ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15972/20 от 07.12.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,

с участием:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 25 мая 2020 года,

от ответчика - ФИО2, доверенность № 12233/08 от 16 декабря 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 августа 2020 года по делу № А65-10218/2020 (судья Бредихина Н.Ю.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прикамское карьероуправление» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным протокол № 614 от 13 декабря 2019 года, и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Прикамское карьероуправление» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - министерство, ответчик) о признании незаконным протокола Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13 декабря 2019 года № 614, и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Решением суда от 05.08.2020 г. заявление общества удовлетворено полностью.

Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем просил в судебном заседании и представитель министерства.

Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами ТАТ АЛМ № 01286 ТЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка на Сабанчинском месторождении в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.

31.10.2019 г. в министерство поступило заявление общества № 21522 о проведении экспертизы запасов «Пояснительная записка по пересчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе РТ».

По мнению министерства, необходимость проведения таких работ возникла на основании данных поступивших от Юго-Восточного территориального управления (заключения независимой маркшейдерской организации) в ходе проведения проверки 13.06.2019 г. с привлечением маркшейдерской организации выявлены следующие нарушения: неучтённая добыча в пределах границ лицензионного участка в объеме - 40,07 тыс.куб.м. (ущерб, не оплачен НД1ПИ); добыча полезных ископаемых за пределами границ горноотводного акта в объеме - 7,8 тыс.куб.м.; ведение добычных работ без соблюдения требования технического проекта, а именно: несоблюдение очередности отработки годовых блоков; при ведении добычных работ допущение выборочной отработки полезного ископаемого, что привело к разубоживанию (допущен недобор по подошве полезного ископаемого согласно проекту разработки от 0,36 до 6,18 м.).

03.12.2019 г. министерством вручено представителю общества отрицательное экспертное заключение, в котором отсутствовала дата, номер и подпись эксперта ФИО3

05.12.2019 г. ООО «Прикамское карьеуправление» направило в адрес ООО «НПФ «Недрапроект» письмо № 809 с просьбой произвести устранение замечаний, указанных в отрицательном экспертном заключении ФИО3

12.12.2019 г. общество направило в адрес министерства обращение с возражениями на отрицательное заключение с доработанным отчетом «Пояснительная записка по пересчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе РТ» с учетом замечаний эксперта ФИО3

В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан, утв. приказом Министерства № 665-П от 18.11.2013 г. (далее - Административный регламент) предусмотрено рассмотрение первоначально предоставленного отчета на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Процедура оказания государственной услуги регламентирована приказом Министерства № 665-П от 18.11.2013 г. «Об утверждении административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых» и приказом Министерства от 11.10.2012 г. № 404-П «Положение о Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при МЭПР РТ (далее - РКЗ) и ПКМ РФ от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».

Согласно положению о Министерстве № 325 к полномочиям министерства относится проведение экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых.

Приказом Министерства № 510-п от 15.07.2015 г. ГУП «НПО Геоцентр РТ» назначен уполномоченным экспертным органом по проведению экспертизы запасов полезных ископаемых.

Согласно приказа № 510-П от 15.07.2015 г. министерство согласовало список экспертов, представленный ГУП «НПО Геоцентр РТ» в составе 22 человек которые оформлены в штат ГУП «НПО Геоцентр РТ» на основании срочных договоров, приказ Министерства № 132-п от 13.02.2018 г.

Также приказом Министерства № 132-П от 13.02.2018 г. был утвержден список Республиканской комиссии по запасам в составе 23 человек, состоящий из сотрудников министерства, представителей науки и коммерческих организаций (3 человек).

Фактически организация прохождения экспертизы проходит в два этапа:

1. непосредственно экспертиза штатными сотрудниками ГУП «НПО Геоцентр РТ», которая направляет сводное экспертное заключение отрицательное или положительное в Министерство.

2. полученное экспертное заключение рассматривается в Министерство Республиканской комиссией по запасам, на котором и принимается решение об утверждении либо отказе постановки на государственный баланс запасов разведанных месторождений которое оформляется протоколом Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - РКЗ).

Так как в обоих случаях в процессе рассмотрения и проверки обоснованности остаточных запасов полезного ископаемого, штатный эксперт ГУП «НПО Геоцентр РТ» ФИО4 выявил значительные недостатки в геологических отчетах, которые не позволяли достоверно отразить объем остаточных запасов, и которые были отмечены в сводном отрицательном заключении экспертной комиссии, утвержденном руководителем ГУП «НПО Геоцентр РТ».

