ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-17930/15 от 20.01.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 января 2016 года Дело № А55-12878/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО1, паспорт,

от Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области» - ФИО2, доверенность от 17.12.2015г. № 24,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу № А55-12878/2015 (судья Носова Г.Г.),

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Самара,

к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области»,

г. Самара,

о взыскании 158 212 руб. 20 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области» о взыскании 158 212 руб.20 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, 35 746 руб. - возмещение судебных издержек.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд решил взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области» за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 158 212 руб. 20 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами. Также суд взыскал расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей и по оплате государственной пошлины 5 746 руб. 00 коп.

Не согласившись с выводами суда, Военный комиссариат Самарской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление ИП ФИО1 оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе указывает, что сроки рассмотрения документов по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Соглашением МО РФ и СБ РФ о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим военную службу, и членам их семей от 14 января 2008 г., не нарушены как Военным комиссариатом Самарской области, так и ЦСКО «Ясная Поляна» ОАО «Сбербанк России».

В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» доводы апелляционной жалобы поддержал.

ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Истец на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» предоставил в Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Самарской области» документы на оплату изготовленных и установленных надгробных памятников умершим участникам за счет собственных средств по заявлениям родственников:

- заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;

- документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

- свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;

- справка о месте захоронения погибшего (умершего);

- удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

- фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле».

Согласно пункта 2 директивы штаба Приволжско-Уральского военного округа №23 от 29 октября 2008г. «Об организации работы по увековечению памяти погибших (умерших) защитников Отечества и совершенствованию порядка оплаты ритуальных услуг и расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и лицам, уволенным с военной службы»; Директива штаба Приволжско-Уральского военного округа от 26 мая 2009г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в директиву штаба Приволжско-Уральского военного округа от 29 октября 2008г. № 23» возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников организациям и
 предприятиям, изготавливающим надгробные памятники за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей погибшего (умершего), производить военным комиссариатам субъектов Российской Федерации поручением на единовременную выплату на основании следующих документов:

- заявление родственника, законного представителя погибшего (умершего) на имя военного комиссара о возмещении понесенных организацией (предприятием) расходов;

- договор, заключенный гражданином (заказчиком) и организацией на изготовление и установку надгробного памятника;

- свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния и его копии, заверенные военным комиссаром района (города);

- справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

- справка (приложение № 1, 2, 3 к директиве) или копия военного билета, удостоверения личности, красноармейской книжки, архивной справки, трудовой книжки и других документов, подтверждающих последнее место военной службы (работы погибшего (умершего) в рядах Вооруженных Сил;

- акт выполненных работ, подписанный организацией (предприятием) и гражданином (заказчиком), определенный Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 711, 720, 783);

- фотография, подтверждающая изготовление и установку надгробного памятника.».

Ответчик рассмотрел заявления с нарушением установленных сроков, что явилось основанием для подачи в суд рассматриваемого иска.

Общая сумма процентов за пользование чужими денежными средствами согласно расчета истца, не оспоренного в силу ст. 65 АПК РФ ответчиком, составляет 158 212 руб. 20 коп.

При принятии решения об удовлетворении заявленного предпринимателем иска суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 в 2014 году были оказаны услуги по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России.

В силу ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» погибшим (умершим) военнослужащим, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы гарантируется оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 на Минобороны России возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Минобороны России. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.

В соответствии с п. 35 приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2, утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.

Согласно п. 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

На основании п. 36 приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 утвержденного Порядка.

В силу п. 38 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Судом верно отмечено в решении, что предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, и что из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.

Закон о ветеранах и Закон о погребении и похоронном деле не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

С учетом изложенного, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума от 28.07.2009 № 5622/09.

Учитывая изложенное, истец обратился к ответчику с просьбой о выплате компенсаций в сумме 4 891 821 руб. 00 коп. в связи с понесенными расходами, представил необходимые документы, перечисленные в п. 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5.

В то же время, ответчиком оплата указанных расходов в пользу истца была произведена несвоевременно.

Несвоевременное, по мнению истца, исполнение ответчиком обязательств по оплате вышеуказанных расходов, явилось основанием для обращения истца с данным требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам, начисленных истцом исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25 % в сумме 82 859 руб. 76 коп., рассчитанных истцом с применением положений ст. 314 ГК РФ за период по истечении семидневного срока с даты представления ответчику документов по дату фактической оплаты.

