ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11 aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
10 октября 2013 года Дело № А55-9559/2013
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» - ФИО1 (доверенность от 01.03.2013 № 14),
представителя Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – ФИО2 (доверенность от 25.03.2013 № 21),
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.10.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции Самарской области»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 по делу №А55-9559/2013 (судья Мальцев Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Самара,
к Управлению государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» (далее - ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Самарской области Федеральной службы в сфере транспорта (далее – Управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 11.03.2013 № 45 (л.д.5-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.125-128).
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.08.2013, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л.д.135-137).
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 19.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ответчика с 11.02.2013 по 11.03.2013 была проведена внеплановая выездная проверка заявителя, который имеет действующую бессрочно лицензию от 04.04.2003 регистрационный номер АСС-63-700910 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
При проведении внеплановой выездной проверки было установлено, что указанная лицензируемая деятельность осуществляется с грубым нарушением лицензионных требований. В частности, на предприятии заявителя не соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей автобусов.
В период с 01.02.2013 по 28.02.2013 к управлению автобусами для выполнения перевозок пассажиров допускались водители ФИО3, ФИО4, ФИО5,ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13, которые не имели ежедневного (междусменного) отдыха продолжительности, установленной пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. При суммированном учете рабочего времени водителей ежедневный (междусменный) отдых должен быть не менее 12 часов. Правонарушение выявлено при проверке путевых листов, оформленных на предприятии для указанных водителе.
Кроме того, к управлению автобусами для выполнения перевозок пассажиров допускались водители ФИО14 (в период с 14.01.2013 по 20.01.2013), ФИО15 (в период с 07.01.2013 по 13.01.2013), ФИО16 (в период с 03.12.2012 по 10.12.2012 и в период с 24.12.2012 по 31.12.2012), ФИО17 (в периоде 10.12.2012 по 18.12.2012), ФИО18 (в период с 10.12.2012 по 16.12.2012), ФИО19 (в период с 24.12.2012 по 31.12.2012), ФИО20 (в период с 03.12.2012 по 09.12.2012), ФИО21 (в период с 10.12.2012 по 16.12.2012), ФИО22. (в период с 10.12.2012 по 16.12.2012), ФИО23 (в период с 24.12.2012 по 31.12.2012), ФИО24 (в период с 24.12.2012 по 31.12.2012), ФИО25 (в период с 10.12.2012 по 16.12.2012), ФИО26 (в период с 17.12.2012 по 24.12.2012), которые не имели еженедельного отдыха установленной продолжительности. Правонарушение выявлено при проверке табеля учета рабочего времени за январь месяц 2013 г. и табеля учета рабочего времени за декабрь месяц 2012г.
Продолжительность рабочего времени за учетный период (один месяц) в январе месяце 2013 г. у водителя ФИО27 составила 164 ч., ФИО28 - 155ч., ФИО29 - 165 ч., ФИО30 - 152 ч., ФИО31 - 154 ч., ФИО32 - 176 ч., ФИО33 - 172 ч., ФИО34 - 155ч., ФИО35 - 169ч., ФИО36, ФИО37. - 180 ч., ФИО38 - 162 ч., ФИО39 - 182 ч., ФИО40 - 160 ч., ФИО41 - 164 ч., ФИО42 - 169 ч., ФИО43 - 165 ч.,е ФИО44 - 179 ч., ФИО45 - 168 ч., ФИО46 - 179 ч., ФИО47. - 176 ч., ФИО48 - 164 ч., ФИО49 - 174 ч., ФИО50 - 179 ч., и превысила нормальное число рабочих часов -136 часов. Правонарушение выявлено при проверке табеля учета рабочего времени за январь месяц 2013 г.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
При проверке установлено, что у заявителя не организована работа водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В частности, составленными графиками работы (сменности) водителей на линии (в феврале, марте месяце 2013 г.) не установлены время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, в результате чего не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей автобусов.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Обязанность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность автомобильным транспортом, составлять графики работы (сменности) на линии для водителей и устанавливать указанными графиками время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха установлена пунктами 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
На предприятии заявителя не организован контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей автобусов.
Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии организовывать контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей установлена пунктом 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.
К управлению автобусами, осуществляющими междугородные перевозки
пассажиров, были допущены водители ФИО51 и ФИО52, не имеющие непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Факты указанных перевозок подтверждается путевыми листами, оформленными для ФИО51 и табелем учета рабочего времени за январь месяц 2013 г., декабрь месяц 2012 г. До 01.10.2012 - даты приема на работу водителем автобуса к заявителю, ФИО51 в период с 01.03.2011 по 01.10.2012 имел перерыв в работе, записей в трудовой книжке о стаже работы в качестве водителя автобуса не имеется.