Министерство, получив отрицательные сводные заключения, в соответствии с процедурой организовало заседание РКЗ на котором были рассмотрены материалы отчета и предоставлено слово исполнителю работ ФИО5 - директору ООО «Горное бюро», однако доводы исполнителя работ о произведенных исследованиях не смогли убедить членов РКЗ о достоверности учета остаточных запасов.

Так как разница между начальными запасами песка Сабанчинского месторождения и сумма отработанных запасов не соответствует количеству пересчитанных остаточных запасов и не равняется данным приведенным в статистической отчетности по форме 5-ГР, направленными ранее недропользователем в Министерство.

На основании протокола № 614 от 13.12.2019 г. Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан принято решение отказать в утверждении остаточных запасов месторождения песка Сабанчинское и последующей их постановки на государственный баланс.

Отчет «Пояснительная записка по пересчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе РТ» был направлен обществу на доработку.

Посчитав, что протокол от 13.12.2019 г. № 614 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с заявлениями о признании его незаконным.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее -Закон о недрах) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.

В соответствии с абз. 1 ст. 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Согласно абз. 2 ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

В силу абз. 7 ст. 29 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Из материалов дела следует, что заявитель 31.10.2019 г. обратился в адрес Министерства с заявлением о проведении государственной экспертизы документов и материалов по перерасчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Статьей 14 Закона № 210-ФЗ установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

На основании приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 г. №665-П утвержден Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан.

Государственным органом непосредственно предоставляющего государственную услугу в Республики Татарстан является Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Пунктом 2.9 Административного регламента № 665-П установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги: основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие отчета требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утв. Приказом МПР РФ № 378.

Между тем, судом установлено, что в п. 2.9 Административного регламента № 665-П на основании приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 24.12.2018 г. № 1388-П внесены изменения, где указано, что основания для отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрены.

Следовательно, основание установленное Министерством в протоколе заседания Республиканской комиссии № 614 от 13.12.2019 г. явившиеся отказом в предоставлении государственной услуги о том, что отчет «Пояснительная записка по пересчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе РТ» не соответствует требованиям по полноте содержания и оформления, не предусмотрены п. 2.9 Административного регламента № 665-П.

Указание в п. 2.9 в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги «несоответствие Отчета требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утв. приказом МПР РФ № 378» утратило силу на основании приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 24.12.2018 г. № 1388-П.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении государственной услуге, не предусмотренные п. 2.9 Административного регламента № 665-П с учетом внесенных изменений приказом Минэкологии и природных ресурсов РТ от 24.12.2018 г. № 1388-П.

Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый протокол заседаний Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ от 13.12.2019 г. № 614 был подписан неуполномоченными лицами на основании следующего.

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение (далее - Положение).

В соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации  о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» (далее - Положение № 69 от 11.02.2005 г.) проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Пунктом 20 Положение № 69 от 11.02.2005 г. установлено, что уполномоченный экспертный орган в течение 3 дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению, а некомплектные материалы возвращаются заявителю.

Согласно п. 21 Положение № 69 от 11.02.2005 г. для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.

Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.

В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Во исполнение требований постановления Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П (в редакции приказов от 09.05.2015 г. № 332-П и от 08.11.2016 г. №1237-П) утверждено Положение о Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, состав Республиканской комиссии и состав экспертов Республиканской комиссии (далее - Положение о Республиканской комиссии от 11.10.2012 г. № 404-П).

Пунктами 1.1, 1.4, 1.5 Положения о Республиканской комиссии от 11.10.2012 г. №404-П установлено, что Республиканская комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - РКЗ) является коллегиальным органом, созданным с целью исполнения возложенных на министерство полномочий по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Эксперты и члены РКЗ не имеют право использовать информацию, составляющую коммерческую тайну экспертируемых объектов, в своих интересах, а также передавать и разглашать ее третьим лицам.

