ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1950/20 от 25.03.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 марта 2020 года                                                                               Дело № А49-12609/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГСК Энерго»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 января 2020 года по делу № А49-12609/2019 (судья Колдомасова Л.А.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГСК Энерго» (ИНН 5836657126, ОГРН 1135836002576), г. Пенза,

к Средне-Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6316007846, ОГРН 1026301180982), г. Пенза, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГСК Энерго» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Средне-Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене его постановления от 03.10.2019 № 3539-Р/840-Ю (9.11) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 20 000 руб.

Определением суда первой инстанции от 25.10.2019 заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10 января 2020 года отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ГСК Энерго» о признании незаконным и отмене постановления Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.10.19 № 3539-Р/840-Ю (9.11) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  виде  взыскания  административного  штрафа  в  размере 20 000 руб.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 января 2020 года по делу № А49-12609/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, поскольку, по мнению заявителя, в отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу, а также дополнения к отзыву на апелляционную жалобу от 17.03.2020 г., в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

Также, в материалы дела поступили возражения заявителя на отзыв и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых заявитель указывает на свое несогласие с доводами административного органа, изложенными в отзыве и дополнениях на отзыв, просит суд апелляционной инстанции их отклонить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Кроме того, вместе с апелляционной жалобой и с возражениями на отзыв  ответчика  в материалы дела от заявителя поступили: письмо Администрации г. Пензы от 07.11.2019, письмо заявителя в Администрацию г. Пенза от 21.11.2019, письмо Администрации г. Пензы от 19.12.2019, письмо заявителя в Администрацию г. Пенза от 09.01.2020, письмо Администрации г. Пензы от 16.01.2020, письмо заявителя в Администрацию г. Пенза от 27.02.2020 г., письмо Администрации г. Пензы от 26.02.2020, письмо заявителя в Администрацию г. Пенза от 29.01.2020 г., Данные документы  не могут быть приобщены к материалам дела, поскольку в соответствии с положениями ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

На основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления от 26.07.19 № 3539-Р/ПО (т.1 л.д.58-64) в отношении Общества назначена и проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 18.01.19 № ДК-П9-274, приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.19 № 44 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2019 году» по вопросу соблюдения обязательных требований безопасности в энергетике.

О назначении внеплановой проверки законный представитель Общества ознакомлен 29.07.19 (т.1 л.д.64).

Проверкой установлено, что Общество на основании заключенных договоров аренды имущества, перечисленных на страницах 2-4 акта проверки №17-840-08-19-179-В от 29.08.19, осуществляет теплоснабжение потребителей тепловой энергии блочно-модульных котельных в г.Пензе, расположенных по адресу: ул.Ушакова, 16б (поселок Монтажный)», ул.Окружная, 115б, ул.Аустрина, 180, ул.Спартаковская, 26:

-блочно-модульная котельная установка по ул.Аустрина, 180 (два водогрейных котла «Logano 745»-1400 зав. № 3820-206-004266-7742160292, №3820-206-004315-7742160292), год ввода в эксплуатацию - 2013 г., суммарная мощность 2,8 МВт/час,

-блочно-модульная котельная установка по ул.Ушакова, 16б (два водогрейных котла «TiProm» 850, зав. №№ 011023, 011024), год ввода- 2011 г., суммарная мощность 1,7 МВт/час,

- блочно-модульная  котельная  установка  по  ул.Окружная,   115б  (два водогрейных котла «LoganoSK» 745- 1200 зав. №№ 3820-308-005925-7747304182, 3820-308-0059235-7747304182), год ввода в эксплуатацию - 2013 г., суммарная мощность 2.4 МВт/час, протяжённость сетей 1,5 км,

-  блочно-модульная котельная установка по ул.Спартаковская, 26 (три водогрейных котла ArdtESR 2,30 зав. №№ 506300034, 518300082, 5073000323), год ввода в эксплуатацию - 2013г., суммарная мощность 0,095 МВт/час.

Котельные работают без постоянного присутствия персонала и оповещения о технических параметрах работы оборудования по каналам GSM.

