ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
07 ноября 2019 года Дело №А55-19790/2019
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС" на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2019 по делу №А55-19790/2019 (судья Медведев А.А.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
об оспаривании постановления № г.о. Ч-70735 о назначении административного наказания от 23.04.2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ПРОМБИЗНЕС» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и отмене полностью вынесенного Государственной жилищной инспекцией Самарской области Постановления № г.о. Ч-70735 о назначении административного наказания от 23.04.2019 года, которым Общество с ограниченной ответственностью «ПРОМБИЗНЕС» на основании ч. 1 ст. 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Государственной жилищной инспекции Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 №10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки в отношении ООО «ПромБизнес», проведенной с 10 час. 00 мин. 27.02.2019 по 11 час. 30 мин. 25.03.2019, государственным жилищным инспектором ФИО1, составлен протокол №г.о.Ч-70735 от 26.03.2019 г. в 15 час. 00 мин. об административном правонарушении (далее по тексту - протокол), выразившемся в нарушении правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и впутриквартирного газового оборудования по адресам: <...> <...> д.58,64,66А,68,68А,93, ул. Павлова, д.7,9, ул. Сазонова, д.7,9, явившемся результатом бездействия (действия) ООО «ПромБизнес».
Согласно протоколу ООО «ПромБизнес» нарушило п. 12 Постановление Правительства РФ №410 от 13.05.14 (ВДГО). В качестве характеристики нарушения указано: Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
По результатам проверки государственный жилищный инспектор указал в протоколе на нарушение ООО «ПромБизнес» Постановления Правительства №410 от 13.05.2014, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ.
Постановлением Заместителя руководителя - руководителя Южного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО2 №г.о.Ч-70735 от 23.04.2019 г. (далее по тексту - постановление), Общество с ограниченной ответственностью «ПромБизнес» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая, указанное постановление от №г.о.Ч-70735 от 23.04.2019 г., противоречащим нормам действующего законодательства, а также нарушающим его права и интересы, заявитель просит суд признать его незаконным и отменить по основаниям, изложенным в заявлении.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
ООО «ПромБизнес» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: <...> <...> д.58.64,66А.68.68А.93. ул. Павлова, д.7,9, ул. Сазонова, д.7,9.
По мнению административного органа, ООО «ПромБизнес» осуществляет управление вышеуказанными многоквартирными домами, с нарушением п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри квартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410, выразившихся в несоблюдении периодичности проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов.
ООО «ПромБизнес», ссылаясь на п. 6 Правил, подпункт "б" пункта 43 Правил № 410, пункт 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, считает, что выполнением обязанности будет являться заключение со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
При этом согласно подпункту "б" пункта 43 Правил 410, исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
При проведении документарной проверки ООО «ПромБизнес» в материалы дела по запросу административного органа были предоставлены доказательства надлежащего, по мнению заявителя, исполнения требований законодательства к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, а именно:
- копия договора с ООО «Средневолжская газовая компания» на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования №167/ТО;
- копия дополнительного соглашения №7 от 09.11.2018 к договору №167/ТО;
- акты обследования внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах.
По мнению заявителя данный факт зафиксирован в Акте проверки от №г.о.Ч-70735 от 25.03.2019 г., в связи с чем решение административного органа о привлечении юридического лица за несоблюдение периодичности проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов является необоснованным, а событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ отсутствует, в связи чем, состав вменяемого административного правонарушения - не доказанным.
Суд первой инстанции правомерно посчитал указанные доводы несостоятельными по следующим мотивам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Правила № 410).
В соответствии с п.4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов (п5 Правил № 410).
В соответствии с п.11 Правил № 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы;
Согласно п.12 Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится:
в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона);
Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (п.13 Правил № 410).
Вышеуказанная обязанность заявителя, как лица, ответственного за содержание общего имущества в многоквартирном доме, подлежит выполнению наряду с обязанностью, предусмотренной подпункту "б" пункта 43 Правил 410.
Указанные правовые нормы содержатся в разных разделах Правил 410:
п.12 в разделе II «Организация безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;
п.43 в разделе IV «Порядок и условия исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, права и обязанности сторон при исполнении указанного договора».
Таким образом, заключение ООО «ПромБизнес» договора с ООО «Средневолжская газовая компания» на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования №167/ТО, не освобождает управляющую организацию от проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах по адресам: <...> <...> д.58,64,66А,68,68А,93, ул. Павлова, д.7,9, ул. Сазонова, д.7,9, не реже 3 раз в год.
Заявителем в материалы дела представлены акты обследования технического состояния вентиляционных каналов в обслуживаемых многоквартирных домах.
Из указанных актов следует, что обследование технического состояния вентиляционных каналов произведено всего 1 раз вместо предусмотренного п.12 Правил № 410 - не реже 3 раз в год.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических,, регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правь содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной проверки должностным лицом Южного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области, составившим протокол №г.о.Ч-70735 об административном правонарушении, 25.03.2019 был выявлен факт нарушения ООО «ПромБизнес» положений пункта 12 Правил №410, в несоблюдении периодичности проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Чапаевск, л. Артиллерийская, д.12, ул. Железнодорожная, д.64, 66, 70, 73, 75, 75«А», ул. Красноармейская, д.19, ул. Ленина, д.58, 64, 66А, 68, 68«А», 93, ул. Павлова, д.7,9, ул. Сазонова, д.7,9.
Факт совершения юридическим лицом - ООО «ПромБизнес» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.23 КоАП РФ подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела письменными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № г.о.Ч-70735 от 26.03.2019;
- уведомлением-вызовом государственной жилищной инспекции Самарской области №г.о.Ч-70735 от 25.03.2019 о составлении протокола об административном правонарушении;
- актом проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица г.о.Ч-70735 от 25.03.2019, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, а именно: несоблюдении периодичности проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Чапаевск, л. Артиллерийская, д.12, ул. Железнодорожная, д.64, 66, 70, 73, 75, 75«А», ул. Красноармейская, д.19, ул. Ленина, д.58, 64, 66А, 68, 68«А», 93, ул. Павлова, д.7,9, ул. Сазонова, д.7,9;
- запросом государственной жилищной инспекции Самарской области №г.о.Ч-70735 от 26.02.2019 о предоставлении информации;
- распоряжением органа государственной жилищной инспекции Самарской области №г.о.Ч-70735 от 25.02.2019 года о проведении документарной проверки в рамкг исполнения приказа заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства главного государственного жилищного инспектора ФИО3 №27/пр от 23.01.2019, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко;
- приказом заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства главного государственного жилищного инспектора ФИО3 №27/пр от 23.01.2019, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко;
- иными, приобщенными в материалы дела, документами;
В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, представленные доказательства признаются допустимыми, достоверными и достаточными для вывода о том, что в действиях общества имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
Административным органом соблюден установленный законом порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств того, что с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий совершенное деяние не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2019 года по делу №А55-19790/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов