ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-16066/19 от 24.10.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 октября 2019 года                                                                             Дело № А55-18875/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва, в лице Куйбышевского филиала, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2019 года по делу № А55-18875/2019 (судья Агеенко С.В.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва, в лице Куйбышевского филиала, г. Самара,

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара,

о признании незаконным постановления № СМ72-19 от 07.06.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и отмене полностью вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Постановления № СМ72-19 о назначении административного наказания от 07.06.2019, которым Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» на основании ч. 1 ст. 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2019 г. заявление принято   к   рассмотрению   в   порядке   упрощенного   производства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2019 года по делу № А55-18875/2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на несогласие с привлечением его к административной ответственности.

В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2019 года по делу № А55-18875/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В соответствии со ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административный орган, на основании результатов проведенной внеплановой выездной проверки, указал в оспариваемом постановлении, что 17.05.2019 г. АО «ФПК» (Куйбышевский филиал) по фактическому адресу осуществления деятельности: 443030, г. Самара, Комсомольская площадь, 2, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил, заключающееся в нарушении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон), федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В соответствии с п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (утв. приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-804 фс).

На основании «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.10.2013 № 880, государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в том числе и за обеспечением транспортной безопасности, и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию и выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством РФ, рассматривать их и выносить по ним постановления.

Так, в период с 14 по 17 мая 2019 г. Управлением на основании Требования Приволжской транспортной прокуратуры о проведении внеплановой выездной проверки от 25.04.2019 № 23/1-20-2019 и распоряжения от 08 мая 2019 г. № 406 И.А. Данильцева -начальника Управления, проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ФПК» по соблюдению требований транспортной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки от 17.05.2019 № СМ-34ЖД/19, выявлено 8 нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе, нарушены установленные в области обеспечения транспортной безопасности порядок и правила проведения досмотровых мероприятий, а именно:

Пункт № 8 акта проверки: В нарушение ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п. 17, 57 «Правил проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227, в АО «ФПК» досмотровые мероприятия на ТС осуществляют сотрудники АО «ФПК» (проводники, и.о. начальников поездов, начальники поездов), не являющиеся работниками подразделения транспортной безопасности и не аттестованные в соответствии с законодательством. Нарушение допущено по вине юридического лица - АО «ФПК».

По итогам проведения проверки выдано предписание от 17.05.2019 № 6СМ-36ЖД/19 со сроком исполнения до 30.08.2019г.

Предписание было выдано государственным транспортным инспектором ОНОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора - территориального органа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, для его исполнения был представлен разумный и обоснованный срок. Предписание АО «ФПК» в установленном законом порядке и сроки не обжаловано.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры -юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 495 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», которые разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона.

В силу п. 4 Требований, они применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. Следовательно, Требования применяются в отношении ТС - пассажирских вагонов, и являются обязательными для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры - АО «ФПК».

АО «ФПК» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого, согласно ЕГРЮЛ, является деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в междугородном сообщении.

На балансе Общества на настоящее время находится 1216 пассажирских вагонов.

Следовательно, в соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона, АО «ФПК» является субъектом транспортной инфраструктуры, и, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона, именно на него возложено обеспечение транспортной безопасности ТС.

Федеральным агентством железнодорожного транспорта 11.12.2013 г. утверждены планы ОТБ по всем типам вагонов. Дополнительная оценка уязвимости проведена и ее результаты утверждены 23.01.2018 на все группы ТС.

Субъект транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчик, согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона, вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

Согласно справки заместителя начальника отдела управления персоналом и социального развития на 13.05.2019 списочное количество начальников пассажирских поездов Куйбышевского филиала АО «ФПК» составляет 95 человек.

Приказом начальника филиала от 13.12.2016 № 103 «О назначении ответственного лица в Куйбышевском филиале за обеспечение транспортной безопасности» назначен первый заместитель начальника филиала - Битюков Д.А. Согласно приказов по филиалу ответственными за обеспечение транспортной безопасности за группы транспортных средств, сформированных и сцепленных в железнодорожный состав с одним или несколькими действующими локомотивами, в период нахождения в рейсе назначены 75 начальников пассажирских поездов, за исключением периода нахождения в рейсе - главные инженера депо Самара, Ульяновск, Уфа.

Согласно п. 7.2 ст. 1 Федерального закона, силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, ТС, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.

Следовательно, первый заместитель начальника филиала, главные инженера депо, начальники пассажирских поездов относятся к силам ОТБ.

АО «ФПК» допущены сотрудники сил ОТБ - 7 начальников поездов (вновь назначенных на данные должности - Малинчева А.В., Фаляхова Е.В., Зубов В.А., Танасюк Г.А., Трушицына В.В., Акчулпанова Л.У., Бакирова Е.И.) к работе на должностях, непосредственно связанных с ОТБ ТС, не аттестованные в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

В ходе осмотра в 11.20 16.05.2019 пассажирского поезда № 138Й «Москва-Оренбург» обязанности начальника поезда исполнял Салманов В.С., приказ о назначении ответственным за ОТБ указанного сотрудника отсутствует.

