ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1835/2006 от 19.02.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 февраля 2007 г.                                             Дело №  А55-14401/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола помощником судьи Гришиной Л.А., с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 29 августа 2006 г.;

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 1 ноября 2006 г. № 12-14972;

от третьих лиц:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области – ФИО3, доверенность от 24 января 2007 г. № 56;

от Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО4, доверенность от 14 февраля 2007 г. № 31,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2007 г. в зале № 4 апелляционную жалобу Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу № А55-14401/2006 (судья Медведев А.А.),  

по заявлению

ЗАО «Сервис-центр», г. Самара

к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

третьи лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Сервис-центр» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения), в котором просило признать незаконным решение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее – ответчик, регистрирующий орган) № 01/114/2006-367 от 12 июля 2006 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:0033, расположенный по адресу: <...>, а также обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенное нарушение законных прав и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:0033, расположенный по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что договор купли-продажи № 113-05-270/178 от 27 апреля 2006 г. находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность заявителем у ОАО «Промстрой», от имени Российской Федерации заключен уполномоченным органом, в связи с чем регистрирующий орган необоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права собственности ЗАО «Сервис-центр» на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:0033, расположенный по адресу: <...>.

Не согласившись с выводами суда, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что поскольку недвижимое имущество, находящееся на данном земельном участке, находилось в собственности Самарской области (План приватизации ЗАО «Промстрой»), решение о приватизации земельного участка должен принимать уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ в силу указания закона, а не собственник земли.

Податель жалобы ссылается также на то, что вывод суда о содержании права федеральной собственности исключительно в силу наличия государственной регистрации права РФ без установления оснований возникновения права собственности, противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители Общества, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области считают решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Заявитель пользуется на праве аренды земельным участком площадью 33534 кв.м. по адресу: <...>.

Договор аренды данного земельного участка № 83-2001/11 от 28 июня 2001 г., прошедший государственную регистрацию, был заключен заявителем с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области. К указанному договору аренды было заключено дополнительное соглашение № 2 от 1 января 2005 г. (прошедшее государственную регистрацию), согласно которому изменились сведения об Арендодателе, которым стало выступать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.

Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 63-АА № 243226 от 07 августа 2001 г.

27 апреля 2006 г. был заключен договор купли продажи земельного участка № 113-05-270/178 между ЗАО «Сервис-центр» и Самарским региональным отделением Российского фонда федерального имущества. Денежные средства были перечислены заявителем по договору в полном объеме в размере 8 834 465, 23 руб.

Для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок 25 мая 2006 г. Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области заявителем было сдано заявление с приложением соответствующих документов.

В соответствии с извещением от 06 июня 2006 г. № 01/114/2006-367 государственная регистрация приостановлена на 1 месяц по 06 июля 2006 г.

Общество дополнительно предоставило Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области договор № 248 от 12 октября 1994 г. передачи имущества Фондом имущества Самарской области в собственность АО «Промстрой», у которого заявителем было куплено недвижимое имущество.

Решением № 01/114/2006-367 от 12 июля 2006 г. Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области Обществу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

При принятии решения о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области № 01/114/2006-367 от 12 июля 2006 г. об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Материалами дела подтверждено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.      

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии со ст. 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Заявителем для государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:0033, расположенный по адресу: <...>, в ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области было представлено свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок серия 63-АА № 243226 от 07 августа 2001 г. (л.д. 22).

Согласно указанному свидетельству субъектом права собственности является Российская Федерация.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Указанная норма в полной мере распространяется на любое имущество, в том числе и земельные участки.

Таким образом, государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретного субъекта права - Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, указание в свидетельстве о государственной регистрации права на указанный земельный участок серия 63-АА № 243226 от 07 августа 2001 г. субъекта права государственной собственности Российской Федерации является доказательством наличия федеральной собственности на данный земельный участок.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А55-8601/2005, от 6 декабря 2005 г. по делу № А55-6088/05-24, от 16 августа 2005 г. по делу № А55-5546/04-29, от 27 октября 2005 г. по делу № А55-18581/05-11.

Довод подателя жалобы о том, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок на основании п. 2 ст. 214 ГК РФ не свидетельствует о разграничении государственной собственности на земельный участок, является несостоятельным.

На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, итогом разграничения государственной собственности на землю является государственная регистрация права собственности на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Свидетельство о государственной регистрации права на спорный земельный участок серия 63-АА № 229142, выданное Самарской областной регистрационной   палатой,   удостоверяет  регистрацию   именно   федеральной собственности.

Следовательно, так как субъект права собственности на спорный земельный участок был определен в результате государственной регистрации, проведенной в 2001 г. Самарской областной регистрационной палатой, впоследствии в отношении данного земельного участка возможно лишь изменение федеральной собственности на иной вид или форму собственности, но не разграничение и повторная регистрация участка за тем же собственником.

Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи от 03 марта 2006 г. № 34/43з-115-05-265/137 Российская Федерация являлась полноправным собственником спорного земельного участка.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27 октября 2004 г. № 691, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Таким образом, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.

Ссылка подателя жалобы на п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 24 марта 2005 г. является необоснованной. Согласно указанному пункту Постановления Пленума ВАС РФ при отчуждении земельных участков из состава государственных земель, собственность на которые не разграничена, регистрация ранее возникшего права государственной собственности не требуется. Однако, на спорный объект недвижимого имущества государственная регистрация права собственности Российской Федерации была проведена уже 07 августа 2001 г.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на регистрирующий орган, но в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе в доход бюджета не взыскивается.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу № А55-14401/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                     Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                   П.В. Бажан

                                                                                              В.В. Кузнецов