ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 марта 2017 года. Дело № А72-15297/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Турыгина И.А., доверенность от 18 апреля 2016 года,
от ответчика - Борисова А.А., доверенность от 07 марта 2017 года, Мартынчук В.М., доверенность от 14 ноября 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ульяновской области апелляционную жалобу Ульяновской таможни на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2016 года по делу № А72-15297/2016 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Транс Сервис» (ОГРН 1076320034130, ИНН 6321202056), город Ульяновск,
к Ульяновской таможне, город Ульяновск,
о признании незаконным отказ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Транс Сервис» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Ульяновской таможне (далее - ответчик, таможня), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене решения № 08-01-16/0415 от 21 сентября 2016 года, выразившегося в письме об отказе в выпуске из таможенной процедуры «реимпорт» по декларации № 10414030/070916/0003790, и обязании таможни принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принять такое решение.
Решением суда от 27.12.2016 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Таможня, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили и представители таможни.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.05.2015 г. между заявителем (Россия) и компанией «Erfan Khodro Aras» (Иран) заключен внешнеторговый контракт на поставку товара № 2, при этом 01.10.2015 г. заявителем (Россия) во исполнение вышеуказанного внешнеторгового контракта на Тольяттинском таможенном посту Самарской таможни помещен под таможенную процедуру экспорта и вывезен в адрес компании «Erfan Khodro Aras» по ДТ № 10412110/011015/0010570 товар «новые автомобили марки Renault, 2015 года выпуска»: № 1 «три новых легковых автомобиля Renault Fluence, с искровым зажиганием, экологический класс 4, в количестве 3 шт.», изготовитель ЗАО «Рено Россия», код 8703 23 192 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
07.09.2016 г. в целях помещения указанных товаров под таможенную процедуру «реимпорт» заявителем (декларантом) (Россия) на Засвияжский таможенный пост Ульяновской таможни была подана ДТ № 10414030/070916/0003790, а в связи с тем, что с даты выпуска товаров прошло не более 3 лет, автомобили классифицированы под субпозиции 8703 23 192 1 ТНВЭДЕАЭС.
В письме общества от 26.08.2016 г., приложенного к ДТ № 10414030/070916/0003790 указано, что товар возвращён в адрес заявителя компанией «Erfan Khodro Aras» в связи с невозможностью его реализации в Иране.
08.09.2016 г. по результатам документального контроля Засвияжским таможенным постом в адрес заявителя было выставлено требование о представлении одобрения типа транспортного средства на ввозимый товар, либо сведений о нём, подтверждающих соответствие спорного товара требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), при этом декларантом ООО «БТС» в графе 44 ДТ № 10414030/070916/0003790 заявлены сведения об одобрении типа транспортного средства № E-RU.MT02.B.00091.П1Р1 от 01.08.2014 г., со сроком действия до 31.12.2015 г.
Согласно представленному одобрению типа транспортного средства № Е-RU.MT02.B.00091.1T1P1 от 01.08.2014 г., декларируемые транспортные средства относятся к категории M l и соответствуют 4 экологическому классу (Правила ЕЭК ООН № 83-05В).
13.09.2016 г. Засвияжским таможенным постом Ульяновской таможни в адрес заявителя направлено письмо № 08-01-16/0399, которым разъяснено, что в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 г. № 78 с 01.01.2016 г. внесены изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которым легковые автомобили, легковая коммерческая техника, а также грузовая и пассажирская техника массой до 12 т. должны соответствовать экологическим стандартам по нормам выбросов двигателей транспортных средств «Евро 5». Заявителю рекомендовано в срок до 21.09.2016 г. представить одобрение транспортного средства на ввозимый товар, либо сведений о нём, подтверждающих соответствие спорного товара требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011).
21.09.2016 г. Засвияжским таможенным постом Ульяновской таможни в адрес заявителя направлено письмо № 08-01-16/0415 об отказе в выпуске товара № 1, продекларированного по ДТ № 10414030/070916/0003790.
Считая отказ таможни незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 292 ТК ТС реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 ТК ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 ТК ТС.
В рассматриваемом случае таможня отказала в выпуске товара, поскольку общество не представило документы, подтверждающие соответствие выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза транспортных средств требованиям экологического класса Евро 5, которые установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», однако суд апелляционной инстанции считает, что отказ таможни является незаконным по следующим основаниям.
Судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что спорные товары - автомобили, произведены в Российской Федерации, а именно ЗАО «Рено Россия» в г. Москва в 2015 г. и не являются товарами иностранного производства, при этом одобрение типа транспортного средства было выдано изготовителем в 2015 г.
Таким образом, на момент выпуска (изготовления) транспортные средства соответствовали требованиям технического регламента по экологическому классу.
