ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-19381/16 от 10.03.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 марта 2017 года Дело А55-21793/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – ФИО1 (паспорт),

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - представителя ФИО2 (доверенность от 09.01.2017 № 2-17/01-04),

от третьего лица - представителя ФИО3 (доверенность от 01.06.2016 № 23),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года по делу № А55-21793/2016 (судья Гордеева С.Д.),

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская область, г. Самара,

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Самарская область, Хворостянский район, с. С. Студенцы,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Счетной палаты Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о взыскании 1 500 000 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ  :

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - ответчик) о взыскании основного долга по возврату гранта в размере 1 500 000 руб. 00 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечена Счетная палата Самарской области (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены полностью, с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области взыскан основной долг по возврату гранта в размере 1 500 000 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года по делу № А55-21793/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Министерства - отказать полностью, указывая на полное соблюдение ответчиком условий предоставления гранта.

В материалы дела поступили отзывы Министерства и третьего лица на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года по делу № А55-21793/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года по делу № А55-21793/2016 оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, сторонами 11.08.2014 заключено Соглашение № 80 о предоставлении в 2014 году грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее – Соглашение) (л.д. 12-16).

Во исполнение Соглашения истец платежными поручениями № 6685 от 22.08.2014 на сумму 810 000 руб. 00 коп. и № 2150 от 19.08.2014 на сумму 690 000 руб. 00 коп. перечислил ответчику грант в размере 1 500 000 руб. 00 коп. (л.д. 20-21).

Проверкой использования средств областного бюджета в 2013-2014 и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку ма­лых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) про­граммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, проведенной Счетной палаты Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты Самарской области от 27.12.2014 № 291, установлено, что в на­рушение пункта 6 Порядка предоставления в 2014 - 2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного постановление Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30, и подпункта «а» пункта 4 Порядка отбора, главой КФХ ФИО1 в целях получения государственной поддержки представлено в министерство письмо, содержащее недостоверные сведения о неосуществлении им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ.

В адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате суммы гранта, которая оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 №30 утвержден Порядок предоставления в 2014-2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое устройство начинающих фермеров (далее - Порядок предоставления грантов).

Согласно пункту 3 Порядка предоставления грантов гранты предоставляются крестьянским (фер­мерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствования» государственной программы Самарской области «Разви­тие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014 - 2020 годы, утвер­жденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 624, в соответствии с нормативным правовым актом, изданным министерст­вом.

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия «Развитие малых форм хо­зяйствования» областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия Самарской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением пра­вительства самарской области от 16.11.2012 № 664, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 08.05.2013 № 95-п (далее- Порядок отбора), для участия в отборе, глава КФХ предоставляет письмо подтверждающее, что глава КФХ не осуществлял предпринимательскую дея­тельность в течение последних трех лет до даты регистрации, в том числе не яв­лялся учредителем юридического лица, подписанное главой КФХ (далее - пись­мо).

Согласно пункту 6 Порядка предоставления грантов гранты предоставляются при соблюдении сле­дующего условия:

отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с пунктом 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.

Проверкой использования средств областного бюджета в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку ма­лых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) про­граммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, проведенной Счетной палаты Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты Самарской области от 27.12.2014 № 291, установлено, что в на­рушение пункта о порядка и подпункта «а» пункта 4 Порядка отбора, главой КФХ ФИО1 в целях получения государственной поддержки представле­но в министерство письмо, содержащее недостоверные сведения о неосуществ­лении им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ.

Согласно сведениям, полученным из ЕГРИП (по состоянию на 22.08.2016), ответчик до даты регистрации КФХ 03.02.2014 осуществлял деятельность в ка­честве индивидуального предпринимателя до 17.05.2012.

Таким образом, ответчиком представлены недостоверные сведения об отсутствии предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ.

В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления грантов в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.

В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата грантов министер­ством была направлена в адрес ответчика главы КФХ ФИО1 направлена претензия от 05.02.2016 № МСХ-2-16-21/301 с требованием о возврате бюджет­ных средств в доход областного бюджета. Однако до настоящего времени ука­занная сумма ответчиком не возвращена.

Ответчик ссылается на то, что в 2014 году его пригласили в Управление сельского хозяйства и сообщили о выделении бюджетных средств на организа­цию КФХ (гранты).

Между тем, Управление сельского хозяйства не уполномочено на предоставление грантов.

Документы для участия в отборе КФХ предоставляются непосредственно в министерство и именно министерство в соответствии с приказом министерст­ва от 09.04.2014 № 114-п «Об отборе крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствова­ния» государственной программы Самарской области «Развитие сельского хо­зяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия Самарской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постанов­лением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 624» (далее - Поря­док отбора), уполномочено на принятие решения о признании заявителей участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствования» государст­венной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регули­рование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Са­марской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Прави­тельства Самарской области от 14.11.2013 № 624 (далее - мероприятие).

Следует учитывать, что при предоставлении документов в министерство комиссией проверялся непосредственно представленный пакет документов и на основании представленных документов (сведений) принималось решение о признании либо об отказе в признании участником Программы. В этой процедуре и состоит первичный контроль при предоставлении гранта. На данном этапе ответчик был признан участником мероприятия. В пакете документов представ­лено письмо от 11.07.2014 о неосуществлении ответчиком в течение последних трех лет предпринимательской деятельности, следовательно, ответчик своими действиями ввёл комиссию в заблуждение.

