ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1895/2006 от 22.01.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 января   2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 25 января   2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,

с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 22.08.2006 г., Вэрнэр Гриебш, паспорт 354603942,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 12.04.2006 г. № 96/1-793

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 4 дело по апелляционной  жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области  на решение  Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2006 г.  по делу № А55-11745/2006   (судья Воеводин А.И.,),

принятое по заявлению автора проекта «Новая деревня», координатора проекта и инвестора Вэрнэра Гриебша, Федеративная Республика Германия, г. Берлин, Россия, Самарская область, с. Выселки

к Управлению Федеральной миграционной службы по Самарской области, г. Самара

об оспаривании действий государственного органа

УСТАНОВИЛ:

Гражданин Германии Вэрнэр Гриебш (далее заявитель), автор проекта «Новая деревня», координатор проекта и инвестор обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления паспортно-визовой службы ГУВД по Самарской области, выразившихся в отказе в применении к нему упрощенного порядка визового оформления.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2006 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – Управления паспортно-визовой службы ГУВД Самарской области – на надлежащего ответчика – Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области (далее ответчик) (т.1 л.д.54).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2006 г. заявление удовлетворено. Действия паспортно-визового управления ГУВД по Самарской области, выразившиеся в отказе в применении упрощенного порядка визового оформления иностранного гражданина-инвестора, признаны незаконными (т. 1 л.д.139)

Ответчик, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявления. Ответчик считает, что решение арбитражного суда первой инстанции принято при неправильном применении  норм материального права (т.1 л.д.143-145).

Заявитель считает решение арбитражного суда Самарской области законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела заявитель, являясь инвестором проекта «Новая Деревня» и собственником 97%  акций в уставном капитале Совместного Российско-Германского предприятия ЗАО «Алькор», осуществляет в Российской Федерации  экономическую деятельность (т.1 л.д.13-14, 15-17).

03 июля 2006 г. руководитель аппарата Самарской Губернской Думы направил начальнику паспортно-визового управления ГУВД по Самарской области письмо за исходящим номером 7/06/2218 содержащее просьбу оформить выездную визу гражданину Федеративной Республики Германии  Вэрнэру Гриебшу до 01 октября 2006 г. (т.1 л.д.104)

Письмо руководителя аппарата Самарской Губернской Думы поступило в Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области, которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ответчик, рассмотрев просьбу, изложенную в письме, выдал заявителю транзитную визу сроком на 10 дней и отказал в выдаче многократной визы сроком до 5 лет, выдача которой предусмотрена статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, поскольку такая виза может быть выдана в соответствии со статьей 7 Соглашения по обращению принимающей организации – Торгово – промышленной палаты Российской Федерации.

Заявитель считает указанные действия государственного органа незаконными, поскольку он является инвестором, осуществляющим экономическую деятельность в Российской Федерации и в соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия имеет право на упрощенную процедуру выдачи многократной  визы сроком до 1 года.   

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, заключенным в Берлине 10 декабря 2003 г. и ратифицированным Законом Российской Федерации № 137-ФЗ от 10 ноября 2004 г., компетентные органы государств Сторон вправе выдавать предпринимателям и представителям деловых кругов по обращению принимающих организаций - федеральных министерств и ведомств государств Сторон, глав администраций, их заместителей и руководителей подразделений по внешнеэкономическим связям субъектов Российской Федерации, а также министерств и ведомств федеральных земель Федеративной Республики Германия - многократные визы сроком до 1 года без предъявления предусмотренных законодательством государств Сторон приглашений.

Из этой нормы международного соглашения следует, что под компетентными органами государств – сторон соглашения, имеющими право выдавать многократные визы в упрощенном порядке, понимаются органы государств – сторон соглашения, наделенные соответствующими полномочиями внутренними нормативными правовыми актами государств –  сторон соглашения.

Этой нормой международного соглашения также установлено, что многократная виза в упрощенном порядке может быть выдана предпринимателям или представителям деловых кругов компетентным органом государств – сторон соглашения только исключительно по обращению в эти компетентные органы субъектов, прямо указанных в этой норме международного соглашения.

Применительно к Российской Федерации такими субъектами, имеющими право на обращение в компетентные органы по выдаче виз, являются: федеральные министерства и ведомства; главы администраций, их заместители и руководители подразделений по внешнеэкономическим связям субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. (в редакции от 30 декабря 2006 г.) в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (Министерство Иностранных Дел Российской Федерации), его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральная Миграционная Служба), или его территориальным органом.

Статьей 25.2 вышеназванного Закона Российской Федерации установлено, что виза может быть многократной.

Статьей 25.6 Закона установлено, что в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища. Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.

Заявитель, являясь инвестором, представителем деловых кругов Германии, осуществляющим в Российской Федерации экономическую деятельность, вправе рассчитывать на упрощенный порядок выдачи многократной визы сроком до 1 года на въезд в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном статьей 8 вышеназванного международного соглашения по обращению в соответствующий компетентный орган Российской Федерации заинтересованного федерального министерства или ведомства, либо главы администрации, его заместителя, руководителя подразделения по внешнеэкономическим связям субъекта Российской Федерации.

Руководитель аппарата Самарской Губернской Думы, как и сама Самарская Губернская Дума, не являются субъектами, поименованными в статье 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, которые вправе обращаться в компетентные органы Российской Федерации, имеющие право выдавать многократные визы в упрощенном порядке, предусмотренном Соглашением.

Законом Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не предусмотрена выездная виза для иностранных граждан.

Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в уполномоченный орган Российской Федерации - Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области обратился субъект, не наделенный в соответствии со статьей 8 Соглашения правом на обращение.

Решением арбитражного суда Самарской области признаны незаконными действия государственного органа Управления паспортно-визовой службы ГУВД Самарской области, не являющегося ответчиком по делу, поскольку суд произвел замену этого ответчика на надлежащего – Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области.

Решение арбитражного суда первой инстанции не основано на вышеприведенных нормах международного соглашения и законодательства Российской Федерации, принято в отношении лица, не являющегося ответчиком в данном деле, а поэтому решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления отказать.   

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2006 г.  по делу № А55-11745/2006  отменить.

В удовлетворении заявления автора проекта «Новая деревня», координатора проекта и инвестора Вэрнэра Гриебша отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                        В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                      В.Н. Апаркин

                                                                                                                                 Е.М. Рогалева