В ходе проведенной проверки выявлено 39 нарушений обязательных требований, установленных Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115 (далее - Правила), а именно:

-не представлен приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя, прошедших проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в комиссии Ростехнадзора (нарушены пункты 2.2.2 и 2.3.20 Правил);

-не представлен перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей по ООО «ГКС Энерго» (нарушен пункт 2.7.4 Правил);

-отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию модульной котельной, расположенной по адресу: г.Пенза, п.Монтажный, ул. Ушакова, 16б, в соответствии с Порядком выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года № 212 (нарушены пункты 2.4.1 и 2.4.2 Правил);

-частично нарушена тепловая изоляция тепловой сети на выходе из котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б (нарушен пункт 6.1.31 Правил);

-не представлены паспорта котлов установленной формы котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б (нарушен пункт 2.8.1 Правил);

-не представлен акт осмотра устройства молниезащиты котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б (нарушен пункт 3.3.28 Правил);

-арматура не обозначена согласно технологической схемы трубопроводов в котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б (нарушен пункт 5.2.9 Правил);

-не обозначены табличками насосы котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б (нарушен пункт 5.1.2 Правил);

-отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию модульной котельной, расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Спартаковская, 26, в соответствии с Порядком выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года № 212 (нарушены пункты 2.4.1 и 2.4.2 Правил);

-частично отсутствует ограждение территории котельной по адресу: г.Пенза, ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 3.2.1 Правил);

-не проведена ревизия системы химводоочистки Dosaphos котельной по адресу: г.Пенза, ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 12.1 Правил);

-не окрашены переваренные участки трубопроводов котельной по адресу: г,Пенза, ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 3.3.26 Правил);

-не представлен акт осмотра устройства молниезащиты котельной по адресу: г.Пенза, ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 3.3.28 Правил);

-арматура не обозначена согласно технологической схемы трубопроводов в котельной по адресу: г.Пенза ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 5.2.9 Правил);

-    не обозначены табличками насосы котельной по адресу: г.Пенза ул.Спартаковская, 26 (нарушен пункт 5.1.2 Правил);

-  отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию модульной котельной, расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б, в соответствии с Порядком выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года № 212 (нарушены пункты 2.4.1 и 2.4.2 Правил);

-    отсутствует ограждение территории котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 3.2.1 Правил);

- отсутствует ограждающая конструкция 1 -ой тепловой камеры от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 6.2.3 Правил);

-не защищена от коррозии металлическая опорная конструкция дымовых труб котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 3.3.23 Правил);

-частично нарушено антикоррозийное покрытие воздушной тепловой сети от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 6.1.30 Правил);

-   местами отсутствует или разрушена тепловая изоляция воздушной тепловой сети от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 6.1.31 Правил);

- воздушная тепловая трасса заросла многолетним кустарником от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 6.1.8 Правил);

-не представлены паспорта котлов установленной формы котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 2.8.1 Правил);

-не представлен акт осмотра устройства молниезащиты котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 3.3.28 Правил);

-арматура не обозначена согласно технологической схемы трубопроводов в котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 5.2.9 Правил);

-    не обозначены табличками насосы котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 5.1.2 Правил);

-не представлен паспорт тепловой сети от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушен пункт 6.2.33 Правил);

-отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию модульной котельной, расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, в соответствии с Порядком выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года № 212 (нарушены пункты 2.4.1 и 2.4.2 Правил);

-не выполнено ограждение территории блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180 (нарушен пункт 3.2.1 Правил);

-не определен порядок проведения обходов и осмотров оборудования блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, в том числе и в ночное время, отсутствует оперативная документация (нарушены пункты 2.3.60, 2.6.7, 5.3.63 и 5.3.64 Правил);

-   не представлен паспорт на газопровод и оборудование ГРП блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180 (нарушен пункт 4.2.46 Правил);

-не представлен график технического обслуживания газового оборудования блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180 (нарушен пункт 4.2.56 Правил);

-не выполнен ежегодный плановый ремонт газового оборудования блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, не представлены отчетные документы о проведении планового ежегодного ремонта газового оборудования блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180 (нарушены пункты 2.7.9 и 4.2.56 Правил);

-не проведена отладка автоматики безопасности котлов блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, на момент проверки не представлены акты отладки автоматики безопасности, акты выполненных работ, карты настройки параметров срабатывания автоматики безопасности котлов (нарушен пункт 5.3.52 Правил);

