ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-17698/15 от 18.01.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 января 2016 года Дело №А55-15772/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18.01.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 по делу №А55-15772/2015 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ама» (ИНН 6321078338, ОГРН 1036301007544), г.Тольятти Самарской области, к Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, об оспаривании отказа,

в судебном заседании приняли участие:

представитель ООО «Ама» - Стенин Н.В. (доверенность от 15.01.2016 №1),

представитель Мэрии г.о.Тольятти – Анишина А.В. (доверенность от 13.01.2016 №74/1),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ама» (далее – ООО «Ама», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) о признании незаконным отказа Мэрии городского округа Тольятти, выраженного в письме от 27.05.2015 №4392/5, во включении земельного участка площадью 214 кв.м. с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, восточнее здания, имеющего адрес ул. Дзержинского, 43, в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, - для оказания бытовых услуг проката спортивного инвентаря, неопубликовании информационного сообщения о планируемом представлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, а также в неутверждении в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ООО «Ама» также просило обязать Мэрию городского округа Тольятти в течении месяца по вступлении по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем внесения указанного земельного участка в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и опубликовать информационное сообщение о планируемом представлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, а также утвердить в тот же срок схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 по делу №А55-15772/2015 указанное заявление удовлетворено частично: признан незаконным отказ Мэрии городского округа Тольятти, выраженный в письме от 27.05.2015 №4392/5, в утверждении схемы земельного участка площадью 214 кв.м. с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, восточнее здания, имеющего адрес ул. Дзержинского, 43, формируемого для целей, не связанных со строительством, - для оказания бытовых услуг, на кадастровом плане территории; на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с требованиями действующего законодательства; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просила отменить указанное судебное решение в той части, в которой заявление ООО «Ама» было удовлетворено, а в остальной части оставить судебное решение без изменения. По мнению Мэрии городского округа Тольятти, в обжалованной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель Мэрии городского округа Тольятти поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просила отменить решение суда первой инстанции в обжалованной части и отказать обществу в этой части в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «Ама» апелляционную жалобу отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив решение суда первой инстанции в обжалованной части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Ама» обратилось в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением от 13.02.2013 №2-1 о формировании земельного участка площадью 214 кв.м. с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, восточнее здания, имеющего адрес ул. Дзержинского, 43, для целей, не связанных со строительством (под размещение объекта для оказания бытовых услуг).

В письме от 11.10.2013 №11-53-вх/5.1 общество уточнило назначение испрашиваемого земельного участка для оказания бытовых услуг (прокат спортивного инвентаря).

Письмом от 12.11.2013 №1248/5.1 Мэрия городского округа Тольятти сообщила обществу, что земельный участок будет формироваться с Положением о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 № 2835-1/п. Письмом от 09.10.2014 №1475/5.1 Мэрия городского округа Тольятти сообщила, что пакет документов передан ею в Управление потребительского рынка мэрии для ответа и продолжения работы.

Письмом от 27.05.2015 № 4392/5 Мэрия городского округа Тольятти сообщила обществу, что продолжение процедуры формирования испрашиваемого земельного участка невозможно в связи со вступившими в силу 01.03.2015 изменениями и дополнениями в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Кроме того, указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) граждане, заинтересованные в предоставлении иди передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) в указанном в пункте 2 данной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Во исполнение пункта 1 статьи 34 ЗК РФ постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 № 2835-1/п утверждено Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение), а постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 06.06.2012 № 1648-п/1 утвержден Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти.

Пунктом 21 Положения предусмотрено, что в случае если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет, Мэрия городского округа Тольятти или по ее поручению соответствующая землеустроительная организация на основании принятого заявления (заявлений) в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и утверждает ее.

Согласно пункту 18 Положения заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, этим Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.

Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим.

На момент обращения ООО «Ама» в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением о формировании земельного участка не имелось предусмотренных пунктом 18 Положения оснований для отказа в его формировании, в том числе для отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории. Предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами сроки рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, Мэрией городского округа Тольятти не соблюдены.

Само по себе утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит нормам ЗК РФ (в редакции, действующей после 01.03.2015).

В этой связи суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, обоснованно признал незаконным отказ Мэрии городского округа Тольятти именно в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из положений главы 24 АПК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что оформленный письмом (за подписью руководителя или его заместителя) отказ органа, осуществляющего публичные полномочия, от совершения определенных действий, о которых просил заявитель, является решением этого органа.

Таким образом, в резолютивной части решения суд первой инстанции, учитывая положения ЗК РФ (в редакции, действующей после 01.03.2015), правомерно указал на обязанность Мэрии городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Утверждение Мэрии городского округа Тольятти о том, что суд первой инстанции обязал ее предоставить обществу земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), противоречит содержанию обжалованного судебного решения.

Следовательно, в обжалованной части решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Доводы, приведенные Мэрией городского округа Тольятти в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02 ноября 2015 года по делу №А55-15772/2015 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий В.С. Семушкин

Судьи П.В. Бажан

Е.М. Рогалева