ФИО52 в период с 14.02.2012 по 22.08.2012 имел перерыв в работе, записей в трудовой книжке о стаже работы в качестве водителя автобуса не имеется. Факты выполнения ФИО52 междугородных перевозок пассажиров подтверждаются путевыми листами.
Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии допускать к перевозке пассажиров в междугороднем сообщении водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет работы, установлена пунктом 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса России от 08.01.1997 №2.
У заявителя в январе, феврале месяце 2013 г. не проводился специальный инструктаж по безопасности дорожного движения со следующими водителями автобусов:04.01.2013 г. - с ФИО53, ФИО54, ФИО35, ФИО42, ФИО55, ФИО56, ФИО57. Полегонько Ф.В., ФИО44, ФИО58, ФИО59, ФИО60 Вяч.Вас, ФИО61; 15.01.2013 г. - ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65. ФИО66,ФИО51 ФИО57. ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70; 01.02.2013г. - с ФИО71, ФИО30, ФИО35
Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями должны быть проведены в связи с совершенными дорожно-транспортными происшествиями 03.01.2013 и 14.01.2013 с участием автобусов, принадлежащих заявителю. В журналах учета специальных инструктажей не имеется подписей вышеуказанных водителей о прохождении специального инструктажа.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить инструктажи с водителями по фактам ДТП установлена пунктом 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, пунктами 2.3.3, 2.3.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, пунктами. 1.3, 6.1 Положения о порядке проведения инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.
У заявителя не проводилась стажировка водителей ФИО42, ФИО72, ФИО51, переведенных на новый маршрут регулярных перевозок и допущенных к управлению автобусами для выполнения перевозок пассажиров. Отсутствуют листки прохождения стажировки указанных водителей.
Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии проводить стажировку водителей для подготовки их к самостоятельной работе на конкретном маршруте установлена п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, пунктом .2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утверждённое Минавтотранспорта РСФСР 20.01.1986.
В период с 24.12.2012 по 01.02.2013 к управлению автобусом
для выполнения перевозок пассажиров за плату допускался водитель ФИО73, который не прошел очередное обязательное медицинское переосвидетельствование. Срок годности медицинской справки водителя ФИО73 истек 24.12. 2012, очередное обязательное медицинское переосвидетельствование ФИО73 до 01.02.2013 не прошел.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать своевременное прохождение водителями в установленные сроки обязательное медицинское переосвидетельствование установлена пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.
При эксплуатации автобусов на предприятии заявителя не обеспечивается заполнение обязательных реквизитов в оформленных путевых листах. В путевых листах не указываются имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Обязанность юридического лица, эксплуатирующего автобусы, соблюдать порядок заполнения путевых листов установлена таким документом как Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152.
У заявителя ненадлежащим образом проводится контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, не обеспечивается соответствие технического состояния автобусов требованиям безопасности дорожного движения, к эксплуатации допускаются автобусы при наличии у них неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автобусов согласно пунктам 7.7, 7.9 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным Положениям по допуску транспортных средств и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности движения, утверждённым постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).
При проверке также установлено, что на предприятии заявителя не выполняются требования пунктов 4.7.2, 4.7.15, 4.7.16 ГОСТа Р 51709-2001.
Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии проводить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию установлена п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15.
Обязанность юридических лиц - владельцев лицензии обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона, от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.
Требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств установлены ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки».
На предприятии ненадлежащим образом проводится предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей вне производственной территории заявителя.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей установлена пунктами 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
У заявителя не проведено повышение профессионального мастерства водителей в количестве 34 человек по 20-ти часовой программе ежегодных занятий утвержденной 07.10.2001 первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации.
Обязанность юридических лиц организовывать занятия по повышению профессионального мастерства водителей по соответствующим учебным планам и программам установлена пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.
При проверке установлено, что у заявителя не обеспечена охрана транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.
Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать охрану транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам установлена пунктом 2.5.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.03.2011 № 61/27091, на основании которого законно и обоснованно вынесено оспариваемое предписание от 11.03.2013 № 45.
Факт совершения вышеуказанных нарушений, также установлен судебными актами по делу № А55-20695/2012.
Таким образом, требования, оформленные в предписании, являются законными и оснований для отмены предписания не усматривается.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 19.08.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы – ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 по делу №А55-9559/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.И. Захарова
Судьи И.С. Драгоценнова
А.А. Юдкин