Согласно представленных графиков работы и отдыха работников пассажирского вагонного депо и приказов о назначении их ответственными за ОТБ, АО «ФПК» не назначены лица, ответственные за ОТБ ряда групп ТС, сформированных и сцепленных в железнодорожный состав с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющих установленные сигналы, отправляемых на перегон (находящейся на перегоне) при перевозке пассажиров, а именно 20 начальников поездов и в том числе 1 исполняющий обязанности начальника поезда - Салманов В.С.

Приказом Минтранса РФ от 23.07.2015 № 227 утверждены «Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (далее - Правила досмотра).

Согласно п. 17 Правил досмотра, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.

АО «ФПК» заключен договор от 29.12.2018 № 519-18/ФМСК(ТБ) с ООО «БРИГ» по оказанию услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» с 01.05.2019.

Согласно План-задания на май 2019г., являющего приложением к вышеуказанному договору, ООО «БРИГ» осуществляет свою деятельность по оказанию услуг по обеспечению транспортной безопасности в АО «ФПК» (Куйбышевский филиал) только на 6 (№№ поездов 122Й, 121Й, 066Й, 066Э, 138Й, 137У) из 40 групп транспортных средств, сформированных и сцепленных в железнодорожный состав.

В АО «ФПК» в полном объеме (кроме 6 групп ТС) не образованы (не сформированы) и (или) не привлечены для защиты групп ТС, используемых АО «ФПК», сформированных и сцепленных в железнодорожный состав, при подготовке к рейсу и находящихся в рейсе, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ТС, включающих конструктивные, технологические и технические элементы ТС, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования ТС, а также на нарушения пропускного режима.

Следовательно, в АО «ФПК» досмотровые мероприятия на ТС осуществляют сотрудники АО «ФПК» (проводники, и.о. начальников поездов, начальники поездов), не являющиеся работниками подразделения транспортной безопасности и не аттестованные в соответствии с законодательством.

Из вышеизложенного следует, что субъектом транспортной инфраструктуры - АО «ФПК» нарушены установленные в области обеспечения транспортной безопасности порядок и правила проведения досмотровых мероприятий, указанные в пункте № 8 акта проверки, а именно нарушены ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п. 17, 57 «Правил проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 №227.

В  соответствии с ч. 3  ст. 12 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области ОТБ порядка и правила проведения досмотровых мероприятий, в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в действиях (бездействии) АО «ФПК», в связи с допущением указанного выше нарушения законодательства в сфере ОТБ, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.

Данное нарушение допущено по вине юридического лица - АО «ФПК», которое являясь субъектом транспортной инфраструктуры и имея возможности для соблюдения установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядка и правил проведения досмотровых мероприятий, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Документов, свидетельствующих о наличии объективных, независящих от данного юридического лица обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядка и правил проведения досмотровых мероприятий, не представлено.

28.05.2019 года в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ (л.д. 115-134).

07.06.2019 года административным органом вынесено Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 133-140).

Частью 1 статьи 11.15.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил, заключающееся в нарушении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 № 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Данное правонарушение является длящимся, таким образом дата совершения - 17.05.2019 г. Место совершения правонарушения - 443030, г. Самара, Комсомольская площадь, 2.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо - АО «ФПК» уведомлено надлежащим образом, извещение о составлении протокола об административном правонарушении от 17.05.2019 № 6-1598 направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, получено юридическим лицом 24.05.2019. На процедуру составления протокола, несмотря на надлежащее уведомление, законный представитель АО «ФПК» не явился, ходатайств, объяснений не представил. На основании ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол составляется в его отсутствие. На процедуре составления протокола об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности от 04.12.2018 № 39-Д юристконсульт 1 категории Куйбышевского филиала АО «ФПК» Гареева Е.В.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом, путем вручения представителю Общества по доверенности соответствующего определения № 72/19 от 28.05.2019 г. и составленного протокола от 28.05.2019 серии ААА № 6/72-19, также указанные определение и протокол были направлены в адрес юридического лица надлежащим образом - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (с сопроводительным письмом от 28.05.2019 г. исх. № 6-1826), которое получено 04.06.2019 г. На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель АО «ФПК» не явился; отводов, ходатайств, объяснений не поступило, причины неявки не сообщил. Принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя АО «ФПК», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,  в присутствии представителя по доверенности от 04.12.2018 № 39-Д юристконсульт 1 категории Куйбышевского филиала АО «ФПК» Гареевой Е.В.

Процессуальных нарушений в ходе ведения проверки и административного дела со стороны административного органа допущено не было.

Доказательства малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлены. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться постоянно, не зависимо от социальных, экономических, временных, пространственных, климатических и иных факторов. Обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС является важнейшей задачей государства и субъекта транспортной инфраструктуры и поэтому положения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не применяется. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае такая угроза имеется и является существенной, поскольку невыполнение требований законодательства РФ о транспортной безопасности, направленного на защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005). Согласно п. 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 № 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Доказательства исключительности в данном случае отсутствуют.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены. Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены, срок давности не истёк.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление № СМ72-19 от 07.06.2019 г. о назначении административного наказания юридическому лицу - АО «Федеральная пассажирская компания» вынесено законно и обосновано, и оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2019 года по делу № А55-18875/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                          Е.Г. Попова