ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-16249/20 от 02.12.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 декабря 2020 года                                                                           Дело № А72-3423/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  02 декабря 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено   09 декабря 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2020 года по делу № А72-3423/2020 (судья Овсяникова Ю.А.),

по заявлению Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ОГРН: 1187325014326, ИНН: 7325161645), г.Ульяновск,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340), г. Ульяновск,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (ОГРН: 1047301035528, ИНН: 7325051089), г. Ульяновск,

о признании незаконным решения об отказе внесения сведений в ЕГРН от 19.12.2019 №4956,

в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - заявитель, Минприроды) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, орган регистрации) о признании незаконным решения, принятого ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, выразившегося в отказе во внесении сведений в ЕГРН о лесопарковом зелёном поясе вокруг города Ульяновска, в письме ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 19.12.2019 №4956; об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» внести сведения в ЕГРН о лесопарковом зелёном поясе вокруг города Ульяновска.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, поскольку судебный акт является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, выводы суда основаны на неправильном толковании норм права.

В апелляционной жалобе указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о незаконности принятого органом регистрации прав решения об отказе во внесении сведений, придав при этом большую юридическую силу Федеральному закону об охране окружающей среды перед Земельным кодексом РФ. Сведения о границах лесопарковой лесной зоны вокруг города Ульяновска не являются зоной с особыми условиями использования территорий, а также не входят в перечень зон, установленных в ст. 105 Земельного кодекса РФ. Суд пришел к ошибочному выводу о наличии у органа регистрации прав технической возможности по внесению таких сведений.

Минприроды представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 29.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) в соответствии со ст. 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации   федеральным   органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 18.10.2016 №П/0515, полномочиями по ведению государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает в себя, в том числе: реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.

В пункте 1 статьи 10 Закона №218-ФЗ перечислены сведения, которые вносятся в реестр границ о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения; описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон); наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий, и реквизиты соответствующих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); иные сведения.

В обжалуемом решении верно отмечено, что статьей 32 Закона №218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов):

9) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (п.1 ст.34 Закона №218-ФЗ)

Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (п.3 ст.34 Закона №218-ФЗ).

В соответствии с п.4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532, в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.

В случае, если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.

03.07.2016 был принят Федеральный закон №353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов", вступивший в силу с 1.01.2017.

Указанным законом введена в действие Глава IX.1. ЛЕСОПАРКОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 указанного Закона об охране окружающей среды, в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.6 ст.62.2 Закона об охране окружающей среды)

Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

В соответствии с пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации

Как следует из материалов дела, Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 13.12.2017 № 1125/80-5 «О создании лесопаркового зелёного пояса вокруг города Ульяновска» было принято решение о создании вокруг города Ульяновска лесопаркового зелёного пояса площадью 5 829 га.

Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.06.2018 № 43 «Об утверждении перечня, земельных участков, входящих в границы лесопаркового зелёного пояса вокруг города Ульяновска» в установленные законодательством сроки (180 дней) утвержден перечень земельных участков входящих в границы лесопаркового зелёного пояса вокруг города Ульяновска.

Министерством заключен государственный контракт, по которому выполнены работы по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Ульяновска, результаты работ направлены в порядке межведомственного взаимодействия в Кадастровую палату (филиал г.Ульяновска), однако, сведения о лесопарковом зеленом поясе не внесены в ЕГРН, ответчик письмом от 19.12.2019 №4956 отказал Министерству по причине того, что лесопарковые зеленые пояса не отнесены статьей 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территории, внесение сведений о которых предусмотрено Законом №218-ФЗ.

Данный отказ суд первой инстанции правомерно посчитал незаконным и необоснованным, исходя из следующего.

Статьей 105 Земельного кодекса РФ перечислены виды зон с особыми условиями использования территорий (28 зон), среди которых лесопарковые зеленые пояса не названы, однако, в статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.

Согласно статье 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены (в том числе по использованию земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий) по основаниям, установленным настоящим Кодексом, а также федеральными законами.

Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п.24 ст.106 ЗК РФ)

В силу п.10 ст.26 Федеральный закон от 03.08.2018 №342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что Федеральным законом - Законом об охране окружающей среды предусмотрено создание лесопарковых зеленых поясов как зон с особыми условиями использования территорий.

Решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г.Ульяновска принято Законодательным Собранием Ульяновской области; перечень земельных участков и границы определены Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области с соблюдением установленного порядка создания лесопаркового зеленого пояса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 Порядок ведения ЕГРН устанавливает, в том числе, структуру реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий и объем вносимых в него сведений.

В п.82 вышеназванного Порядка ведения ЕГРН перечислена структура записи о зоне с особыми условиями использования территорий, причем ограничений внесения сведений только о зонах с особыми условиями территорий, установленных в ст.105 ЗК РФ, Порядок ведения ЕГРН не содержит, в связи с чем суд отклоняет доводы ответчика об отсутствии технической возможности внесения сведений о границах лесопарковой зеленой зоны вокруг г.Ульяновска в ФГИС ЕГРН.

Доводы ответчика, что согласно письму Федерального Росрестра от 7.10.2019 №11-2580-мс, внесение в ЕГРН сведений о лесопарковых зеленых поясах в настоящее время невозможно, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку представленное письмо нормативными свойствами не обладает.

Законом об охране окружающей среды предусмотрена необходимость включения границ лесопарковых зеленых поясов в Единый государственный реестр недвижимости; Земельным кодексом РФ предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предоставленные Министерством в кадастровую палату документы в электронном виде в порядке межведомственного взаимодействия соответствуют требованиям Закона №218-ФЗ (что ответчиком не оспаривалось), при этом основания для отказа внесения соответствующих сведений, перечисленные п.2 ст.34 Закона №218-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствуют, в связи с чем отказ во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Ульяновска в Единый государственный реестр недвижимости является неправомерным.

На основании изложенного суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области требований.

В обжалуемом решении правомерно учтена аналогичная правоприменительная практика, изложенная в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2020 по делу №А33-27101/2019, в котором отражена аналогичная позиция.

В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд первой инстанции, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области внести сведения о зоне с особыми условиями использования территории лесопарковом зелёном поясе вокруг города Ульяновска - в Единый государственный реестр недвижимости.

Довод подателя жалобы о том, что необоснованно пришел к выводу о незаконности принятого органом регистрации прав решения об отказе внесения таких сведений, придав при этом большую юридическую силу Федеральному закону об охране окружающей среды перед Земельным кодексом РФ суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд первой инстанции сделал выводы по существу заявленного требования, основываясь на нормах действующего законодательства о внесении сведений о включении границ лесопарковых зеленых поясов в Единый государственный реестр недвижимости.

Другие доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.

В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2020 года по делу № А72-3423/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           И.С. Драгоценнова

                                                                                                                      Е.Г. Попова