ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1640/09 от 08.04.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

13 апреля 2009 года Дело № А55-16375/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от администрации муниципального района Красноярский Самарской области – ФИО1 доверенность от 26 марта 2009 г. № 724, ФИО2 доверенность от 26 марта 2009 г. №724,

от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – не явился, извещен,

от Комиссии по муниципальному контролю за использованием и охраной земель на территории Красноярского района Самарской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Крестьянского фермерского хозяйства Хохлов Леонид Алексеевич

на решение Арбитражного суда Самарской области от 6 февраля 2009 г. по делу № А55-16375/2008 (судья Асадуллина С.П.)

по заявлению Крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, п. Новосемейкино,

к администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская обл., с. Красный Яр,

третье лицо:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
 Комиссия по муниципальному контролю за использованием и охраной земель на территории Красноярского района Самарской области, с. Красный Яр,

о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Крестьянское фермерское хозяйство ФИО3 (далее – КФХ ФИО3, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий, выраженных в отказе № 1537 от 11 августа 2008 г. предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 путем принятия решения о выделении в соответствии с требованиями действующего законодательства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Крестьянскому фермерскому хозяйству ФИО3 площадью 400 000, 00 кв.м. (40 га), кадастровый номер 63:26:1802004:3077 по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Малая ФИО4 в течение 14 дней с момента вынесения решения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 6 февраля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что необходимыми условиями для возможного бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального района Красноярский для создания (ведения) фермерского хозяйства являются принятие соответствующего закона и отнесение земельного участка к землям фонда перераспределения; из представленного администрацией муниципального района Красноярский в судебном заседании письма Территориального отдела № 7 Управления Роснедвижимости по Самарской области № 119 от 19 января 2009 г. следует, что испрашиваемый земельный участок не отнесен к фонду перераспределения земель на территории муниципального района Красноярский Самарской области.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Согласно письма Отдела водных ресурсов по Самарской области от 02 февраля 2009 г. № пл-29/218 испрашиваемый заявителем земельный участок, площадью 400 000 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Малая ФИО4, кадастровый номер 63:26:1802004:3077 находится в водоохраной зоне. Основная площадь земельного участка располагается также в береговой полосе водного объекта (Саратовского водохранилища).

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Местоположение земельного участка с кадастровым номером 63:26:1802004:3077, находящегося в береговой полосе Саратовского водохранилища, исключает передачу его в собственность за плату, либо бесплатно в силу закона.

Не согласившись с выводами суда, КФХ ФИО3 подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлен ст. 81 ЗК РФ, где говорится, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, - в соответствии с кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. На иной федеральный закон Земельный кодекс РФ для данной категории граждан не указывает. При этом, согласно ст.2 ЗК РФ кодекс имеет приоритетное значение и нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Земельному кодексу.

Судом не дана оценка кадастровому паспорту спорного участка, в котором отсутствует указание на регистрацию права, что также подтверждает и отсутствие разграничения земель по собственности.

Законом Самарской области «О земле» от 11 марта 2005 г. № 94-ГД п.3 ст.9 предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и является государственной собственностью, а к спорным отношениям по настоящему делу применяются нормы ст.ст. 16, 77, 78, 81 ЗК РФ, ст.ст. 11, 12 Федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, ст.9 закона Самарской области «О земле» от 11 марта 2005 г. № 94-ГД.

Поскольку спорный земельный участок не относится к фонду перераспределения, а является в силу ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью, то на спорные правоотношения нормы ст. 80 ЗК РФ не распространяются.

К спорному участку не могут быть применены нормы права, регулирующие порядок приватизации земель (ст.20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД), поскольку для осуществления приватизации необходимо наличие двух неразрывно связанных условий:

- нахождение земель в государственной или муниципальной собственности;

- нахождение названных земель в постоянном(бессрочном) пользовании или в пожизненном владении граждан либо в аренде у юридических лиц с правом выкупа.

Судом применена норма ст. 27 ЗК РФ, запрещающая приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы (п.8), тогда как данная норма не применяется к случаю с заявителем, поскольку заявитель - КФХ не подавал заявление о приватизации земельного участка.

Спорный земельный участок, согласно кадастрового паспорта, относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям водного фонда и, если обратиться к ст.102 ЗК РФ, то в п.2 сказано, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Испрашиваемый же земельный участок сформирован в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Представители администрации муниципального района Красноярский Самарской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Другие представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителейадминистрации муниципального района Красноярский Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель является главой крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства от 14 января 2008 года и соглашением от 14 января 2008 года, заключенным между физическими лицами о создании крестьянского фермерского хозяйства.

Руководствуясь положениями ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ КФХ ФИО3 обратилось в администрацию муниципального района Красноярский с заявлением о выделении в собственность земельного участка площадью 40 га из земель сельскохозяйственного назначения в районе пос. Малая ФИО4 Красноярского района Самарской области для ведения сельскохозяйственного производства.

