ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-18128/20 от 13.01.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 января 2021 года                                                                             Дело № А49-12957/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сурская электросетевая компания»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 ноября 2020 года по делу № А49-12957/2019 (судья Дудорова Н.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сурская электросетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Правительство Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным действий и бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сурская электросетевая компания» (далее - ООО "СЭК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными действий при осуществлении полномочий по принятию нормативных правовых актов - Приказа №14 от 20.04.2018 и Приказа №183 от 29.12.2019, как нарушающих права заявителя при получении государственной услуги вследствие оказания этой государственной услуги в отсутствие стандарта, а также о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от разработки стандарта предоставления государственной услуги по утверждению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Правительство Пензенской области (далее - третье лицо).

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 08.11.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020, отказано в принятии заявления в части требования о признании незаконными действий Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области по уклонению от разработки стандарта предоставления государственной услуги по утверждению  тарифов  на  услуги  по  передаче  электрической  энергии,  возвращено заявление в части требования о признании незаконными действий Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области при осуществлении полномочий по принятию нормативных правовых актов приказа № 14 от 20.04.2018 и приказа № 183 от 29.12.2019, как нарушающих права заявителя при получении государственной услуги вследствие оказания этой государственной услуги в отсутствие стандарта.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2020 года определение арбитражного суда первой инстанции от 08.11.2019 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020 года отменены, дело направлено на рассмотрение Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения заявления по существу.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО "СЭК" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 ноября 2020 года по делу № А49-12957/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В материалы дела поступили отзывы Управления и Правительства Пензенской области, в которых административный орган и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 ноября 2020 года по делу № А49-12957/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов), подлежат государственному регулированию.

Исходя из пункта 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе, устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 указанного Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства

Пензенской области №440-пП от 04.08.2010, Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

В пределах своих полномочий Управление устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям (пункт 3.2 названного Положения).

В соответствии с указанными полномочиями Управлением были изданы приказ №14 от 20.04.2018 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО «МРСК Волги» -«Пензаэнерго» и ООО «Сурская электросетевая компания» на 2018 год и признании утратившими силу отдельных положений Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2017 №189», а также приказ №183 от 29.12.2019 (фактически 29.12.2018) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ООО «Сурская сетевая компания», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» и ООО «Сурская электросетевая компания» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года».

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконными действий Управления по изданию указанных нормативных правовых актов в отсутствие разработанного и утвержденного стандарта оказания государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При этом заявитель исходит из того, что указанные нормативные правовые акты изданы Управлением при реализации полномочий по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии; установление тарифов является государственной услугой; в соответствии с нормами Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные услуги должны быть оказаны в соответствии со стандартом оказания государственной услуги. Поскольку Управлением не разработан и не утвержден стандарт оказания государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, заявитель просит суд признать незаконным бездействие Управления по не утверждению такого стандарта, а также признать незаконными действия по изданию Приказа №14 от 20.04.2018 и Приказа №183 от 29.12.2019 (фактически 29.12.2018) в отсутствие утвержденного стандарта оказания государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Требования о проверке нормативных правовых актов на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, в настоящем деле не заявлено.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы нормами Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая, в том числе, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, это деятельность по реализации функций соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1);

административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4).

Статьей 11 Федерального закона №210-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1).

Исходя из положений частей 4, 5 статьи 11 Федерального закона №210-ФЗ, реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения, в том числе, о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона №210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных услуг заявители имеют право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 указанного Федерального закона.

Согласно пункту части 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 12 указанного Федерального закона.

По правилам статьи 13 Федерального закона №210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1). Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14).

В части 2 статьи 12 Федерального закона №210-ФЗ определена структура административного регламента, пунктом 2 которой в качестве обязательного раздела указан стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Требования к стандарту содержатся в статье 14, в соответствии с частью 1 которой стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 14 единый стандарт должен содержать сведения, предусмотренные пунктами 1, 3 - 8, 11 и 14 части 1 данной статьи. В нем также должны быть указаны:

1) заявитель (состав (перечень) заявителей);

2) способ (способы) направления запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

3) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядок получения заявителем сведений, в том числе в электронной форме, о ходе рассмотрения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

5) порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в исправлении таких опечаток и ошибок;

6) порядок выдачи дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче этого дубликата;

7) порядок оставления запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги без рассмотрения;

8) форма запроса о предоставлении соответствующей услуги, форма документа, являющегося результатом предоставления соответствующей услуги, форма заявления об исправлении технических ошибок в данном документе, форма заявления о выдаче дубликата данного документа, форма заявления об оставлении запроса без рассмотрения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

9) способ (способы) направления заявителю документов (информации), являющихся результатом предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, из приведенных норм Федерального закона №210-ФЗ следует, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается административным регламентом (пункт 4 статьи 2), стандарт является обязательным разделом административного регламента (пункт 2 части 2 статьи 12). Реестр государственных услуг, а также перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 9).

Реестр государственных услуг Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской области № 30-пП от 24.01.2012 и не содержит государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пензенской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержден постановлением Правительства Пензенской области №22-пП от 23.01.2012. Указанный перечень также не содержит государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Поскольку услуга по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии не включена ни в реестр государственных услуг Пензенской области, ни в перечень услуг необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что у Управления отсутствует безусловная обязанность по разработке и утверждению административных регламентов. К аналогичным выводам пришли суды при разрешении спора в деле №А49-8058/2018 по заявлению ООО «Сурская электросетевая компания» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области о признании незаконным бездействия по непринятию административного регламента. Судебные акты по указанному делу основаны на выводах о том, что принятию административного регламента оказания государственной услуги должно предшествовать включение данного вида услуги в реестр услуг субъекта Российской Федерации. Судебные акты вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.

Поскольку у Управления отсутствует обязанность по разработке административного регламента, а стандарт оказания государственной услуги устанавливается административным регламентом, является его разделом, следовательно, отсутствует и обязанность по разработке и утверждению стандарта оказания государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В отсутствие такой безусловной обязанности не имеется оснований для вывода о допущенном ответчиком бездействии.

Поскольку разработка стандарта оказания услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии не является обязательной, действия по принятию нормативных правовых актов Приказа №14 от 20.04.2018 и Приказа №183 от 29.12.2019 (фактически 29.12.2018) в отсутствие стандарта не противоречат нормам Федерального закона №210-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконным нормативных правовых актов.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.

Доводы жалобы, по сути, являются изложением заявителя его позиции по делу и сводятся к указанию на незаконное бездействие ответчика  по разработке стандарта предоставления услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии и на незаконные действия при осуществлению полномочий по принятию вышеуказанных Приказов №14 и № 183 . Между тем, судом первой инстанции дана правовая оценка доводам и доказательствам, представленным участвующими в деле лицами в подтверждение своей правовой позиции. Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Оснований для вывода о допущенных ответчиком незаконных действиях /бездействии, не имеется.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции ООО "СЭК" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, учитывая отказ в удовлетворении жалобы, с ООО "СЭК" в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 ноября 2020 года по делу № А49-12957/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сурская электросетевая компания» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                   В.А. Корастелев

                                                                                                         И.С. Драгоценнова