ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-17595/2015 от 13.01.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 января 2016 года                                                                                 Дело А55-14963/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     13 января 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено      15 января 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Алкоа СМЗ» - представителей Алексахиной О.В. (доверенность от 02.03.2015), Плетка Т.В. (доверенность от 12.01.2015),

от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области – представителей Бондаревой Е.С. (доверенность № 02-14/08032 от 25.09.2015), Марковой Т.И. (доверенность № 02-14/11015 от 31.12.2015), Князевой М.В. (доверенность № 02-14/00106 от 13.01.2016),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Алкоа СМЗ»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу № А55-14963/2015 (судья Лихоманенко О.А.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Алкоа СМЗ», Самарская область, г. Самара,

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о признании недействительными решения № 10-10/145 от 25.03.2015 и требования № 35 от 03.04.2015,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Алкоа СМЗ» (далее – ЗАО «Алкоа СМЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 10-10/145 от 25.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 35 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.04.2015.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года заявление в части признания недействительным требования Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 35 от 03.04.2015 оставлено без рассмотрения. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 10-10/145 от 25.03.2015 судом первой инстанции отказано.

В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу № А55-14963/2015 в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 10-10/145 от 25.03.2015, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 10-10/145 от 25.03.2015.

В материалы дела поступил отзыв налогового органа на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу № А55-14963/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представители налогового органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу № А55-14963/2015 оставить без изменения.

Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года, представленной ЗАО «Алкоа СМЗ», и сопоставления результатов камеральной налоговой проверки первичной декларации по налогу на прибыль за этот же период Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области выявлена контролируемая сделка между обществом и ALKOAGLOBALTREASURYSERVICESSARL. по которой ЗАО «Алкоа СМЗ» выплачивались проценты по долговым обязательствам.

В обоснование своего довода о контролируемой сделке налоговый орган указал, что, что ALKOAGLOBALTREASURYSERVICESSARL. и ЗАО «Алкоа СМЗ» являются взаимозависимыми лицами. При этом в договор займа от 28.06.2006, а также договор займа от 30.07.2007 после 01.01.2012 вносились изменения дополнительными соглашениями в результате чего увеличивались процентные ставки по займу.

Налоговый орган также указал, что в рассматриваемой ситуации расходы общества по сделке определяются размером начисленных процентов по договорам займа. Размер начисленных процентов по договорам займа, предоставленному компанией ALKOAGLOBALTREASURYSERVICESSARL. составил в 2012 году 376202753 руб., т.е. более 100 млн. рублей.

Тем самым налоговый орган указал, что совокупность указанных обстоятельств позволяют отнести указанную сделку в соответствии с положениями п.1 ст.105.14 и ст.105.17 НК РФ к контролируемой.

Поскольку в установленный ст.105.16 НК РФ срок обществом в налоговый орган не представлено уведомлением о контролируемой сделке, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области вынесено оспариваемое решение о привлечении ЗАО «Алкоа СМЗ» к налоговой ответственности по ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб. с учетом смягчающих вину обстоятельств.

Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало решение в УФНС России по Самарской области, решением которого от 22.05.2015 № 20-14/12769 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. В обоснование заявленных требований ЗАО «Алкоа СМЗ» указывалось на отсутствие у налогового органа полномочий на привлечение к налоговой ответственности по ст.129.4 НК РФ, а также на необоснованное отнесение сделки к контролируемым.

При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из  следующих обстоятельств.

Согласно п.1 ст.105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Согласно п.2 ст.105.16 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружив факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п.2 ст.105.16 НК РФ, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках. Кроме того, налоговый орган предоставляет всю информацию по контролируемым сделкам, выявленную в процессе проверки. Как указано в п.7 ст.105.16 НК РФ, направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в ФНС России не является основанием для приостановления такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Общество считает, что установлена специальная процедура налогового контроля, связанная с соблюдением налогового законодательства по сделкам между взаимозависимыми лицами и проверка проводится федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом Минфина от 17.07.2014 № 61Н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

В случае, если в ходе мероприятий налогового контроля территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.

В соответствии с п.1 ст.105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со ст.105.16 НК РФ, а так же при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Уведомление о контролируемой сделке подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, в связи с чем налоговым органом, установившим правонарушение, составляется акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, так же решение о привлечении к ответственности, принятое на основании акта об обнаружении фактов, принимается налоговым органом, установившем нарушение.

В отношении контролируемых сделок на территориальные налоговые органы возложены следующие функции: прием, ввод и передача на вышестоящий уровень уведомлений о контролируемых сделках; выявление контролируемых сделок в ходе выездных и камеральных налоговых проверок; составление и направление в ФНС России извещений о контролируемых сделках.

Таким образом, при выявлении Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области контролируемых сделок именно на Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возложена функция по составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, следовательно и привлечение к ответственности по статье 129.4 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения.

В пункте 37 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 НК РФ.

Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Исходя из изложенного, положения ст.129.4 НК РФ применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

Несообщение сведений о контролируемых сделках в установленный срок, которые необходимо указывать в уведомлении о контролируемых сделках, образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного ст.129.4 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

Налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, имелись полномочия на вынесение оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности по ст.129.4 НК РФ.

