ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-17968/16 от 15.03.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 марта 2017 года Дело №А55-14968/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13-15.03.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лавр» на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2016 по делу №А55-14968/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лавр» (ИНН 6319151654, ОГРН 1116319005000), г.Саранск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (г.Самара) в лице территориального отдела в г.Отрадном, г.Отрадный Самарской области, об оспаривании предписания,

в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Лавр» Фролова О.В. (доверенность от 27.09.2016 №26, до перерыва),

в отсутствие представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (г.Самара) в лице территориального отдела в г.Отрадном, извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Лавр» (далее - ООО «Лавр», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Отрадном (далее - административный орган) от 30.12.2015 №19-04/7.

Решением от 21.10.2016 по делу №А55-14968/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.

ООО «Лавр» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

В судебном заседании 13.03.2017 объявлен перерыв до 15.03.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель ООО «Лавр» апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях, в выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, во исполнение поручения Правительства РФ от 28.08.2015 №ОГ-П12-5877 административный орган на основании распоряжения от 09.10.2015 №19-04/315 провел в отношении ООО «Лавр» (Самарская область, г.Отрадный, ул.Первомайская, б/н, литер А) внеплановую выездную проверку, в ходе которой выявил, в том числе факт непредставления обществом уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, что является нарушением ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) и п.2 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв.Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584; далее - Правила №584).

По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 16.11.2015 №19-04/315 и вынес предписание от 16.11.2015 №19-04-07/214 о представлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в срок до 01.12.2015.

На основании распоряжения от 02.12.2015 №19-04/376 административный орган провел внеплановую документарную проверку ООО «Лавр», в ходе которой установил, что ранее выданное предписание от 16.11.2015 №19-04-07/214 обществом не исполнено.

Административный орган составил акт проверки от 30.12.2015 №19-04/11 и выдал обществу предписание от 30.12.2015 №19-04/7 о представлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в срок до 15.02.2016.

Не согласившись с предписанием административного органа, ООО «Лавр» обратилось в арбитражный суд.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Закон №294-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.8 Закона №294-ФЗ юридические лица обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности, в том числе розничной торговли (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами) (п.4 ч.2 ст.8 Закона №294-ФЗ).

В силу ч.5 ст.8 Закона №294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584 утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.

П.2 Правил №584 установлено, что уведомление представляется юридическим лицом, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению №1 «Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление».

ООО «Лавр» сослалось на то, что хозяйствующий субъект обязан уведомлять уполномоченный орган государственного контроля (надзора) о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае осуществления розничной торговли в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 52.1), розничной торговли пищевыми продуктами в специализированных магазинах (коды ОКВЭД 52.21-52.24, 52.27), розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами (ОКВЭД 52.33), розничной торговли в палатках и на рынках (ОКВЭД 52.62).

Однако в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Лавр» осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (ОКВЭД 47.73), розничную торговлю изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.74), розничную торговлю косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.75). Поскольку эти виды деятельности в Правилах №584 не поименованы, обязанность уведомлять Роспотребнадзор о начале их осуществления у общества отсутствует.

Этот довод ООО «Лавр» является несостоятельным.

В выписке из ЕГРЮЛ ООО «Лавр», сформированной по состоянию на 06.07.2016, в качестве одного из видов деятельности указана «розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (ОКВЭД 52.33)», содержащаяся в приложении №1 к Правилам №584 «Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление».

Указание в выписке из ЕГРЮЛ общества, сформированной по состоянию на 13.10.2016, видов деятельности - розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (ОКВЭД 47.73), розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.74), розничная торговля косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.75), не свидетельствует об отсутствии у ООО «Лавр» обязанности уведомлять уполномоченный орган в порядке ст.8 Закона №294-ФЗ и п.2 Правил №584, поскольку ОКВЭД 47.75, поименованный в действующем в настоящее время Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (утв.Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст), как и ранее действовавший ОКВЭД 52.33 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001), также содержится в приложении №1 к Правилам №584.

Из материалов дела видно, что ООО «Лавр» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.05.2011 и с этого же момента в ЕГРЮЛ внесены сведения о видах деятельности общества, в частности, - розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (ОКВЭД 52.33).

Между тем доказательств направления в уполномоченный орган уведомления о начале осуществления указанного вида деятельности ООО «Лавр» не представило, при том, что требование о подаче таких уведомлений действует с момента вступления в силу ст.8 Закона №294-ФЗ - 01.07.2009.

ООО «Лавр» в апелляционной жалобе указывает, что административный орган обязал его направить уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, хотя материалы проверки свидетельствуют о том, что обществом не представлены сведения об изменении своего места нахождения; административный орган подменяет понятия «уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности» и «представление дополнительных сведений», на основании чего обществу вменяется в обязанность осуществление действий, которые законом на него не возложены.

Суд апелляционной инстанции этот довод общества отклоняет.

Ч.1 ст.8 Закона №294-ФЗ на юридические лица возложена обязанность уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Ч.6 ст.8 Закона №294-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц дополнительно сообщать в уполномоченный орган сведения, в частности, об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности (п.1).

Исходя из изложенного, сообщение об изменении места нахождения (фактического осуществления деятельности) юридического лица носит дополнительный характер по отношению к уведомлению о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Учитывая, что ООО «Лавр» не отрицает непредставление в уполномоченный орган уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности и не оспаривает факт осуществления предпринимательской деятельности по адресу, отличному от юридического адреса (Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Веселовского, 40, пом.5), - Самарская область, г.Отрадный, ул.Первомайская, б/н, литер А, требование административного органа о представлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, а не сообщения об изменении места нахождения (осуществления деятельности), не противоречит действующему законодательству.

Роспотребнадзор в письме от 19.02.2010 №01/2337-0-32 «О представлении уведомлений» разъяснил, что в случае, если отдельные виды предпринимательской деятельности осуществлялись до вступления в силу Закона №294-ФЗ и уведомление юридическим лицом в связи с этим не подавалось, то при открытии новых обособленных подразделений следует представить уведомление в соответствии с Правилами №584. В случае, если в одно из Управлений Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации уведомление уже направлялось, то открытие новых обособленных подразделений следует рассматривать как изменение мест фактического осуществления деятельности и в соответствии с ч.6 ст.8 Закона №294-ФЗ следует сообщать об этом в Управление Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации (по месту фактического осуществления деятельности).

Доводы ООО «Лавр» о том, что розничная фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию, для осуществления которой требуется соблюдение определенных правил, установленных законодательством, то можно сделать вывод, что реализация товаров аптечного ассортимента ограничена в обороте, а, следовательно, под действие п.4 ч.2 ст.8 Закона №294-ФЗ не подпадает; п.39 ч.2 ст.8 Закона №294-ФЗ (осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделии (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) вступил в силу 01.01.2014, то есть в тот период, когда общество уже осуществляло деятельность на территории г.Отрадного, являются несостоятельными и не исключают обязанность общества извещать уполномоченный орган об осуществлении розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами (ОКВЭД 52.33; сейчас - 47.75).

Доказательств того, что этот вид деятельности ООО «Лавр» фактически не осуществлялся, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.104 АПК РФ и ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 27.12.2016 №512982 при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2016 года по делу №А55-14968/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лавр» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

В.С. Семушкин

Судьи

А.А. Юдкин

Е.Г. Попова