ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 марта 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 08 мая 2014 г.,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 25 февраля 2015 г. № 63, ФИО3, доверенность от 12 января 2015 г. № 4,
от третьих лиц:
от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры – извещен, не явился,
от Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу – извещен, не явился,
от ООО «Студеный» – ФИО4, решение №1 от 25 января 2014 г.,
от ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор» – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2014 г. по делу № А55-18332/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей и природопользования Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, г. Самара,
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород,
общество с ограниченной ответственностью «Студеный», г. Самара,
ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор», п. Колтубановский, Оренбургская обл.,
о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о
признании незаконным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее ответчик) от 16.05.2014 г. № 189 «Об отмене Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.04. 2012 г. № 90 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2014 г. по делу № А55-18332/2014 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.05.2014 г. № 189 «Об отмене Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.04.2012 года № 90 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12». На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир».
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо ООО «Студеный» считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица ООО «Студеный», оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель использовал лесной участок с кадастровым номером - 63:01:0207001:115 на основании договора аренды с 2006 г., а 21.03.208 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области - «арендодатель» и ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» - «арендатор» был заключен договор от 21.03.2008 г. № 328/12 аренды лесного участка, согласно подпунктам 1.1 и 1.2 пункта 1 которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, из земель лесного фонда с кадастровым номером - 63:01:0207001:115, имеющий местоположение: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 7, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью - 5, 00 га. с целью использования земельного участка - для осуществления рекреационной деятельности.
Конкретная характеристика предмета аренды определена сторонами договора в Приложении № 5 к нему.
Фактическая передача арендодателем данного земельного участка арендатору подтверждается имеющимся в деле актом от 10.01.2006 г. приемки-передачи участка лесного фонда.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 указанного гражданско-правового договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3, в котором определено: целевое назначение лесов - осуществление рекреационной деятельности; хозяйство (хвойное, твердо-лиственное, мягко-лиственное); площадь - 5, 0 га.
Подпунктом 20 договор от 21.03.2008 г. № 328/12 «Аренды лесного участка» установлен срок его действия - с 21.03.2008 г. по 10.01.2055 г.
Приложением № 4 к данному договору является - «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке», что также согласовано между арендодателем и арендатором в подпунктах № 12 и № 13 договора.
В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 12 договора от 21.03.2008 г. № 328/12 аренды лесного участка, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Материалами по данному делу подтверждается, что в соответствии с указанным условием договора, арендатором ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» был представлен арендодателю проект «Освоения лесов (для рекреационной деятельности), объект - многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс, местоположение земельного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 7, выделы - 1, 2, 3», разработанный ООО «НОРМАТИВ-ЭКО», который получил положительное заключение Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир», утвержденное в установленным Законом порядке приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.04.2012 г. № 90 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12».
Срок действия заключения Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир установлен - до 31.12.2018 г.
В подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Заключения Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» предусмотрены условия организации использования лесов, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов и мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов, которые надлежит осуществлять (проводить) арендатору по Договору от 21.03.2008 г. № 328/12.
Из материалов дела следует, что заключение Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» содержит выводы о том, что представленный на государственную экспертизу Проект освоения лесов на лесном участке для рекреационных целей соответствует требованиям, предъявляемым в Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 г. № 32.
Разделы Проекта предусматривают реализацию мероприятий по обеспечению рационального использования лесов в соответствии с разрешенными Лесным кодексом Российской Федерации видами использования лесов, а также заключение о том, что предусмотренные Проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, Лесохозяйственному регламенту Самарского лесничества, лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что 16.05.2014 г. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области издало Приказ № 189 «Об отмене Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.04.2012 г. № 90 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 21.03. 2008 г. № 328/12», в котором указано на то, что данный ненормативный правовой акт издан в связи с выявленным не соответствием предусмотренных Проектом освоения лесов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов по договору от 21.03. 2008 г. № 328/12 аренды лесного участка, действующему лесному законодательству Российской Федерации.
Из материалов данного дела следует, что оспариваемый Приказ от 16.05.2014 г. № 189 содержит ссылку на подпункт 2.1 протокола от 10.04.2014 года № 9 заседания комиссии по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами.
Таким образом, единственным основание для издания Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указанного Приказа послужил только Протокол от 10.04.2014 г. № 9 заседания комиссии по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами.
Из письменных объяснений от 01.08.2014 г. члена комиссии по подготовке положительного заключения Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» - ФИО5 следует, что комиссия по рассмотрению вопроса об отмене государственной экспертизы (положительной) Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» не собиралась.