Решения РКЗ являются обязательными для всех недропользователей, ведущих горнодобывающие и геолого-разведочные работы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно п. 3.1 Положения о Республиканской комиссии от 11.10.2012 г. № 404-П в соответствии с возложенными на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан задачами РКЗ осуществляет следующие функции:

- организует государственную экспертизу запасов полезных ископаемых республики, рассматривает их с участием заинтересованных организаций и утверждает в рамках своей компетенции разведанные запасы, определяя в соответствии с действующими классификациями степень изученности и достоверности разведанных запасов и подготовленность месторождений (или их частей) для промышленного освоения;

- проводит экспертизу ТЭО временных кондиций на минеральное сырье, рассматривает их с участием заинтересованных организаций и утверждает их;

- анализирует и оценивает по материалам подсчета запасов полезных ископаемых качество и эффективность выполненных геолого-разведочных работ, полноту изучения качественных показателей минерального сырья, гидрогеологических, инженерно-геологических, технологических и других специальных исследований и дает рекомендации по доизучению месторождений (включая проведение необходимого объема дополнительных работ и исследований) на последующих стадиях работ, а также по направлению ГРР на прилегающих площадях;

- анализирует материалы подсчета запасов минерального сырья и разрабатывает рекомендации по повышению качества и эффективности ГРР и по сокращению сроков разведки месторождений полезных ископаемых;

- утверждает параметры постоянных и временных кондиций для подсчета запасов по всем месторождениям, учитываемым республиканским балансом;

- вырабатывает рекомендации по проведению аналитических и технологических исследований минерального сырья, по изучению горногеологических условий разработки месторождений полезных ископаемых;

- вырабатывает рекомендации по условиям недропользования на последующих стадиях и этапах освоения месторождений при лицензировании;

- анализирует причины неподтверждения разведанных на месторождениях запасов, дает рекомендации по оптимизации геолого-разведочных работ, дает заключение о возможности или невозможности погашения запасов по отработанным месторождениям в части полноты их отработки, принимает решения о снятии с учета неподтвердившихся запасов;

- рассматривает с участием заинтересованных недропользователей материалы оперативного годового подсчета запасов по разведываемым месторождениям, выносит решения о возможности их постановки на государственный учет, определяет прирост запасов;

- осуществляет взаимодействие с Государственной комиссией по запасам и Территориальной комиссией по запасам РФ по методическим вопросам, а также по предметам совместного ведения Республики Татарстан и Российской Федерации;

- организует государственную экспертизу геологических материалов по объектам недропользования, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство подземных хранилищ и иных подземных сооружений и осуществление другой хозяйственной деятельности, связанной с нарушением целостности недр).

На основании п. 4.1 - 4.4 Положения о Республиканской комиссии от 11.10.2012 г. №404-П предусмотрено, что в состав РКЗ входят руководители Министерства, начальники и специалисты отделов Управлений минерально-сырьевых и водных ресурсов и регулирования отношений недропользования Министерства, высококвалифицированные ученые и специалисты в области геологии твердых полезных ископаемых.

Работу РКЗ возглавляет председатель - министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, заместителем председателя РКЗ является заместитель министра по недропользованию.

В отсутствие председателя РКЗ его функции исполняет заместитель министра по недропользованию.

Председатель Научно-технического совета возглавляет и проводит заседания РКЗ, и назначает ответственного секретаря РКЗ.

В соответствии с п. 6.1 - 6.7 Положения о Республиканской комиссии от 11.10.2012 г. № 404-П РКЗ возглавляется председателем - министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан или заместителем председателя - заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, курирующим данное направление.

Численность и персональный состав комиссии, а также состав экспертов утверждаются министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Члены комиссии работают на безвозмездной основе.

Заседания РКЗ проводятся при условии участия в них не менее 50 % членов комиссии.

На заседания привлекаются авторы представленных работ, эксперты РКЗ, решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

Содержание, оформление и порядок представления на рассмотрение и утверждение ТЭО временных кондиций и запасов полезных ископаемых устанавливаются специальными инструкциями.

РКЗ рассматривает представленные материалы в течение 30 календарных дней с даты поступления материалов в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Решение Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан оформляется протоколом.

Протокол Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан утверждается председателем РКЗ - министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Один экземпляр протокола направляется в течение 30 календарных дней в организацию, представившую материалы на рассмотрение.

Состав Республиканской комиссии утверждён также приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П.

Приказами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 09.05.2015 г. № 332-П и от 08.11.2016 г. № 1237-П вносились изменения в состав Республиканской комиссии.

Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П был размещен на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов по Республике Татарстан http://eco.tatarstan.ru/riis/iile/pub/pub 139598.pdf), приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 09.05.2015 г. № 332-П также размещен на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов по Республике Татарстан http://eco.tatarstan.ru/rus/111e/pub/pub 35065 1.pdf, приказ от 08.11.2016 г. № 1237-П - http://eco.tatarstan.ru/ras/file/pub/pub_833809.pdf.

Между тем, судом установлено, что в протоколе заседаний Республиканской комиссии по запасам общераспространённых полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13.12.2019 г. № 614 в качестве членов комиссии по запасам полезных ископаемых принимали участие лица, не входящие в состав отмеченной комиссии.

Нормативных правовых актов, подтверждающих внесение изменений в состав членов комиссии по запасам полезных ископаемых зарегистрированных и официально опубликованных, административным органом не принималось.

На основании изложенного, суд сделал правильный вывод, что довод министерства о том, что утверждение состава Республиканской комиссии происходит внутренним актом и данный акт не является нормативным, подлежит отклонению на основании следующего.

Частью 3 ст. 43 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 г. № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» установлено, что нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации.

Прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, определяемом законами Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.

В соответствии с п. 3 Указа Президента Республики Татарстан от 28.09.2017 г. №УП-861 «Об отдельных вопросах государственной регистрации, официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, обеспечения в Республике Татарстан единства правового пространства РФ и о признании утратившими силу отдельных указов Президента Республики Татарстан» нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, кроме актов и отдельных их положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Согласно п. 2.2, 2.13, 3.3 и 3.5 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. № 426 государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты о внесении изменений в ранее зарегистрированные нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в 10 дневный срок после дня их государственной регистрации и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, не зарегистрированные и не опубликованные в установленном настоящими Правилами порядке, применению не подлежат.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт характеризуется следующими признаками: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Положение о Республиканской комиссии отвечает признакам характерным для нормативного правового акта, сформулированным в п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50.

Так, отмеченное положение рассчитано на неоднократное применение и устанавливает обязательные для исполнения неопределённым кругом недропользователей правила, направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с исполнением возложенных на Министерство полномочий по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Изменения и дополнения вносимые в Положение должны утверждаться нормативным актом, требования по регистрации и опубликованию которого обязательны.

Состав членов Республиканской комиссии, указанный в протоколе от 13.12.2019 г. №614, не был утверждён в порядке, установленном для применения нормативных правовых актов Конституцией РФ, Конституцией РТ, Закона РТ от 06.04.2005 г. № 64-ЗРТ, указом Президента РТ от 28.09.2017 г. № УП-861 и постановлением Кабинета Министров РТ от 18.07.2002 г. № 426.

Нормативный правовой акт, подтверждающий внесение изменений в состав членов Республиканской комиссии отсутствует, и как следствие не прошёл государственную регистрацию и не был официально опубликован.

Так, заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО6 согласно содержанию оспариваемого протокола от 13.12.2019 г. № 614 (т. 1 л.д. 114 - 115) является заместителем председателя Республиканской комиссии и лицом утверждающим протокол заседания Республиканской комиссии.

При этом, ни в одном из приказов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 09.05.2015 г. № 332-П (т. 1 л.д. 134 - 135) и от 08.11.2016 г. №1237-П (т. 1 л.д. 139 - 140) ФИО6 в лице заместителя Министра экологии и природных ресурсов РТ не был утверждён, также не был утвержден и заместителем председателя комиссии по запасам полезных ископаемых, в порядке установленном действующим законодательством.

Также не являлись членами Республиканской комиссии на момент вынесения обжалуемого протокола от 13.12.2019 г. № 614: ФИО7 - начальник отдела гидрогеологии и регулирования водопользования МЭПРРТ, ФИО8 - начальник отдела геологии твердых полезных ископаемых МЭПР РТ (ранее на основании приказа от 09.05.2015 г. № 332-П указанное лицо входило в состав РКЗ, но при этом занимал другую должность «ведущий специалист отдела геологии твердых полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - ответственный секретарь»), ФИО9 - ведущий советник отдела лицензирования недропользования МЭПРТ, ФИО10 - начальник отдела экспертизы запасов полезных ископаемых ГУП «НПО «Геоцентр РТ», ФИО11 - ведущий советник отдела информационных геологических ресурсов и мониторинга геологической среды МЭПР РТ, ФИО12 - заведующий кафедрой региональной геологии и полезных ископаемых Института геологии и нефтегазовых технологий.

