного участка.

Полагая, что данным постановлением нарушены права и законные интересы ООО «АгроТак», заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование требований, заявитель указывал на отсутствие оснований для изъятия земельного участка и на нарушение процедуры изъятия.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции посчитал установленными следующие обстоятельства.

Оспариваемое Постановление принято в целях реализации проекта «Реконструкция газопровода Миннибаево – Казань на участке 220 - 285 км», в соответствии со статьей 49, главой VII1 Земель­ного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан.

На основании части 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Суд первой инстанции сослался на то, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (часть 3 статьи 56.3 ЗК РФ).

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 N 134 (ред. от 04.05.2013) утверждена Схема территориального планирования Республики Татарстан, согласно которой реконструкция участка газопровода "Миннибаево - Казань" протяженностью 65 километров включена в мероприятия по развитию газоснабжения республики (раздел 3.8.5).

Решением Совета Высокогорского Муниципального района Республики Татарстан от 31.03.2014 N 340 утверждена Схема территориального планирования Высокогорского муниципального района.

В материалы дела представлена техническая документация по проекту «Реконструкция газопровода Миннибаево – Казань на участке 220 - 285 км», в частности: задание на разработку проекта от 17.06.2003г., технические требования на разработку проекта, положительное заключение государственной экспертизы №0504-12/КГЭ-1702/02 от 10.12.2012г., подготовленное Федеральным государственным учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд для строительства объектов систем газоснабжения, по мнению суда первой инстанции, принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории (Схема территориального планирования Республики Татарстан (ред. от 04.05.2013), Схема территориального планирования Высокогорского муниципального района от 31.03.2014).

Ссылка общества на пропуск срока (часть 3 статьи 56.3 ЗК РФ), по мнению суда первой инстанции, является необоснованной.

Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 данного кодекса.

Доводы общества, относительно отсутствия ходатайства об изъятии земельного участка для государственных нужд, отклонены судом, так как уполномоченный орган исполнительный власти вправе принять решение об изъятии по собственной инициативе.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции посчитал установленным отсутствие оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и отказал в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.

Отклоняя довод заявителя о пропуске Кабинетом Министров РТ трехлетнего срока на принятие решения об изъятии земельного участка, определенного ч.3 ст.56.3 ЗК РФ, суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства.

Схема территориального планирования Республики Татарстан утверждена постановлением Кабинета Министров РТ №134 от 21 февраля 2012 года, т.е. более чем за пять лет до принятия оспариваемого постановления.

Суд первой инстанции, сославшись на то, что это схема имеет более позднюю редакцию (от 04 мая 2013г.), не принял во внимание то, что постановление Кабинета Министров РТ от 04.05.2013г. озаглавленное как «О внесении изменений в Схему территориального планирования Республики Татарстан утвержденную постановлением Кабинета Министров РТ №134 от 21 февраля 2012 года» не вносит никаких изменений в ту часть схемы, которая касается предоставления участка под реконструкцию газопровода Миннибаево – Казань на участке 220 - 285 км. Решение о проведении реконструкции этого объекта, под осуществление которой предполагалось изъять земельный участок, нашло отражение сразу в первоначальной редакции схемы, утвержденной в 2011 году.

Ссылка суда первой инстанции на Схему территориального планирования Высокогорского муниципального района от 31.03.2014г. не имеет отношения к существу рассматриваемого в рамках настоящего дела вопроса. Постановление об изъятии земельного участка принималось не администрацией Высокогорского муниципального района, а Кабинетом Министров РТ, а сам земельный участок предполагалось обратить в собственность Республики Татарстан, а не муниципального района.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления, Кабинет Министров РТ допустил нарушение требований ч.3 ст. 56.3 ЗК РФ, поскольку размещение объекта на «спорном» земельном участке предусмотрено схемой территориального планирования ранее, чем за три года, до принятия постановления о его изъятии.

Кроме того, признавая постановление незаконным, суд апелляционной инстанции учитывает также положения статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно которой, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Иными словами, речь идет о том, что изъятие участка пусть и за выкуп у его собственника, это исключительная мера, которая может быть применена только при явном отсутствии других возможностей для осуществления той общественно полезной цели, на которую направлено строительство или реконструкция объекта инфраструктуры.

В рассматриваемом случае, объект - газопровод Миннибаево – Казань на участке 220 - 285 км., для реконструкции которого предполагается изъять земельный участок принадлежащий ООО «АгроТак» уже находится на этой территории. Как следует из представленных в материалы дела документов, газопроводы на этом участке размещены с 70-х годов двадцатого века (т.2 л.д.49-59). На протяжении всего этого времени, препятствий для их функционирования и обслуживания не имелось.

На вопрос суда апелляционной инстанции, в чем заключается реконструкция существующего газопровода, представитель ООО «Газпром центрремонт» дала пояснения, что имеется необходимость в прокладке электрического кабеля.

Проект реконструкции (задание на разработку проекта, технические требования) существует с 2003 года (т.1 л.д.97). Согласно пояснений представителя заявителя, работы по реконструкции газопровода, его обслуживанию и ремонту ведутся постоянно, вне зависимости от того, что участок находится в собственности ООО «АгроТак» и используется им в сельскохозяйственных целях.

Кроме того, у заявителя предлагается изъять весь участок целиком, хотя его площадь, которая составляет более 100 га, лишь на небольшой части перекрывается газопроводом Миннибаево-Казань.

Все вышеизложенное позволяет, по мнению суда апелляционной инстанции, прийти к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст.36 ЗК РФ, которые позволяют изъять земельный участок у его законного собственника.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований ООО «АгроТак».

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу – Кабинет Министров Республики Татарстан.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года по делу №А65-5394/2016 отменить. Принять новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным Постановление Кабинета министров Республики Татарстан №10 от 14 января 2016г. «Об изъятии земельного участка для государственных нужд».

Обязать Кабинет министров Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АгроТак».

Взыскать с Кабинета министров Республики Татарстан в пользу ООО «АгроТак» 4500 рублей – возмещение расходов по уплате госпошлины уплаченной при подаче искового заявления и апелляционной жалобы.

Выдать ООО «АгроТак» справку на возврат из федерального бюджета излишщне уплаченной госпошлины в суме 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                      А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                    Е.Г. Филиппова

                                                                                                                               Н.В. Сергеева