Вместе с тем, после отказа иностранного покупателя и возврата товар был помещен обществом на таможенную процедуру реимпорта, однако доказательств, подтверждающие изменение товара таможенным органом в материалы дела и суду не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае произведен возврат товара, изготовленного в России, на территорию РФ, а не ввоз, а поэтому общие требования, установленные таможенным законодательством о необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза транспортных средств требованиям экологического класса Евро 5 не применяются.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что предусмотренных законом оснований в отказе в выпуске из таможенной процедуры «реимпорт» товара № 1, продекларированного по ДТ № 10414030/070916/0003790 не имеется, в связи с чем отказ не соответствует закону, а поэтому нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно обязал таможню в течении 15 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном законодательством.
Доводы таможни, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае вывезенный ранее в Иран товар, в последствии был возвращен заявителю с письменным пояснением Иранского покупателя и поэтому товаром иностранного происхождения являться не может, при этом документами, являющиеся подтверждающими страну происхождения груза - являются ПТС.
Одобрение типа транспортного средства было выдано изготовителем в 2015 г. с указанием норм выбросов двигателей транспортных средств экологического класса 4 со сроком действия по 31.12.2015 г.
По мнению заявителя, повторная выдача такого сертификата со сроком действия на 2016 - 2017 г., нецелесообразна, в виду того что, выпуск в обращение этих конкретных автомобилей уже был произведен в 2015 г. под действующее одобрение типа транспортного средства № E-RU.MT02.B.00091.П1Р1 (далее - ОТТС (в полном соответствии с положением об оформлении ПТС и TP ТС 018/2011).
Технический регламент ТС 018/2011 вступил в силу с 01.01.2015 г., в соответствии с Решением № 877 от 09.12.2011 г., а на основании п. 3.2 решения ОТТС, выданное в соответствии с техническим регламентом РФ, являлось документом, подтверждающим соответствие типа транспортного средства Z марки RENAULT законодательно установленным требованиям, при выпуске в обращение ТС на территории РФ с 01.01.2015 г. по 01.06.2016 г.
Техническим регламентом предусматривается поэтапное введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания соответствующего экологического класса. В частности, с 01.01.2010 г. вводятся технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания 4 экологического класса, с 01.01.2014 г. 5 экологического класса. При этом на момент выпуска (изготовления) транспортные средства соответствовали требованиям технического регламента.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку товар не изменен и не переоборудован, возвращен на территорию ЕАЭС таможенного союза в неизменном состоянии, то значит не считается ввезенным вновь, как иностранный товар вопреки таможенному законодательству.
В соответствии со ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ранее в отношении спорного товара заявителем была заявлена процедура экспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК ТС экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
В рассматриваемом случае постоянного нахождения товара за пределами таможенной территории таможенного союза не было, поскольку спорный товар не был приобретен иностранным контрагентом по договору купли - продажи и соответственно не оформлен в собственность покупателя, в связи с чем после завершения таможенной процедуры экспорта заявитель был вынужден заявить таможенную процедуру реимпорта.
Согласно п. 1 ст. 292 ТК ТС реимпорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 ТК ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на территорию России в течение 3 лет с момента вывоза и находиться в том состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормативных условиях транспортировки и хранения
Однако в данной процедуре таможенным органом заявителю было отказано на основании несоблюдения условий выпуска товара № 1 предусмотренных п. 1 ст. 201, п.п. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС, выразившихся в непредставлении одобрения типа транспортного средства, подтверждающего соответствие по нормам выбросов двигателей транспортных средств экологическому классу 5.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: п. 2 ст. 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; п. 3 ст. 202 ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза; 3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что все таможенные сборы и пошлины декларантом при вывозе товара были уплачены; после отказа иностранного покупателя и возврата, товар, был помещен заявителем под таможенную процедуру реимпорта, а доказательства подтверждающие изменения товара, суду не представлены; товар (автомобили), произведены в РФ, а именно в ЗАО «Рено Россия» в г. Москва в 2015 г. и не являются товарами иностранного производства; одобрение типа транспортного средства было выдано изготовителем в 2015 г., и о том, что на момент выпуска (изготовления) спорные транспортные средства соответствовали требованиям Технического регламента, предъявляемым в 2015 г. экологическому классу (Евро 4); товар соответствовал на момент выпуска техническим стандартам и соответственно требования Технического регламента Таможенного союза, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии со ст. 201 ТК ТС, заявителем были выполнены все условия для выпуска товара, установленные п. 1 ст. 195 ТК ТС, а действия таможенного органа по отказу в выпуске товара по процедуре реимпорта нарушают права и законные интересы заявителя.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2016 года по делу №А72-15297/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи А.Б. Корнилов
Е.Г. Филиппова