Таким образом, судом сделан правильный вывод, что указанные выше должностные лица не могли участвовать в проведении государственной экспертизы, принятии решений Республиканской комиссии и утверждать результаты рассмотрения отчета по пересчету остаточных запасов песка.

Кроме того, судом установлено, что ФИО13 входил в состав комиссии РКЗ на основании Приказа от 09.05.2015 г. № 332-П замещающий должность «заместитель начальника отдела геологии и лицензирования по Республике Татарстан (Татнедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (ПРИВОЛЖСКНЕДРА) (по согласованию)» и был указан в оспариваемом протоколе заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. № 614, но согласно явочному листу заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. данное лицо не явилось, что свидетельствует отсутствие его подписи в графе, где указаны его ФИО (т. 2 л.д. 33 - 34).

ФИО14 входил в состав комиссии РКЗ на основании Приказа от 09.05.2015 г. № 332-П замещающая должность «Старший научный сотрудник ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» и была указана в оспариваемом протоколе заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. № 614, но согласно явочному листу заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. данное лицо не явилось, что свидетельствует отсутствие его подписи в графе, где указаны его ФИО (т. 2 л.д. 33 - 34).

ФИО15 входил в состав комиссии РКЗ на основании Приказа от 09.05.2015 г. № 332-П замещающая должность «Начальник отдела информационных геологических ресурсов и мониторинга геологической среды Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан» и был указан в оспариваемом протоколе заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. № 614, но согласно явочному листу заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. данное лицо не явилось, что свидетельствует отсутствие его подписи в графе, где указаны его ФИО (т. 2 л.д. 33 - 34).

ФИО16 входила в состав комиссии РКЗ на основании Приказа от 09.05.2015 г. № 332-П замещающая должность «Ведущий специалист отдела лицензирования недропользования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан» и была указана в оспариваемом протоколе заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. № 614, но согласно явочному листу заседаний РКЗ от 13.12.2019 г. данное лицо не явилось, что свидетельствует отсутствие его подписи в графе, где указаны его ФИО (т. 2 л.д. 33 - 34).

Более того, приказами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П и от 09.05.2015 г. № 332-П был утвержден состав экспертов Республиканской комиссии, но ФИО3 в отмеченном составе экспертов отсутствует.

На основании изложенного, суд приходит к правильному выводу, что в состав Республиканской комиссии при принятии решения по оказанию государственной услуги участвовали лишь двое из членов комиссии - ФИО17 входящая в состав комиссии на основании Приказа от 08.11.2016 г. № 1237-П замещающая должность «начальника отдела геологии углеводородного сырья Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан» и ФИО18 входящий в состав комиссии на основании Приказа от 08.11.2016 г. № 1237-П замещающая должность «начальника Управления минерально-сырьевых и водных ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан».

Как было отмечено выше, согласно п. 6.4 Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П заседание РКЗ проводят при условии участия в них не менее 50 % членов комиссии. На заседание привлекаются авторы представленных работ, эксперты РКЗ. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших на заседании.

Однако судом установлено, что в заседании РКЗ принимали участие лица, не входящие в состав Республиканской комиссии, утв. приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11.10.2012 г. № 404-П (с учетом внесенных изменений от 09.05.2015 г. № 332-П и от 08.11.2016 г. № 1237-П), в связи с чем, у Министерства экологии и природных ресурсов РТ отсутствовал кворум для принятия решения об утверждении или не утверждении государственной экспертизы.

Кроме того, судом правильно учтено, что данные обстоятельства подтверждены также в результатах проверки Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, где было установлено проведение государственной экспертизы с нарушением требований постановления Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 на основании представления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.04.2020 г. № 02-06-2020.

Ссылка ответчика на приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15.07.2015 г. № 510-п, которым ГУП «НПО Геоцентр РТ» назначен уполномоченным экспертным органом по проведению экспертизы запасов общераспространённых полезных ископаемых, является необоснованной.

Наделение ГУП «НПО Геоцентр РТ» полномочиями экспертного органа противоречит положениям ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п. 3.4.1 Административного регламента № 665-П.