По мнению заявителя, комиссией по муниципальному контролю за использованием и охраной земель на территории Красноярского района Самарской области было вынесено решение о выделении испрашиваемого земельного участка КФХ ФИО3, в собственность, в соответствии с требованиями закона, КФХ было рекомендовано провести работы по формированию указанного участка.

После проведения работ по формированию земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет КФХ ФИО3 23 июля 2008 года повторно обратилось с заявлением на имя главы муниципального района Красноярский Самарской области о предоставлении в собственность для организации крестьянского фермерского хозяйства земельного участка площадью 400 000, 00 кв.м. (40 га), кадастровый номер 63:26:1802004:3077 по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Малая ФИО4 (л.д. 20 т.1).

Письмом исх. № 1537 от 11 августа 2008 г. администрацией муниципального района Красноярский отказано заявителю в предоставлении в собственность бесплатно по причине нецелесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства в связи с планируемым освоением земельного участка в целях жилищного строительства (л.д. 21-23 т.1).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В ходе судебного разбирательства довод о вынесении решения комиссией по муниципальному контролю за использованием и охраной земель на территории Красноярского района не нашел подтверждения. Секретарем комиссии был подготовлен проект протокола № 2 заседания комиссии от 19 февраля 2008 г. и проекты выписок по предполагаемой повестке, фактически заседание комиссии не было проведено, что подтверждается письмом руководителя Красноярского управления развития АПК от 12 ноября 2008 г. № 258 (л.д. 55 т.1).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Судом первой инстанции было установлено, что из имеющегося в материалах дела распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский от 09 апреля 2008 г. № 353 следует, что утверждены границы земельного участка площадью 400 000,00 кв.м. по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Малая ФИО4 и возложена обязанность произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 74 т.1).

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса РФ пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Суд пришел к правильному выводу, что к обороту земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются положения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку иное не установлено п. 7 ст. 27 ЗК РФ

Статья 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом верно отмечено, что необходимыми условиями для возможного бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального района Красноярский для создания (ведения) фермерского хозяйства являются принятие соответствующего закона и отнесение земельного участка к землям фонда перераспределения.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Суд первой инстанции правильно установил, что из представленного администрацией муниципального района Красноярский в судебном заседании письма Территориального отдела № 7 Управления Роснедвижимости по Самарской области № 119 от 19 января 2009 г. следует, что испрашиваемый земельный участок не отнесен к фонду перераспределения земель на территории муниципального района Красноярский Самарской области (л.д. 124 т.1).

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Судом верно отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Таким образом, заявитель до обращения в администрацию муниципального района Красноярский Самарской области имел возможность получить сведения о правовом статусе испрашиваемого земельного участка, наличии его в фонде перераспределения земель.

Кроме того, п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Статьей 20 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11 марта 2005 г. установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего закона.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ЗК РФ приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с 1 января 2010 года.

Согласно письма Отдела водных ресурсов по Самарской области от 02 февраля 2009 г. № пл-29/218 испрашиваемый заявителем земельный участок, площадью 400 000 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Малая ФИО4, кадастровый номер 63:26:1802004:3077 находится в водоохраной зоне. Основная площадь земельного участка располагается также в береговой полосе водного объекта (Саратовского водохранилища).

В соответствии с пунктами 4 и 11 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны реки Сок составляет 200 м. В соответствии с пунктом 13 ст.65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы акватории реки Сок в зоне подпора Саратовского водохранилища (залив водохранилища), как водохранилища имеющего особое ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров, независимо от уклона прилегающих земель. Указанные сведения представлены заинтересованному лицу на основании рыбохозяйственной характеристики реки Сок, Красноярский район, пос. Волжский ФГУ «Средневолрыбвод».

Судом правильно отмечено, что в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Таким образом, местоположение земельного участка с кадастровым номером 63:26:1802004:3077, находящимся в береговой полосе Саратовского водохранилища исключает передачу его в собственность за плату, либо бесплатно в силу закона.

Довод заявителя о том, что информация о статусе испрашиваемого участка не была доведена до сведения заявителя в оспариваемом решении, правомерно был отклонен судом, поскольку арбитражный суд при рассмотрении спора выясняет все обстоятельства дела и, согласно ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению. АПК РФ не ограничивает стороны от предоставления доказательств в подтверждение своих доводов при рассмотрении дела судом первой инстанции и не содержит запрета на принятие судом документов, которые не представлялись заявителю при вынесении решения.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что оспариваемыми действиями администрации не нарушены требования закона, иных нормативных актов, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы, приведенные КФХ ФИО3 в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 6 февраля 2009 г. по делу № А55-16375/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи Т.С. Засыпкина

Н.Ю. Марчик