ЗАО «Алкоа СМЗ» также необоснованно указывает, что налоговый орган не имел право проверять полноту заполнения Уведомления о контролируемых сделках.

Согласно ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

На основании ст.82 НК РФ территориальными налоговыми органами может проверяться Уведомление о контролируемых сделках в рамках проведения камеральной, выездной налоговой проверки, так же в связи проведением иной формы налогового контроля.

Рассмотрение, анализ, а так же проверка сведений, отраженных налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках является одной из форм налогового контроля.

Согласно п.1 ст.105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения, в связи с чем территориальный налоговый орган проверяет предоставление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в срок, предусмотренный НК РФ, проверяет отражение налогоплательщиком всех контролируемых сделок, а так же достоверность представленных налогоплательщиком сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

Кроме того, согласно ст.105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в Уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со ст.83 НК РФ, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п.2 ст.83 НК РФ, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» уведомление о контролируемых сделках, доходы и расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20 ноября 2013 года.

Налоговым органом в соответствии с п.1 ст.88 НК РФ были использованы документы, которые были представлены обществом при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2012 года. В ходе проверки были выявлены существенные условия сделки по предоставлению займов налогоплательщику. На основании п.6 ст.105.16 НК РФ Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, обнаружив факты совершения контролируемых сделок с ALKOAGLOBALTREASURYSERVICESSARL. по выплате процентов по долговым обязательствам, сведения о которых не указаны в Уведомлении о контролируемых сделках ЗАО «Алкоа СМЗ» за 2012 год, представленному в налоговый орган 20.11.2013, выставила Извещение о контролируемых сделках № 1 от 23.01.2015 за 2012 год.

При выявлении факта представления Уведомления о КС, содержащего недостоверные сведения о совершенных сделках, днем выявления указанного нарушения следует считать дату формирования Извещения о контролируемых сделках. В связи с формированием Извещения о контролируемых сделках по вышеуказанному нарушению 23.01.2015 днем выявления указанного нарушения считается 23.01.2015.

О направлении извещения и соответствующих сведений в ФНС России обществу 30.01.2015 вручено Уведомление №1 от 26.01.2015.

Таким образом, налоговым органом был установлен факт обнаружения недостоверных сведений о совершенных сделках, содержащихся в уведомлении о контролируемых сделках.

Доводы ЗАО «Алкоа СМЗ» о неправомерном включении рассматриваемой сделки в Уведомление о контролируемых сделках, также обоснованно отклонены судом.

В соответствии с ч.5.1 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (в редакции от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Закон № 227-ФЗ) положения частей первой и второй Налогового кодекса РФ (в редакции указанного закона) не применяются к заключенным до 01.01.2012 сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл.25 НК РФ после 01.01.2012, за исключением сделок, условия которых после 01.01.2012 были изменены.

При этом п.5.1 ст.4 Закона № 227-ФЗ не содержит уточнения, что во внимание принимаются только существенные условия сделок.

В силу положения ч.4 п.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и ст.4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», действие положений п.5.1 ст.4 Закона № 227- ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.

При применении ч.5.1 ст.4 3акона № 227-ФЗ необходимо учитывать следующие положения Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с порядком изменения договора, предусмотренным ст.ст. 450, 452 ГК РФ, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Порядок и форма заключения договора определены статьями ГК РФ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Аналогичные выводы содержатся в Письме Министерства Финансов РФ от 16.05.2015 №03-01-18/28690.

В силу статьи 809 ГК РФ заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Таким образом, сумма кредита, срок и порядок его предоставления заемщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов являются существенными условиями, подлежащими согласованию сторонами договора.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2010 по делу N А43-13502/2009.

При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органом обнаружены факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п.2 ст.105.16 НК РФ, так же были выявлены существенные изменения условий сделки по предоставлению займов налогоплательщику иностранной взаимозависимой организации, существенные изменения условий сделки датированы после 01.01.2012.

Налоговым органом установлено, что в договор займа от 28.06.2006 №б/н после 01.01.2012 дополнительными соглашениями вносились изменения, в т.ч. по размеру процентной ставки.

Аналогичные изменения вносились в договор займа от 30.07.2007 №б/н после 01.01.2012.

В связи с тем, что дополнительными соглашениями от 19.07.2012 №12, 25.10.2012 №13, 20.12.2012 №14, 19.07.2012 №9, 25.10.2012 №10, 20.12.2012 №11 изменены условия договора займа относительно процентной ставки и срока действия договоров от 28.06.2006 №б/н, 30.07.2007 № б/н после 1 января 2012, то сделки по получению займов и учету расходов от выплаченных процентов по долговым обязательствам налоговым органом обоснованно отнесены к контролируемыми.

Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения № 10-10/145 от 25.03.2015 недействительным.

Доводы, приведенные в апелляционной  жалобе Общества, были предметом подробного рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей, уплаченной налогоплательщиком, в силу положений ст. ст. 110, 112 АПК РФ относятся на него.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу № А55-14963/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          И.С. Драгоценнова

                                                                                                                       А.А. Юдкин