ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-16109/2015 от 07.12.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 декабря 2015 года                                                                       Дело № А72-8901/2015

г. Самара                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от публичного акционерного общества «Т Плюс» - извещен, не явился;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - извещен, не явился;

от потребительского общества жилищно-строительного кооператива «Северное сияние» - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2015 года по делу                №А72-8901/2015 (судья Корастелёв В.А.),

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

третье лицо - потребительское общество жилищно-строительный кооператив «Северное сияние» (ОГРН 1027301489896, ИНН 7327014692), г. Ульяновск,

о признании недействительным решения от 09.04.2015 по делу №11960/04-2015,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения от 09.04.2015 по делу №11960/04-2015, принятого УФАС по Ульяновской области.

Суд в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПО ЖСК «Северное сияние».

Определением от 04.08.2015 суд первой инстанции на основании ст. 124 АПК РФ удовлетворил ходатайство заявителя об изменении его наименования на Публичное акционерное общество «Т Плюс», поскольку 15.06.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения в наименование и местонахождение ОАО «Волжская ТГК». С указанной даты обществу присвоено наименование: Публичное акционерное общество «Т Плюс» (сокращенное наименование: ПАО «Т Плюс»).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 2.10.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, публичное акционерное общество «Т Плюс»  подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ПАО «Т плюс»

В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были неправильно применены нормы материального права, а именно, не применён закон, подлежащий применению -п. 5 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается также на судебную практику.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ПО ЖСК «Северное сияние» поступившего в УФАС по Ульяновской области на действия ОАО «Волжская ТГК», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, что влечет ущемление интересов жителей дома, находящегося в управлении ПО ЖСК «Северное сияние», Управлением ФАС по Ульяновской области возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Волжская ТГК» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ПО ЖСК «Северное сияние» неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.

Оспариваемым решением УФАС  по Ульяновской области от 09.04.2015  по указанному делу №11960/04-2015 действия Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ПО ЖСК «Северное сияние» неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в период июль-декабрь 2012 года, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не соглашаясь с решением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Ульяновской области.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Антимонопольный орган при вынесении оспариваемого решения правомерно исходил из того, что согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признаете положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под номером 63.1.1110.07.06 №122-Э (информация размещена на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru).

Кроме того, исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного управлением в 201 году, ОАО «Волжская ТГК» занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска (с долей более 50%).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, (далее Правила), расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб.м.

Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

С 01.01.2012 ПАО «Т Плюс» (бывшее ОАО «Волжская ТГК») является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ПО ЖСК «Северное сияние», что подтверждается выставленными в адрес ПО ЖСК «Северное сияние» актами об отпуске и потреблении тепловой энергии, расчетными ведомостями, счет-фактурами. УМУП «Городской теплосервис» прекратил поставку ресурсов в отношении ПО ЖСК «Северное сияние». ПАО «Т Плюс» для обеспечения поставки ресурсов направило УМУП «Городской теплосервис» оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии с договором теплоснабжения от 01.01.2012 №78288птэ, заключенного между ОАО «Волжская ТГК» (ныне - ПАО «Т Плюс») и ПО ЖСК «Северное сияние» теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и /или теплоноситель от сетей УМУП «Городской теплосервис», а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и/или теплоноситель (пункт 1.1 договора).

В приложении №1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).

Согласно приложению №3 к договору в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ПО ЖСК «Северное сияние» установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Судом правильно указано на то, что согласно требованиям САНПИН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.

В управлении ПО ЖСК «Северное сияние» находится один дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Отрадная, 84 имеющий четырехтрубную систему теплоснабжения (т.е. тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя /горячей воды до параметров, установленных САНПИН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).

Судом верно отмечено в решении, что ПАО «Т Плюс» является поставщиком горячей воды для ПО ЖСК «Северное сияние» и обеспечивает поставку горячей воды в пользу ПО ЖСК «Северное сияние», соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде САНПИН 2.1.4.2496-09, и что ПАО «Т Плюс» является организацией коммунального комплекса.

Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду, поставленную в пользу ПО ЖСК «Северное сияние», выставлялась заявителем не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно, за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП «Городской теплосервис» по тарифу 1318,45 руб./Гкал (с мая по июнь 2012 г.) и 1362,43 руб./Гкал (с июля 2012 г. по декабрь 2012 г.), а также за теплоноситель (химически очищенная вода) по тарифу 25,91 руб./т. (с мая по июнь 2012 г.) и 28,32 руб./т (с июля 2012 г. по декабрь 2012 г.).