-   на предохранительных клапанах котлов блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, отсутствуют таблички с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания (нарушен пункт 5.3.25 Правил);

-на сетевых (циркуляционных) насосах системы отопления и ГВС блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, отсутствуют таблички с данными: наименование завода-изготовителя; - год изготовления и заводской номер; номер по схеме котельной; номинальная производительность при номинальной температуре воды; частота вращения рабочего колеса центробежных насосов или число ходов поршня для поршневых насосов; максимальный напор при номинальной производительности; -номинальная температура перекачиваемой среды перед насосом (нарушен пункт 5.1.2 Правил);

-не проведена инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура металлических (-ой) дымовых (-ой) труб (-ы) блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, акты (протоколы) не представлены (нарушен пункт 3.3.14 Правил);

-не разработана инструкция по эксплуатации водоподготовки блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, не ведется журнал (ведомость) по водоподготовке (нарушены пункты 12.9 и 12.18 Правил);

-не представлены акты промывки и испытаний на прочность и плотность системы ГВС, на подогревателях ГВС блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, нет специальных табличек с данными: регистрационный номер; разрешенное давление; дата (число, месяц и год) следующего внутреннего осмотра и испытания на прочность и плотность (нарушены пункты 9.18, 9.2.9 и 9.2.13 Правил).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 17-840-08-19-179-В от 29.08.19 (т.1 л.д.65-78) и выданном на его основании предписании № 17-840-09-19-179-В от 29.08.19 (т.1 л.д.79-95), которые подписаны законным представителем Общества без замечаний.

Проверка проведена с участием законного представителя Общества. Акт проверки и предписание подписаны законным представителем Общества без замечаний.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, должностными лицами Управления в отношении Общества с участием его законного представителя составлены протоколы об административном правонарушении от 05.09.19 № 3539-Р/840-258-Ю, № 3539 - Р/842-259-Ю, № 3539-Р/847-263-Ю (т.1 л.д.97-115).

Дела об административных правонарушениях № 3539-Р/840-258-Ю, № 3539 - Р/842-259-Ю, № 3539-Р/847-263-Ю, возбужденные на основании выше указанных протоколов, определением от 05.09.19 объединены в одно производство (т.1 л.д.117-119).

Постановлением начальника Пензенского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Управления от 03.10.19 № 3539-Р/840-Ю (9.11) Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 20 000 руб. (т.1 л.д.9-15, 128-140). Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения (т.1 л.д.120-127).

Считая вынесенное постановление по делу об административном правонарушении незаконным в части примененного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу статьи 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой Кодекса, образует неисполнение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные законом обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества.

Утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.03 №115 Правила устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Согласно пункту 1.3 Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Пунктом 3.2.1 Правил установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии:

- ограждение соответствующей части территории;

-системы отвода поверхностных вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, контажи, канавы, водоотводящие каналы и т.п.);

-сети водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива и др.;

- сети наружного освещения, связи, сигнализации;

- источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

-   железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.;

-         противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения;

- базисные и рабочие реперы и марки;

-   пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод;

- системы молниезащиты и заземления.

В силу пункта 2.3.60 Правил при эксплуатации тепловых энергоустановок периодически осуществляются обходы и осмотры рабочих мест, в том числе и в ночное время, результаты обхода рабочих заносятся в оперативную документацию. Порядок их организации и проведения определяет руководитель организации.

Периодические осмотры тепловых энергоустановок производятся лицами, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Периодичность осмотров устанавливается настоящими Правилами. Результаты осмотров оформляются в журнале обходов и осмотров или оперативном журнале (пункт 2.6.7 Правил).

В соответствии с пунктом 5.3.63 Правил в котельной необходимо вести документацию в объеме требований настоящих Правил. При этом в обязательном порядке в оперативный журнал записываются:

-сдача, приемка смены;

-характеристика состояния оборудования;

- все переключения в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (за исключением случаев аварийной остановки при срабатывании технологических защит, в этом случае делается запись о первопричине срабатывания защиты).

Для записей параметров работы котлов и котельного оборудования (водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, манометров, предохранительных клапанов, питательных устройств, средств автоматики), а также о продолжительности продувки котлов используется суточная ведомость или журнал режимов работы оборудования (пункт 5.3.64 Правил).

