ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-19523/2016 от 06.02.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 февраля 2017 года                                                                              Дело А55-26456/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     06 февраля 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено      09 февраля 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Редут" – представителя Бажминой К.С. (доверенность от 06.02.2017 № 1/2017-юр),

от Министерства промышленности и технологий Самарской области – представителя Ларионовой О.В. (доверенность от 09.01.2017 № 1),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редут"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу № А55-26456/2016 (судья Матюхина Т.М.),

по заявлению Министерства промышленности и технологий Самарской области, Самарская область, г. Самара,

к обществу с ограниченной ответственностью "Редут", Самарская область, г. Самара,

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и технологий Самарской области (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Редут" (далее - общество), в котором просит привлечь его к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Редут» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Редут" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу № А55-26456/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Министерства промышленности и технологий Самарской области отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что правонарушение, совершенное ООО "Редут" неверно квалифицировано судом первой инстанции как грубое, несмотря на отсутствие признаков такового в действиях ответчика.

В материалы дела поступил отзыв Министерства на апелляционную жалобу общества, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу № А55-26456/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, как необоснованную.

В судебном заседании апелляционного суда представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель Министерства в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу № А55-26456/2016 оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет свою деятельность в сфере обращения с ломом черных металлов, а согласно Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. № 1287 (далее - Положение), указанный вид деятельности является лицензируемым видом деятельности, а лицензирование, контроль и надзор за этим видом деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ - Министерство промышленности и технологий Самарской области.

В ходе проверки 12.10.2016 г. должностным лицом Министерства Кузнецовым А.В. выявлены нарушения лицензионных требований, о чем составлен протокол № 2 от 12.10.2016 г. об административном правонарушении в отношении общества, в котором зафиксирован факт осуществления деятельности в сфере обращения лома черных металлов с нарушением лицензионных требований, выразившихся в следующем:

1. Отсутствуют технические средства, оборудование и техническая документация, соответствующие   установленным   требованиям,   необходимые   для   осуществления лицензируемой деятельности, что является нарушением лицензионных требований, определенных подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287 (далее по тексту - Положение), предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, в том числе: пресс для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножницы (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установка для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт), оборудование для сортировки или измельчения стружки, оборудование для определения химического состава лома и отходов цветных металлов, пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов, оборудования для осуществления радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов, являющихся обязательными требованиями предусмотренными п. 8(1) Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения и п. 9(1) Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения (далее по тексту - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287.

2.Не обеспечено наличие минимального штата имеющих необходимую квалификацию работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролер лома и отходов металла 2 разряда, прессовщик лома и отходов металла 1 разряда, прессовщик лома и отходов металла (для лома и отходов цветных металлов), что является грубым нарушением определенным подпунктом «б» пункта 6 (прием лома и отходов черных и цветных металлов без осуществления радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287.

3.Не обеспечено наличие лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов, и лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и цветных металлов на взрывобезопасность п. 8(1), п. 9(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287, что является грубым нарушением определенным подпунктом «б» пункта 6 (прием лома и отходов черных и цветных металлов без осуществления радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287.

4. Отсутствует, в нарушение требований п.п. 4, 5, 10-15 Правил, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287:

- информация в доступном для обозрения месте информации о наименовании юридического лица, номера телефонов, данные о лице ответственным за прием лома и отходов черных и цветных металлов, распорядок работы, условия приема и цены на лом и отходы черных и цветных металлов, перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

-  документация: лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию; нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и цветных металлов; документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний; инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность; инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и цветных металлов; инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов, книга учета приемосдаточных актов, приемосдаточные акты, письменные заявления лиц, сдающих лом и отходы цветных металлов, журнал регистрации отгруженных лома и отходов металлов.

- лицо, прошедшее соответствующую подготовку и аттестацию, ответственное за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов, и лицо, прошедшее соответствующую подготовку и аттестацию, ответственное за проведение контроля лома и отходов металлов на взрывобезопасность.

По результатам проверки составлен Акт проверки  от 12.10ю.2016 года №03-081-16.

12.10.2016 года в отношении Общества в присутствии представителя до доверенности от 10.06.2016 года Федорчатенко А.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании указанного протокола об административном правонарушении, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходи из следующих обстоятельств.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (далее - деятельность).

В силу пункта 5 Положения лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил
обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 (далее -
Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г.
N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

Согласно пункту 6 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нарушения:

а)  лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5
настоящего Положения;

б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с
ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов:

без составления приемо-сдаточного акта;

без осуществления радиационного контроля;

без осуществления контроля на взрывобезопасность.

В соответствии с п. 8 Правил обращения с ломом черных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

Согласно подпункту "е" пункта 13 Правил обращения с ломом черных металлов № 369 при каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносятся данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль).

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события   административного   правонарушения,   виновность   лица,   привлекаемого   к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совершение Обществом нарушений, отраженных в Акте проверки, установлено материалами проверки.

Проведенная Министерством проверка установила полное несоблюдение требований, которые законодатель устанавливает для осуществления лицензионной деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, а именно: в п. 5 Положения, в п. 4,5, 8(1) Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 11.05.2001 г. № 370.

Таким образом, отсутствие у общества оборудования и технических средств для ведения лицензионной деятельности, предусмотренных требованиями названных нормативных актов - является нарушением лицензионных требований и административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ -осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения указанных выше лицензионных требований, а также доказательств объективной невозможности их исполнения.

Оценивая обстоятельства дела, суд пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

Нарушений процедуры при возбуждении производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку отсутствие при обращении лома черных металлов осуществления радиационного контроля создает угрозу жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах заявление Министерства промышленности и технологий Самарской области было обоснованно удовлетворено с назначением штрафа в размере 50000 рублей исходя из обстоятельств совершения обществом административного правонарушения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не подтверждены материалами дела.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что правонарушение, совершенное ООО "Редут" неверно квалифицировано судом первой инстанции как грубое, при том, что проверка в отношении общества установила полное несоблюдение требований, которые законодатель устанавливает для осуществления лицензионной деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, а именно: в п. 5 Положения, в п. 4,5, 8(1) Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 370.  Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей.  Локальные документы Общества о приостановлении деятельности не освобождают лицензиата от соблюдения лицензионных требований, при условии действующей лицензии.     Кроме того,  сведений о фактическом приостановлении деятельности либо прекращении действия лицензии, материалы настоящего дела не содержат.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу № А55-26456/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          А.А. Юдкин

                                                                                                                       В.С. Семушкин