В силу ст. 8, ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и из иных оснований, указанных в ГК РФ, в том числе вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии с п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Как усматривается из материалов дела, ответчик возложенное на него в силу закона обязательство по оплате за счет средств федерального бюджета понесенных ответчиком расходов на изготовление и установку надгробных памятников в разумные сроки (с момента поступления к нему необходимого пакета документов) не исполнил; рассмотрение заявлений истца по существу в установленный 7-дневный срок не обеспечил, доказательств направления в адрес истца уведомления о продлении срока рассмотрения обращений не представил (ст. 65 АПК РФ).

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно посчитал доказанным факт наличия на стороне ответчика просрочки исполнения имеющегося у него денежного обязательства.

В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» при рассмотрении споров, возникающих в связи с неосновательным обогащением одного лица за счет другого лица, судам следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2015г. № Ф06-25568/2015 по делу №А55-25318/2014.

Судом верно отмечено в решении, что оснований для уменьшения размера процентов в соответствии с ч.1 ст.333 ГК РФ не имеется, поскольку соответствующее мотивированное ходатайство ответчиком не заявлено, доказательства несоответствия размера процентов последствиям нарушения обязательства не представлены (п. 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Факт понесенных истцом предъявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб. 00 коп. подтвержден договором от 01.04.2015 г., РКО, актом о приемке оказанных юридических услуг от 21.09.2015 г., расчетом. Также истцом представлено Решение Совета Палаты адвокатов Самарской области от 27.12.2012г. №12-08-12/СП «Об установлении минимальных ставок гонорара за оказание юридических услуг». подготовка претензий, исковых заявлений, представление интересов в арбитражном суде.

Кроме того, согласно акта о приемке оказанных юридических услуг от 21.09.2015 г., расчета на оказание юридических услуг, исполнитель оказал следующие юридические услуги: подготовка искового заявления, пояснения к исковому заявлению, составление возражений на отзыв, представление интересов в арбитражном суде на общую сумму в размере 30 000 руб. 00 коп.

Исходя из оценки разумности понесенных истцом расходов, а также объема выполненной представителем работы по данному спору, суд правильно посчитал требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя правомерным и подлежащим удовлетворению. Ответчиком какие-либо возражения по размеру судебных расходов заявлено не было.

Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.

Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС № 5622/09 от 28.07.2009 года, а также находит свое подтверждение в правоприменительной практике на сегодняшний день.

Статьей 8 ГК РФ определены основания для возникновения гражданских прав и обязанностей, и в частности, одним из оснований их возникновения являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в данном случае пункты 35 и 38 Порядка о погребении.

С учетом вышеизложенного налицо возникновение обязанностей у военного комиссариата Самарской области в силу акта органов государственной власти (пункт 35 и 38 Порядка о погребении), где прямо на военные комиссариаты возложена обязанность об уплате расходов на изготовление и установку надгробных памятников при предоставлении определенного перечня документов.

При этом пунктом 2 статьи 314 ГК РФ определено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Таким образом, Военный комиссариат Самарской области в силу вышеизложенного обязан в течении семи дней после получения перечня документов, определенных в пункте 38 Порядка о погребении, как от меня (индивидуального предпринимателя), так и от самого гражданина, произвести оплату расходов на изготовление и установку памятника для льготных категорий граждан.

Ссылка ответчика на требования Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны РФ от № 500 от 28 декабря 2006 года (далее Инструкция) определяющей сроки рассмотрения обращений граждан не может применяться к данным правоотношениям по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Таким образом, порядок рассмотрения требования ИП ФИО1 о возмещении понесенных расходов определяется пунктом 38 Порядка о погребении, должен рассматриваться в ином порядке, определенными Федеральными законами «О ветеранах», «С» погребении и похоронном деле» и «О статусе военнослужащих», и как следствие, изданных в его развитие иных нормативных правовых актом, как в частности, Порядка о погребении.

Двусторонними актами приемки выполненных работ стороны подтвердили, что подрядчиком выполнены работы по изготовлению и установке надгробий.

В связи с указанными обстоятельствами расходы на изготовление и установку надгробного памятника в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению подрядчику из средств федерального бюджета, что является основанием для обращения с заявлением к Военному комиссариату Самарской области как к лицу, уполномоченному государством на выплату компенсационных расходов.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик расчетных счетов не имеет, непосредственное перечисление денежных средств на счета получателей не осуществляет, а только отправляет платежные поручения в отделения Сбербанка России, отклоняется, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности оплатить истцу произведенные расходы в силу прямого указания на то в федеральном законе.

Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу №А55-12878/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи П.В. Бажан

В.С. Семушкин