ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-18780/14 от 14.01.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 января 2015 г. Дело № А65-18410/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 19 января 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от первого ответчика – Закиева Э.М., доверенность от 31 декабря

от второго ответчика – Исаева К.Ю., доверенность от 13 ноября 2014 г. № 2.4-16/013254,

от третьего лица – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан и Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2014 г. по делу № А65-18410/2014 (судья Латыпов И.И.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Юрия Михайловича, г. Казань,

к Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, г. Казань,

Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан, г. Казань,

третье лицо – УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,

о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

незаконными бездействия, действия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Орлов Юрий Михайлович (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным действия Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан (далее первый ответчик), выразившегося в выдаче справки № 15210 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, содержащей данные о задолженности по штрафу в размере 4 174, 50 руб. возможность взыскания которой утрачена, о признании задолженности по штрафу в общей сумме 4 174, 50 руб. отраженной в справке № 15210 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 24.04.2014 г., выданной Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, безнадежной ко взысканию, а обязанность по её уплате прекращенной, о возложении на первого ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности по штрафу в общей сумме 4 174, 50 руб., о признании незаконным действия Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан (далее второй ответчик) выразившегося в выдаче справки № 11477 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и в отказе по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам от 28.04.2014 г. за № 527; о возложении на второго ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2014 г. по делу № А65-18410/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан, выразившиеся в выдаче справки № 11477 о том, что индивидуальный предприниматель Орлов Ю.М. по состоянию на 24.04.2014 г. имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, а также выразившиеся в отказе выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и пеням, штрафам от 28.04.2014 г. за № 527. На второго ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам и штрафам. Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС РФ № 14 по Республике Татарстан, выразившиеся в выдаче справки № 15210 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, содержащей данные о неуплаченном предпринимателем Орловым Ю.М. штрафе в сумме 4 174, 5 руб. за нарушение норм законодательства по применению ККТ при осуществлении наличных расчетов с населением. На первого ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, не содержащей сведения о наличии задолженности Орлова Ю.М. по административному штрафу в сумме 4 174, 5 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителей ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.05.2014 г. Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан заявителю была выдана справка № 15210 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 24.04.2014 г., в которой отражена задолженность по административному штрафу в общей сумме 4 174, 5 руб.

В материалах дела имеются справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов № 34763 и № 11477, выданные Межрайонной ИФНС России № 14 и Межрайонной ИФНС России № 4 соответственно о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов, пеней.

Также представлена справка Межрайонной ИФНС России № 4 от 28.04.2014 г. № 527 об отказе в выдаче справки по заявлению в связи с отсутствием данных по налоговым обязательствам.
  Указанные справки были выданы налоговыми органами в связи с тем, что ранее заявитель был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан, и в связи со сменой регистрации был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, в которую задолженность по штрафу была передана 08.11.2012 г.

Штраф в размере 4 174, 50 руб. образовался в связи с вынесением ИМНС РФ по Приволжскому району г. Казани в отношении предпринимателя Орлова Ю.М. 05.10.2000 г. решения № 608 о привлечении к административной ответственности за нарушение требований ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в виде штрафа в размере 7 096, 65 руб.

Решением суда первой инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2000 г. в удовлетворении требований ИМНС РФ по Приволжскому району г. Казани к предпринимателю Орлову Ю.М. о взыскании 7 096, 65 руб. штрафа было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2001 г. по делу № А65-11151/2010-СА1-22 указанное решение от 28.11.2000 г. было изменено, размер штрафа по решению налогового органа был снижен до 4 174, 5 руб.

14.02.2001 г. по делу № А65-11151/2000-СА1-22 был выдан исполнительный лист.

Как указывает заявитель, указанная задолженность была им погашена в 2001 году, однако доказательств перечисления денежных средств от службы судебных приставов в адрес налогового органа не имеется.

Кроме того, согласно ответа службы судебных приставов срок хранения (5 лет) истек, в связи с чем не имеется возможности выдать копию исполнительного производства, также указано, что возбужденных исполнительных производств в отношении заявителя не имеется.