Согласно пункту 4.2.46 Правил на каждый газопровод и оборудование газорегуляторных пунктов составляется паспорт с основными данными, характеризующими газопровод, оборудование, контрольно-измерительные приборы и помещение газорегуляторных пунктов.

В паспорт также заносятся сведения о ремонте газопроводов и оборудования газорегуляторных пунктов.

Исходя из пункта 2.7.9 Правил в системе технического обслуживания и ремонта предусматриваются:

-подготовка технического обслуживания и ремонтов;

-вывод оборудования в ремонт;

- оценка технического состояния тепловых энергоустановок и составление дефектной ведомости;

-проведение технического обслуживания и ремонта;

-приемка оборудования из ремонта;

-консервация тепловых энергоустановок;

- контроль и отчетность о выполнении технического обслуживания, ремонта и консервации тепловых энергоустановок.

Техническое обслуживание газового оборудования организовывается по графику, но не реже одного раза в месяц. Плановый ремонт проводится не реже одного раза в год с разборкой регуляторов давления, предохранительных клапанов, фильтров, если в паспорте завода-изготовителя не указаны другие сроки.

Корпус фильтра после выемки фильтрующей кассеты тщательно очищается. Разборка и очистка кассеты проводится вне помещений.

Очистка фильтра осуществляется также при достижении допустимого значения перепада давления, которое указывается в местных инструкциях (пункт 4.2.56 Правил).

В соответствии с пунктом 5.3.25 Правил предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием:

-давления срабатывания клапана;

-срока проведения испытания;

-срока следующего проведения испытания.

На корпусе каждого насоса прикрепляется табличка, в которой указываются следующие данные:

-наименование завода-изготовителя;

-год изготовления и заводской номер;

-номер по схеме котельной;

-номинальная производительность при номинальной температуре воды;

- частота вращения рабочего колеса центробежных насосов или число ходов поршня для поршневых насосов;

- максимальный напор при номинальной производительности;

- номинальная температура перекачиваемой среды перед насосом (пункт 5.1.2 Правил).

Согласно пункту 5.3.52 Правил устройства контроля, авторегулирования и защиты постоянно находятся в рабочем состоянии, периодически в соответствии с требованиями завода-изготовителя выполняются регламентные работы.

Пунктом 3.3.14 Правил установлено, что в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью:

-    визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;

- проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения;

-   инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов;

-наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет;

-проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы;

-инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубы -один раз в год, весной перед грозовым периодом.

Исходя из пункта 12.9 Правил для тепловых энергоустановок с учетом требований предприятий-изготовителей настоящих Правил и других нормативно-технических документов разрабатываются инструкция по ведению водно-химического режима и инструкция по эксплуатации установки (установок) для докотловой обработки воды с режимными картами, в которых должны быть указаны:

-   назначение инструкции и перечень должностей, для которых знание инструкции обязательно;

- перечень использованных при составлении инструкции документов;

-   технические данные и краткое описание основных узлов, а также основного и вспомогательного оборудования, в том числе котлов, деаэрационной установки, установок для коррекционной обработки, установок для консервации и химической очистки оборудования, установок для водоподготовки со складским хозяйством;

- перечень и схема точек отбора проб воды, пара и конденсата для ручного и автоматического химического контроля;

-   нормы качества добавочной, питательной и котловой воды, пара и конденсата;

- нормы качества подпиточной и сетевой воды в тепловых сетях;

-  график, объемы и методы химического контроля, методики проведения химических анализов со ссылкой на нормативную документацию;

-    перечень и краткое описание систем автоматики, измерений и сигнализации установок для докотловой обработки воды и используемых в организации контроля за водно-химическим режимом;

-порядок выполнения операций по подготовке и пуску оборудования и включению его в работу в периоды нормальной эксплуатации, после останова оборудования, а также после монтажа или ремонта установок (проверка окончания работ на оборудовании, осмотр оборудования, проверка готовности к пуску, подготовка к пуску, пуск оборудования из различных тепловых состояний);

-порядок выполнения операций по обслуживанию оборудования во время нормальной эксплуатации;

-порядок выполнения операций по контролю за режимом деаэрации, режимом коррекционной обработки воды при пуске, нормальной эксплуатации и остановке котла;