Из материалов дела также следует, что соответствие положительного заключения Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 г. № 32, а также о соответствии предусмотренных данным Проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, Лесохозяйственному регламенту Самарского лесничества, лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации, также подтверждено письменными объяснениями членов Комиссии.
Отсутствие со стороны арендатора по договору от 21.03.2008 г. № 328/12 аренды лесного участка каких-либо нарушений относительно объекта аренды, подтверждается актом от 10.04.2014 г. № 06 обследования участка, оформленным ГКУ Самарской области «Самарские лесничества»; актом от 11.04.2014 г. № 17/П-06 плановой, выездной проверки, оформленнм Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
При рассмотрении настоящего дела ответчик в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств того, что на спорном лесном участке ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» осуществляет сплошную вырубку насаждений, а также выполняет строительство объектов капитального строительства, понятие которых закреплено законодателем в Градостроительном кодексе Российской Федерации, не представил.
Протокол от 10.04.2014 г. № 9 заседания комиссии по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами содержит указание на то, что согласно проекту освоения лесов на лесном земельном участке, имеющего местоположение: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 7, площадью 5,0 га., запланировано возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, однако лесным планом Самарской области, утвержденным Постановлением Губернатора Самарской области от 13.12. 2008 г. № 149 не предусмотрено включение квартала № 7 Самарского лесничества в зону планируемого освоения лесов, в границах которых, предусматривается строительство, реконструкция объектов для осуществления рекреационной деятельности; в соответствии с Проектом освоения лесов на лесном участке планируется проведение рубок лесных насаждений на площади 1, 48 га. в объеме 620 куб.м., однако пунктом 6 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты; кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 13 договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12 арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, которые установлены договором, в связи с несвоевременностью внесения платежей ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» в 2012 году подан иск в Арбитражный суд Самарской области о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка. В протоколе сделан вывод о том, что ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» допущено существенное нарушение условий договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12.
Указанное в Протоколе существенное нарушение ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» условий договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12 в виде несвоевременной уплаты арендных платежей за 2012 г., прямо опровергается актом от 11.04.2014 г. № 17/П-06 плановой, выездной проверки, в котором прямо указано на отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате. Проверка была проведена Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области до издания оспариваемого Приказа.
Существенное нарушение условий договора может являться основанием для его расторжения в судебном порядке, но не для издания приказа об отмене приказа об утверждении положительного заключения Государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке.
Более того, в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика пояснил, что ООО «Многопрофильное предприятие «Зеленый мир» не имеет задолженности по арендной плате.
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Вид использования, предусмотренный подпунктом 1.2 пункта 1 Договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. № 328/12 для осуществления рекреационной деятельности, соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, прямо предусматривающим такой вид деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 22.12.211 г. 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который применяется с 29.04.2012 г., следовательно, на момент издания Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Приказа от 16.04.2012 г. № 90 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 21.03. 2008 г. № 328/12, Приказ Рослесхоза от 22.12.2011 г. № 545, зарегистрированный в Минюсте России 10.04.2012 г. за номером 23775, еще не применялся.
Ответчиком не представлено доказательств того, что на спорном лесном участке Обществом запланировано возведение объектов капитального строительства, а также осуществление сплошной вырубки лесных насаждений, эти доводы ответчика являются предположением, а не доказанным фактом.
Заявитель пояснил, что лесном участке, предоставленном ему в аренду не запланировано строительство капитальных объектов, а также не предусмотрено осуществление сплошной вырубки лесных насаждений, что не опровергнуто ответчиком.
Согласно п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Пунктом 2 ст. 6 установлено, что для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 6 порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со статьей 17 Лесного кодекса Российской Федерации рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пунктов 5 и 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе, в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункт «г» пункта 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны; лесопарковые зоны; городские леса и так далее.
Из материалов дела следует и подтверждено ответчиком в судебном заседании суда первой инстанции, что спорный лесной участок относится к категории городских лесов и не относится к особо защищенным участкам лесного фонда, перечисленным законодателем в пункте 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Наряду со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02. 2012 г. № 62, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается размещение временных построек, используемых в рекреационных целях, на лесных участках и осуществление благоустройство данных участков. При этом перечень объектов устанавливается Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.06.2012 г. № 1283-р и от 27.05.2013 г. № 849-р.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2014 г. по делу № А55-18332/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи А.Б. Корнилов
ФИО6