ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1629/2009 от 30.03.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

    443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 марта 2009 года.                                                                                Дело № А55-16374/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Марчик Н.Ю.,  Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

с участием:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 27.10.2008 г.,

от ответчика - ФИО2, доверенность от 26.03.2009 г. № 724, ФИО3, доверенность от 26.03.2009 г. № 724, ФИО4, доверенность от 26.03.2009 г. № 725,

от третьего лица - ФИО5, доверенность от 9.10.2008 г. № Д-49/516,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу крестьянского фермерского хозяйства ФИО6 на решение Арбитражного суда Самарской области от 5 февраля 2009 года по делу № А55-16374/2008 (судья Черномырдина Е.В.),

принятое по заявлению крестьянского фермерского хозяйства ФИО6, село Красный Яр Самарской области,

к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, село Красный Яр Самарской области,

третье лицо:

Министерство строительства и ЖКХ Самарской области, город Самара,

о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Крестьянское фермерское хозяйство ФИО6 (далее - заявитель, КФХ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - ответчик, Администрация), третье лицо - Министерство строительства и ЖКХ Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным действий по отказу в предоставлении земельного участка площадью 141 074 кв.м кадастровый номер 63:26:1309001:236, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, поселок Жареный бугор и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о выделении в соответствии с требованиями действующего законодательства испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.   

Решением суда в удовлетворении требований заявителя отказано.

Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители Администрации и Министерства в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворенияпо основаниям указанным в отзывах.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:26:1309001:236, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 16-17).

23.07.2008 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно (т. 1 л.д. 18).

Заинтересованным лицом письмом от 11.08.2008 года № 1536 отказано в представлении в собственность бесплатно земельного участка, испрашиваемого заявителем (т. 1 л.д. 19-21).

Основанием отказа явилось нецелесообразность предоставления указанного земельного участка для сельскохозяйственного производства, так как планируется комплексное освоение данной территории в целях жилищного строительства.

По мнению заявителя, отказ Администрации в предоставлении КФХ ФИО6 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения противоречит нормам действующего законодательства, так как ни Федеральным законом от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ни Законом Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» не предусмотрен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Однако в п. 6 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указано, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка может быть оспорено в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1)цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2)испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3)условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4)срок аренды земельных участков;

5)обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6)предполагаемое местоположение земельных участков.

В соответствии с п. 3 указанной статьи орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа земельного участка и утверждает его.

Как следует из имеющегося в материалах дела распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский от 29.02.2008 года № 180 указанным распоряжением утвержден проект границ земельного участка площадью 141 074 кв.м. по адресу: Самарская область, Красноярский район, поселок Жареный бугор и на его основании произведена постановка земельного участка на государственный кадастровый учет (т. 1 л.д. 84).

В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 22.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 22.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Основываясь на вышеуказанные нормы права суд апелляционной инстанции считает, что необходимыми условиями для предоставления испрашиваемого земельного участка на территории муниципального района Красноярский для создания (ведения) фермерского хозяйства являются: наличие Закона субъекта РФ и отнесение земельного участка к землям фонда перераспределения.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 ЗК РФ, или п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии со ст. 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Однако судом первой инстанции было установлено, что испрашиваемый земельный участок к землям фонда перераспределения муниципального района Красноярский Самарской области не относится, что подтверждается письмом Территориального отдела № 7 Управления Роснедвижимости по Самарской области от 19.01.2009 года № 119 (т. 2 л.д. 15).

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, так как считает, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность крестьянского фермерского хозяйства соответствует закону и не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а каких-либо доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 5 февраля 2009 года по делу      № А55-16374/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                          П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                         Н.Ю. Марчик

                                                                                                                                   В.В. Кузнецов