Ответчик указывает, что в период с 2007 по 2013 годы работал в качестве агронома в К.Ф.Х. ФИО5 Между тем, работа в качестве агронома не мешала осуществлению предпринимательской деятельности без получения средств гранта.

Ответчик ссылается на справку администрации муниципального района Хворостянский от 14.09.2016 № 99 о том, что деятельность в качестве главы КФХ осуществляет только с 2014 года после получения гранта, а также справку администрации муниципального района Хворостянский от 14.09.2016 № 100 о том, что он в период с 2009 по 2014 годы не осуществлял производственную деятельность, отчеты по производственной деятельности не сдавал.

Однако указанные сведения не могут свидетельствовать о неосуществлении предпринимательской деятельности до 2014 года, так как сам факт регистрации в качестве индивидуального предпринимате­ля уже предполагает осуществление предпринимательской деятельности и наце­ленность на извлечение прибыли.

В исковом заявлении министерства указывается на предоставление недос­товерных сведений ответчиком. Недостоверность сведений выражается именно в том, что ответчик до момента подачи документов (сведений) в министерство был зарегистрирован в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ответчик уже на момент отбора КФХ не мог и не должен был признан комиссией участником мероприятия.

Указанный факт неправомерно полученных средств гранта был выявлен Счетной палатой Самарской области.

Согласно пункту 2.5 Соглашения от 11.08.2014 № 92 получатель (ответчик) согласен на осуществление министерством и органами государственного контроля проверок соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка его предоставления. Следовательно, министерство и органы го­сударственного контроля вправе проводить проверку предоставления гранта на любом этапе, в том числе и после его использования.

Проверкой использования средств областного бюджета в 2013-2014 и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку ма­лых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) про­граммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, проведенной Счетной палаты Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты Самарской области от 27.12.2014 № 291, установлено, что в на­рушение пункта 6 Порядка предоставления в 2014 - 2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного постановление Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30 (далее - Порядок), и подпункта «а» пункта 4 Порядка отбора, главой КФХ ФИО1 в целях получения государственной поддержки представлено в министерство письмо, содержащее недостоверные сведения о неосуществлении им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ.

Согласно пункту 6 Порядка гранты предоставляются при соблюдении сле­дующего условия:

отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с пунктом 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.

Таким образом, на основании раздела 3 Соглашения средства гранта под­лежат возврату в доход областного бюджета.

Именно недостоверные сведения о неосуществлении ответчиком пред­принимательской деятельности в течение последних трех лет до регистрации КФХ повлияли на решение комиссии о признании ответчика участником программы и дальнейшее предоставление гранта.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом, условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.

Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.

Указанный подход нашел свое отражение постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу № А12-38111/2015.

Согласно пункту 3 Порядка гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятия, в соответствии с нормативным правовым актом, изданным Министерством.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 08.05.2013 № 95-п утвержден порядок отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствования» областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.11.2012 № 664 (далее - Порядок отбора № 95-п).

В соответствии с пунктом 4 Порядка отбора № 95-п в отборе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и признании их участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствования» может участвовать гражданин РФ, являющийся главой КФХ, который одновременно соответствует нескольким требованиям, в том числе:

- глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;

- не являлся учредителем коммерческой организации до даты регистрации КФХ.

Согласно пункту 6.1. Порядка отбора № 95-п в целях участия в отборе глава КФХ представляет в Министерство заявку, к которой прилагается в том числе письмо, подтверждающее, что глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет до даты регистрации и не являлся учредителем юридического лица, подписанное главой КФХ.

Согласно пункту 9 Порядка отбора № 95-п одним из оснований для отказа в принятии заявки к рассмотрению, является представление документов, указанных в пунктах 6.1 указанного Порядка, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

Документы, содержащие недостоверные сведения, очевидно, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что грант был предоставлен с нарушением установленных законодательством условий его предоставления, выразившихся в предоставлении гранта ненадлежащему получателю.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств соблюдения условий предоставления гранта определенных пунктом 6 Порядка, поскольку условием предоставления гранта, в том числе являлось приобретение ответчиком сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных.

Однако, факт приобретения указанных товаров ответчиком не доказан.

Представленные ответчиком копии договоров купли-продажи и платежных поручений сами по себе не доказывают факт приобретения (получения) товаров.

Ответчиком не представлены доказательства фактического получения товаров, в оплату которых перечислены суммы гранта.

Не представлены какие-либо передаточные документы (товарные, товарно-транспортные накладные или иные документы), не представлены также и документы, свидетельствующие о фактическом принятии ответчиком указанных товаров и принятии этих товарок к бухгалтерскому и налоговому учету.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что материалами настоящего дела доказано неправомерное получение ответчиком гранта.

Принимая во внимание изложенное, требования Министерства правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о фактическом неосуществлении им предпринимательской деятельности до регистрации им КФХ 03.02.2014, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание с учетом требований Порядка отбора № 95-п, и представленных в дело доказательств.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2017 года по делу А55-9751/2016.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В связи с оплатой ответчиком государственной пошлины при обращении в суд апелляционной инстанции по неверным реквизитам, ошибочно перечисленная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании положений ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2016 года по делу № А55-21793/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>), Самарская область, Хворостянский район, с. С. Студенцы, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 47 от 13.12.2016 года государственную пошлину в размере 14 000 (Четырнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи И.С. Драгоценнова

А.А. Юдкин