Действия ответчиков были обжалованы заявителем в УФНС России по Республике Татарстан.

УФНС России по Республике Татарстан сообщило заявителю в ответ на его жалобу, что у налогового органа отсутствуют полномочия на самостоятельное списание с лицевых счетов налогоплательщиков сумм задолженности по административным штрафам, срок давности взыскания которой истек, а так же что факт отражения в справке о состоянии расчетов информации о задолженности по административному штрафу в размере 4 174, 5 руб. не нарушает прав и охраняемых законом интересов предпринимателя.

Первый ответчик указывает на то, что в соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Приказом ФНС России от 28.01.2013г. № ММВ-7-12/39@ утверждена форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам.

08.11.2012 г. в связи со снятием предпринимателя Орлова Ю.М. с налогового учета и прекращения права собственности на имущество, карточки лицевого счета, в том числе административный штраф в размере 4 174, 50 руб., в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2012 г. № ММВ-8-6/37@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган» переданы в Межрайонную ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, то есть по месту регистрации предпринимателя Орлова Ю.М.

05.05.2014 г. Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, с учетом вышеуказанных требований, на основании поступившего запроса от предпринимателя Орлова Ю.М., выдана справка № 15210 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 24.04.2014 г., содержащая информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, в том числе и по административному штрафу.

Относительно требования заявителя о признании суммы административного штрафа в размере 4 174, 50 руб., отраженной в оспариваемой справке безнадежной ко взысканию, указывает, что указанная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию.

Налоговым кодексом РФ не регулируется порядок списания задолженности по административному штрафу, по которому утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков давности.

КоАП РФ также не содержит норм, определяющих порядок признания задолженности по административному штрафу безнадежным к взысканию.

В связи с чем, ответчик 1 указывает, что истечение срока давности на принудительное взыскание суммы штрафа не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания исключения ее из учета либо списания.

В соответствии с п.1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течении двух лет со дня его вступления в законную силу.

В связи с чем, налоговым органом не предпринимаются какие-либо действия, направленные на взыскание с предпринимателем Орлова Ю.М. задолженности отраженной в справке. Первый ответчик считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для не отражения сведений об указанной задолженности в справке о расчетах с бюджетом.

Второй ответчик указывает на то, что согласно письму № 527 от 28.04.2014 г. было отказано в выдаче справки без указания задолженности по штрафу по заявлению по форме № 39-1, поскольку заявитель был снят с учета в указанном налоговом органе, тем не менее была выдана справка № 11477, в которой было указано о неисполненной обязанности, считает, что факт отражения в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов информации об имеющейся задолженности не нарушает прав и охраняемых законом интересов предпринимателя Ю.М. Орлова, кроме того указывает, что задолженность в размере 4 174, 50 руб. является задолженностью по административному штрафу, в связи с чем не может быть списана в порядке, предусмотренном Приказом ФНС России № ЯК-7-8/393 от 19.08.2010 г.

На основании п.п.10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

На момент выдачи справок налоговых органов действовал Приказ ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-12/39@ «ОБ утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», которым утверждена форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также Порядок заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам.

Согласно п. 1 Порядка справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - справка о состоянии расчетов) формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе связанных с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В пункте 5 Порядка приведен перечень данных, подлежащих отражению в справке о состоянии расчетов. Однако административные штрафы в перечне не указаны.

Как верно указывает заявитель, справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренном НК РФ для выдачи налогоплательщику, включение в справку сведений об административном штрафе не предусмотрено, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного, а не налогового правонарушения, в связи с чем не подлежит включению в справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций.

Кроме того, заявитель указывает, что штраф был оплачен им еще в 2001 году, кроме того, в соответствии с ответом службы судебных приставов исполнительных производств, возбужденных в отношении заявителя, не имеется.

Кроме того, в соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания истек.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявите ля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2014 г. по делу № А65-18410/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.В. Кузнецов

Судьи А.Б. Корнилов

Е.М. Рогалева