-порядок выполнения операций при остановке оборудования (в резерв, для ремонта, аварийно) и мероприятий, проводимых во время остановки (отмывка, консервация, оценка состояния оборудования для выявления необходимости очисток, принятие мер против коррозионных повреждений, ремонт и т.п.);

-случаи, в которых не допускается пуск оборудования и выполнение отдельных операций при его работе;

- перечень возможных неисправностей и мер по их ликвидации;

-основные правила техники безопасности при обслуживании основного и вспомогательного оборудования и при работе в химической лаборатории;

-схема водоподготовительных установок и установок для коррекционной обработки;

-   перечень и нормы расхода реагентов, необходимых для эксплуатации водоподготовительных установок и коррекционной обработки, а также реактивов, предназначенных для аналитических определений.

Согласно пункту 12.18 Правил в котельной необходимо вести журнал (ведомость) по водоподготовке и водно-химическому режиму котлов для записей результатов анализов воды, пара, конденсата, реагентов, о продувках котлов и операциях по обслуживанию оборудования водоподготовки в соответствии с утвержденной режимной картой и периодичностью химического контроля. При каждой остановке котла для чистки внутренних поверхностей его элементов в журнале по водоподготовке производится описание физико-механических свойств и толщины отложений, накипи и шлама.

В силу пункта 9.18 Правил на каждой теплопотребляющей энергоустановке, работающей под давлением, после установки и регистрации на специальную табличку форматом 200 x 150 мм наносятся следующие данные:

-регистрационный номер;

-разрешенное давление;

- дата (число, месяц и год) следующего внутреннего осмотра и испытания на прочность и плотность.

Пунктом 9.2.9 Правил определено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции).

Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя.

Для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на питьевую воду, до достижения показателей сбрасываемой воды до требуемых санитарными нормами на питьевую воду, для конденсатопроводов качество сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы использования конденсата.

Дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами.

Согласно пункту 9.2.13 Правил испытания на прочность и плотность водяных систем проводятся пробным давлением, но не ниже:

-    элеваторные узлы, водоподогреватели систем отопления, горячего водоснабжения - 1 МПа(10кгс/см2);

-системы отопления с чугунными отопительными приборами, стальными штампованными радиаторами - 0,6 МПа (6 кгс/см2), системы панельного и конвекторного отопления - давлением 1 МПа (10 кгс/см2);

-системы горячего водоснабжения - давлением, равным рабочему в системе, плюс 0,5 МПа (5 кгс/см2), но не более 1 МПа (10 кгс/см2);

-  для калориферов систем отопления и вентиляции - в зависимости от рабочего давления, устанавливаемого техническими условиями завода-изготовителя.

Паровые системы теплопотребления испытываются пробным давлением. Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями:

-минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2);

-максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России;

-   испытание на прочность и плотность узла управления и системы теплопотребления производится при положительных температурах наружного воздуха. При температуре наружного воздуха ниже нуля проверка плотности возможна лишь в исключительных случаях. Температура внутри помещения при этом должна быть не ниже 5 град. С.

Испытание на прочность и плотность проводится в следующем порядке:

-система теплопотребления заполняется водой с температурой не выше 45 град. С, полностью удаляется воздух через воздухоспускные устройства в верхних точках;

-давление доводится до рабочего и поддерживается в течение времени, необходимого для тщательного осмотра всех сварных и фланцевых соединений, арматуры, оборудования и т.п., но не менее 10 мин.;

-давление доводится до пробного, если в течение 10 мин. не выявляются какие-либо дефекты (для пластмассовых труб время подъема давления до пробного должно быть не менее 30 мин.).

Испытания на прочность и плотность систем проводятся раздельно.

Системы считаются выдержавшими испытания, если во время их проведения:

-не обнаружены "потения" сварных швов или течи из нагревательных приборов, трубопроводов, арматуры и прочего оборудования;

-при испытаниях на прочность и плотность водяных и паровых систем теплопотребления в течение 5 мин. падение давления не превысило 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);

-при испытаниях на прочность и плотность систем панельного отопления падение давления в течение 15 мин. не превысило 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);

-при испытаниях на прочность и плотность систем горячего водоснабжения падение давления в течение 10 мин. не превысило 0,05 МПа (0,5 кгс/см2); пластмассовых трубопроводов: при падении давления не более чем на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) в течение 30 мин. и при дальнейшем падении в течение 2 часов не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).