Указанным экспертным органом является Республиканская комиссия по запасам общераспространённых полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Проведение государственной экспертизы общераспространённых полезных ископаемых лицами, не являющимися штатными сотрудниками Республиканской комиссии и неутвержденными ею, нарушает положения п. 20 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Указанная норма права касается доступности и открытости информации по составу Республиканской комиссии.

Более того, судом правильно указано, что ссылка на приказы Министерства от 15.07.2015 г. № 510-П и от 13.02.2018 г. № 132-П о составе членов РКЗ, являющиеся нормативными правовыми актами, которые не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке, неправомерна, поскольку в открытом доступе на официальном сайте отсутствуют, следовательно, данные акты применению не подлежат.

Вместе с тем, заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан утвердивший протокол Республиканской комиссии от 13.12.2019 г. № 614 не является членом данной комиссии, так как не был утверждён уполномоченным экспертным органом.

При этом, приказ от 11.10.2012 г. № 404-П, приказы от 09.05.2015 г. № 332-П, от 08.11.2016 г. № 1237-П, которыми вносились изменения в состав Республиканской комиссии, опубликованы на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и являются общедоступными актами.

Комиссия это отдельный, специально созданный орган, деятельность которого регулируется специальным актом - указанным выше приказом от 11.10.2012 г. № 404-П.

На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что приказом Министерства от 11.10.2012 г. № 404-П в нарушение требований п. 14.1 ст. 4 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п. 19 и 21 Положения № 69 от 11.02.2005 г. включены лица, не являющиеся штатными сотрудниками уполномоченного экспертного органа - Министерства.

Выборочный подход в информировании о составе Республиканской комиссии является грубым нарушением положений Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ при оказании государственной услуги.

Таким образом, состав членов Республиканской комиссии, на основании которого утвержден протокол от 13.12.2019 г. № 614, является нелегитимным и нарушающим права и законные интересы общества.

Довод министерства о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 150 АПК РФ рассмотрен судом первой инстанции и правильно признан необоснованным.

Довод министерства о том, что обществом пропущен процессуальный срок на обжалование оспариваемого протокола, правильно отклонен судом, поскольку министерством не представлены доказательства отправления спорного протокола в адрес заявителя.

Между тем общество указывало, что в его адрес оспариваемый протокол не поступал, а протокол РКЗ от 13.12.2019 г. № 614 получен заявителем лишь 03.02.2020 г. от ООО «НПФ «Недрапроект».

Министерство в ходатайстве ошибочно исчисляет трехмесячный срок для подачи заявления в суд с даты составления протокола Республиканской комиссии - с 13.12.2019 г.

Срок для обжалования следует исчислять с момента ознакомления с текстом оспариваемого ненормативного акта.

Только после изучения содержания протокола Республиканской комиссии у заявителя появилась возможность прийти к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены.

Доказательства направления министерством в адрес общества протокола от 13.12.2019 г. № 614 в материалах дела отсутствуют, и получения обществом от Министерства оспариваемого ненормативного акта также отсутствуют, что не позволяет однозначно установить момент, когда недропользователь узнал о нарушении своих прав и законных интересов.

Таким образом, судом сделан правильный вывод, что надлежащих доказательств пропуска обществом трехмесячного срока на обращение в суд применительно к требованию об оспаривании ненормативного акта в деле не имеется, а поэтому отсутствовала необходимость подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Между тем, доводы общества о том, что заявителем в адрес Министерства 12.12.2019 г. был направлен доработанный отчет ««Пояснительная записка по пересчету запасов строительных песков Сабанчинского месторождения в Альметьевском муниципальном районе РТ» с учетом замечаний эксперта ФИО3 и он не был принят Министерством, судом подлежит отклонению, так как согласно п. 2.1, 2.5 Административного регламента № 665-П предоставление доработанного отчета является новой государственной услугой с представлением доказательств подтверждения оплаты государственной пошлины.

Доказательства применения Министерством необходимой меры государственного принуждения с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, в материалы дела не представлены.

Министерством, как суду первой инстанции, так и апелляционному суду, не представлены документальные доказательства правомерности издания рассматриваемого протокола Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13.12.2019 г. № 614.

Таким образом, судом сделан правильный вывод, что протокол Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13.12.2019 г. № 614 является незаконным.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 августа 2020 года по делу №А65-10218/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                А.Б. Корнилов

                                                                                                                           Е.Н. Некрасова