Судом правильно указано на то, что поскольку период времени поставки май-июнь 2012 г. был предметом судебного спора между ОАО «Волжская ТГК» и ПО ЖСК «Северное сияние» (судебное дело №А72-8943/2012), по результатам которого в пользу ОАО «Волжская ТГК» были взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2012 по 22.11.2012, антимонопольным органом правильно действия ОАО «Волжская ТГК» оценивались с точки зрения их законности за пределами периода, рассматривавшегося судом по указанному делу, то есть за период июль - декабрь 2012 года.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;

- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

После принятия решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым было признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:

«тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.

Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;

- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"».

С учетом изложенного судом правильно указано на то, что для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб.м должны быть установлены, и что отсюда следовала обязанность ОАО «Волжская ТГК» обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год, в том числе в целях правомерного определения стоимости услуг по поставке в пользу ПО ЖСК «Северное сияние». Однако, с указанным заявлением необходимыми с ним документами ОАО «Волжская ТГК» в орган по установлению тарифов не обращалось, что не отрицается заявителем.

Не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, ПАО «Т Плюс» (ранее ОАО «Волжская ТГК») применяло при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на «тепловую энергию для горячего водоснабжения» в рублях за Гкал и тариф на «химически очищенную воду» в рублях за тонну, что подтверждается представленными в материалы дела расчетными ведомостями, выставленными к оплате ПО ЖСК «Северное сияние» в 2012 году, начиная с июля 2012 года по декабрь 2012 года.

Судом сделан правильный вывод о том, что указанные действия ОАО «Волжская ТГК» при расчете платы за горячее водоснабжение, поставляемое в пользу ПО ЖСК «Северное сияние» без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, правильно квалифицированы УФАС по Ульяновской области как нарушающие установленный законодательством Российской Федерации порядок ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Также правомерность позиции антимонопольного органа в аналогичных правоотношениях подтверждается решениями Арбитражного суда Ульяновской области по делам: №А72-10159/2012, №А72-530/2013, №А72-7579/2013, №А72-13261/2013.

Судом верно отмечено  в решении, что ссылка заявителя на Приказ Министерство экономики и планирования Ульяновской области от 11.07.2013 №06-257, на Приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 13.12.2013 №06-682, установившие позднее требуемые тарифы, не обоснована в связи с тем, что указанные нормативные акты были приняты после выставления в адрес ЖСК «Северное сияние» актов об оказании услуг, счетов-фактур, то есть после совершения нарушающих антимонопольное законодательство действий ОАО «Волжская ТГК».

Суд правильно отклонил довод ПАО «Т Плюс» о непроведении антимонопольным органом обзора состояния конкуренции на товарном рынке, поскольку в рамках рассмотрения дела УФАС по Ульяновской области был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке, что подтверждается аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Ульяновской области. Доминирующее положение ПАО «Т Плюс» подтверждается указанным аналитическим отчетом, а также анализом и оценкой состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Ульяновской области, проведённым в 2011 году, на что в оспариваемом решении есть соответствующие ссылки.

Судом также правильно указано на то, что доводы заявителя о повторности его привлечения за действия, которые уже были предметом оценки в ранее состоявшихся решениях УФАС по Ульяновской области и в судебных актах, являются несостоятельными, так как содеянному в отношении ПО ЖСК «Северное сияние», как нарушению антимонопольного законодательства в указываемых ПАО «Т Плюс» судебных актах не давалась.

Также оспариваемым решением заявитель не привлечен, в том числе повторно за те же действия, к административной ответственности. Материалы лишь решено передать должностному лицу, уполномоченному возбуждать дело об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ. Однако, это в силу ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ является лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что отсутствует совокупность двух условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого в данном деле ненормативного правового акта, и, в соответствии с положениями указанной нормы, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы, приведенные публичным акционерным обществом «Т Плюс»  в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2015 года по делу                №А72-8901/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить филиалу «Ульяновский» публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 руб., перечисленную платежным поручением № 10456 от 22 октября 2015 года.

Справку на возврат госпошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          В.Е. Кувшинов