Для систем панельного отопления, совмещенных с отопительными приборами, величина пробного давления не должна превышать предельного пробного давления для установленных в системе отопительных приборов. Величина пробного давления систем панельного отопления, паровых систем отопления и трубопроводов к вентиляционным установкам при пневматических испытаниях должна составлять 0,1 МПа (1 кгс/см2). При этом падение давления не должно превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см2) при выдерживании 5 мин.

Результаты проверки оформляются актом проведения испытаний на прочность и плотность.

Если результаты испытаний на прочность и плотность не отвечают указанным условиям, необходимо выявить и устранить утечки, после чего провести повторные испытания системы.

При испытании на прочность и плотность применяются пружинные манометры класса точности не ниже 1,5, с диаметром корпуса не менее 160 мм, шкалой на номинальное давление около 4/3 измеряемого, ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), прошедшие поверку и опломбированные госповерителем.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Правил для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций.

Проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора (пункт 2.3.20 Правил).

Согласно пункту 2.7.4 Правил учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, цехах, участках, кладовых и т.д. осуществляются согласно действующему в организации порядку материально-технического снабжения и внутренним правилам ведения складского хозяйства.

Ответственный за вышеизложенное персонал периодически проверяет условия хранения, восполнение, порядок учета и выдачи запасных частей, материалов, комплектующих изделий, резервного оборудования и т.д., а также используемых средств защиты под общим контролем ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию энергоустановок.

Пунктом 6.1.31 Правил предусмотрено, что для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

Материалы и толщина теплоизоляционных конструкций должны определяться при проектировании из условий обеспечения нормативных теплопотерь.

В соответствии с пунктом 2.8.1 Правил при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:

- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;

- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;

-акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;

-акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;

-акты приемочных комиссий;

-исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

-технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

-технический паспорт теплового пункта;

- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.

В силу пункта 3.3.28 Правил смонтированные устройства молниезащиты подвергаются плановым осмотрам, а наиболее ответственные элементы молниезащиты (молниеприемники, токоотводы, соединения, заземлители) -периодическому контролю.

Осмотры устройств молниезащиты, а также производство предупредительного ремонта на основании выводов этих осмотров производятся ежегодно перед началом грозового периода.

Согласно пункту 5.2.9 Правил арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов.

Организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления (пункт 12.1 Правил).

Пунктом 3.3.26 Правил установлено, что окраска помещений и оборудования котельных выполняется в соответствии с требованиями промышленной эстетики.  Изоляция трубопроводов,  не  имеющих защитного покрытия, окрашивается в соответствии с требованиями нормативных документов. При наличии защитного покрытия на его поверхность наносятся маркировочные кольца и надписи.

Металлические конструкции зданий и сооружений тепловых энергоустановок необходимо защитить от коррозии, при этом устанавливается систематический контроль за состоянием их защиты (пункт 3.3.23 Правил).

В силу пункта 6.2.3 Правил при эксплуатации тепловых сетей поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети, а также дорожные покрытия и планировка поверхностей над подземными сооружениями, обеспечивается исправность ограждающих конструкций, препятствующих доступу посторонних лиц к оборудованию и к запорно-регулирующей арматуре.

Согласно пункту 6.1.30 Правил наружные поверхности трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (балки, опоры, фермы, эстакады и др.) необходимо выполнять защищенными стойкими антикоррозионными покрытиями.

Ввод в эксплуатацию тепловых сетей после окончания строительства или капитального ремонта без наружного антикоррозийного покрытия труб и металлических конструкций не допускается.

В соответствии с пунктом 6.1.8 Правил в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

Исходя из пункта 6.1.33 Правил арматуру, фланцевые соединения, люки, компенсаторы следует изолировать, если изолируется оборудование или трубопровод.

Тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры, участков трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю, а также сальниковых, линзовых и сильфонных компенсаторов предусматривается съемной.

Тепловые сети, проложенные вне помещений, независимо от вида прокладки, необходимо защитить от воздействия влаги.

Нарушение Обществом приведенных выше требований Правил подтверждается материалами дела и по существу им не оспаривается.

Доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушения вызваны обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, а также доказательства, свидетельствующие о том, что им предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно составил по выявленным нарушениям протоколы об административном правонарушении и правильно квалифицировал их по статье 9.11 КоАП РФ. Обжалуемое постановление вынесено полномочным органом с соблюдением сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Каких-либо нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемого постановления, по материалам дела не установлено.

Довод Общества о том, что административный орган необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о замене административного штрафа на предупреждение, правомерно отклонен судом первой инстанции.

По смыслу части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ возможность замены штрафа на предупреждение зависит от наличия или отсутствия причинения вреда либо возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае допущенные Обществом нарушения требований безопасности в области энергетики, как-то: отсутствие ограждения на территории блочно-модульной котельной установки (БМКУ) и котельной (нарушение № 1 в оспариваемом постановлении), невыполнение ежегодного планового ремонта газового оборудования блочно-модульной котельной установки (БМКУ) (нарушение № 5 в оспариваемом постановлении), непроведение отладки автоматики безопасности котлов блочно-модульной котельной установки (БМКУ) (нарушение № 6 в оспариваемом постановлении), отсутствие табличек с указанием давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания на предохранительных клапанах котлов блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 180 (нарушение № 7 в оспариваемом постановлении), непроведение инструментальной проверки сопротивления заземляющего контура металлических (-ой) дымовых (-ой) труб (-ы) блочно-модульной котельной установки (БМКУ) (нарушение № 9 в оспариваемом постановлении), непредставление актов промывки и испытаний на прочность и плотность системы ГВС, на подогревателях ГВС блочно-модульной котельной установки (БМКУ), расположенной по адресу: г.Пенза, ул.Аустрина, 180, нарушение тепловой изоляции тепловой сети на выходе из котельной по адресу: п.Монтажный, ул.Ушакова, 16б, и тепловой изоляции воздушной тепловой сети от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115 б (нарушение № 14 в оспариваемом постановлении), непроведение ревизии системы химводоочистки Dosaphos котельной по адресу: г. Пенза, ул. Спартаковская, 26 (нарушение № 18 в оспариваемом постановлении), отсутствие ограждающей конструкции 1-ой тепловой камеры от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушение № 20 в оспариваемом постановлении), отсутствие защиты от коррозии металлической опорной конструкции дымовых труб котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушение № 21 в оспариваемом постановлении), частичное нарушение антикоррозийного покрытия воздушной тепловой сети от котельной по адресу: г.Пенза, ул.Окружная, 115б (нарушение № 21 в оспариваемом постановлении), - непосредственно создают угрозу жизни и здоровья людей, потому административный орган обоснованно не нашел оснований для замены штрафа на предупреждение.

Наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб. назначено Обществу по правилам статей 4.1,4.2,4.3 КоАП РФ в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ. Размер примененного к Обществу штрафа соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, адекватен ему и отвечает принципам разумности и справедливости. Доказательств, свидетельствующих о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению Общества, заявителем не представлено.

Ссылка Общества на неприменение к нему положений Правил судом первой инстанции правомерно отклонена судом первой инстанции  как ошибочная.

Иные доводы Общества, приведенные в заявлении, не свидетельствуют об отсутствии в его деяниях события и состава вмененного административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания выявленного нарушения малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ №10).

Наличие каких-либо исключительных обстоятельств Обществом не приведено и не подтверждено документально. Такие исключительные случаи судом также не установлены. Привлечение к административной ответственности впервые и тяжелое финансовое положение учитываются при назначении административного наказания, но не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10).

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, являются законными, обоснованными и полностью соответствующими материалам настоящего дела и установленным по делу обстоятельствам.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не следует. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.

Заявитель является теплоснабжающей организацией, владеет, эксплуатирует тепловые установки (котельные и тепловые сети). Согласно выписки из ЕГРЮЛ осуществляет производство горячей воды (тепловой энергии), передачу горячей воды (тепловой энергии), распределение горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок №115 устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, указанных в п.1.1 Правил и подлежат применению в рассматриваемом случае.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований истца, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 января 2020 года по делу № А49-12609/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

          Судья                                                                                                          Е.Г. Попова