ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-19615/2023 от 10.01.2024 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

57/2024-1423(1)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2024 года  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

от Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области –  представитель не явился, извещено, 

от Общества с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" –  представителя ФИО1 (доверенность от 01.06.2023), 

от третьих лиц – представители не явились, извещены,  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  природных ресурсов и экологии Ульяновской области 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2023 года по делу
 № А72-17589/2022 (судья Лубянова О.А.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье"  (ОГРН <***>, ИНН <***>, область Ульяновская, р.п. Тереньга) 

к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН  <***>, ИНН <***>, г. Ульяновск) 

о признании недействительным уведомления от 21.09.2022 № 73-ИОГВ-10-01/6694исх  об отказе в согласовании технического проекта разработки месторождений полезных  ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с  пользованием участком недр, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,  Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, 

объединенное дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  «Светоптторг-Поволжье» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), область  Ульяновская, р.п. Тереньга 

к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН:  <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск 

о признании недействительным и отмене Распоряжения Министерства природных  ресурсов и экологии Ульяновской области № 77 от 03.03.2023 «О внесении изменений в  лицензию на пользование участком недр местного значения», об обязании  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Светоптторг-Поволжье» и  вынести соответствующее Распоряжение об отмене распоряжения № 77 от 03.03.2023 «О 


внесении изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения», 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  - Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, 

- Государственное казённое учреждение Ульяновской области "Тереньгульское  лесничество" (433360, Ульяновская область, Тереньгульский район, Тереньга рабочий  поселок, ФИО2 улица, 5, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" обратилось  в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным  уведомления от 21.09.2022 № 73-ИОГВ-10-01/6694исх Министерства природных  ресурсов и экологии Ульяновской области об отказе в согласовании технического  проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной  документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр, просило  обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя, согласовать технический проект геологического изучения, разведки и добычи  строительного песка на участке недр местного значения Михайловка на территории МО  «Тереньгульский район» в 6,0-8,0 км юго-востоку от с. Михайловка право пользования  недрами по лицензии УЛН № 80466 TP и выдать положительное заключение (дело   № А72-17589/2022). 

Определением от 09.02.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру. 

Общество с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" обратилось  в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным  и отмене Распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской  области № 77 от 03.03.2023 «О внесении изменений в лицензию на пользование участком  недр местного значения», об обязании Министерства природных ресурсов и экологии  Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  ООО «Светоптторг-Поволжье» и вынести соответствующее Распоряжение об отмене  распоряжения № 77 от 03.03.2023 «О внесении изменений в лицензию на пользование  участком недр местного значения» (дело № А72-5084/2023). 

Определением от 11.05.2023 дело № А72-17589/2022 объединено с делом № А725084/2023. Объединенному делу присвоен номер А72-17589/2022. 

Определением от 27.06.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Государственное казённое учреждение Ульяновской области "Тереньгульское  лесничество". 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2023 года  признано недействительным уведомление Министерства природных ресурсов и  экологии Ульяновской области от 21.09.2022 № 73-ИОГВ-10-01/6694исх об отказе в  согласовании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и  иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием  участком недр. Требование заявителя о признании недействительным распоряжения  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 77 от 03.03.2023  удовлетворено частично. Признано недействительным распоряжение Министерства  природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 77 от 03.03.2023 «О внесении  изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения», касающихся  квартала 109 выделов 11, 12, 20, 22, 18, 15, 14, 16, 17, 13, квартала 110 выделов 2, 3, 8,  14, 12, 15, 17, 18, 19, 23, 21, 22, 24, 25, 26, 32, 33, 34, 35, 36, 42, 47, 40, 37, квартала 108  выделов 26, 27, 29, 6, 1, квартала 107 выделов 4-8, 11-13, 15, 18- 29 (выделы указаны в 


информации о лесном участке Тереньгульского лесничества, Елшанского участкового  лесничества от 10.10.2023 по кварталам 109, 110, 111 и от 28.08.2023 по кварталам 107 и  108). В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Суд обязал  Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области принять меры к  восстановлению прав и законных интересов заявителя. 

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии  Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение  Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2023 года по делу № А7217589/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении  заявленных требований отказать в полном объеме. Министерство в жалобе указывает,  что согласно схемы расположения лицензионного участка, соответствии с  Приложением № 9 к лицензии, лицензионный участок имеет расположение:  Тереньгульское лесничество, Елшанское участковое лесничество в границах кварталов  107-111. Согласно лесохозяйственного регламента Тереньгульского лесничества  указанные квартала относятся к лесостепным лесам. Также в жалобе ссылается на п.10  Приказ Минприроды России от 07.07.2020 № 417. 

В материалы дела поступил отзывы заявителя и третьего лица на апелляционную  жалобу, в которых ООО "Светоптторг-Поволжье" и Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура просят суд апелляционной инстанции решение  Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2023 года по делу № А7217589/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как  необоснованную. 

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал  против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве,  просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без  изменения. 

Представители Министерства и третьих лиц в судебное заседание апелляционного  суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного  разбирательства в суде апелляционной инстанции. 

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную  жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Министерства  и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной  жалобы. 

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной  инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, ООО «Светоптторг-Поволжье» выдана лицензия  на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи  строительного песка на участке недр местного значения Михайловка на территории МО  «Тереньгульский район» в 6,0-8,0 км юго-востоку от с. Михайловка право пользования  недрами по лицензии УЛН № 80466 ТР. 

Исходя из схемы расположения лицензионного участка, в соответствии с  Приложением № 9 к лицензии, лицензионный участок имеет местоположение:  Ульяновская обл., МО «Теренгульский район», Теренгульское лесничество, Елшанское  участковое лесничество, в границах кварталов 107-111. 


пользованием участками недр, в связи с отсутствием правоустанавливающих  документов на право пользования лесными участками, расположенным в пределах  границ лицензионного документа. 

Не согласившись с отказом в согласовании технического проекта и распоряжением  от 03.03.2023 № 77, Общество обратилось в арбитражный суд. По мнению заявителя,  размещение карьера в защитных лесах, относящихся к лесам, расположенным в  защитных полосах (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и  придорожных автомобильных дорог) и лесостепных лесах допускалось и на момент  предоставления лицензии, и на моменты вынесения оспариваемого отказа в  утверждении проекта, и на момент принятия оспариваемого распоряжения о внесении  изменений в лицензию, допускается и в настоящее время. Лесохозяйственный регламент  Теренгульского лесничества не содержит сведений, что лицензионный лесной участок  отнесен к особо защитным участкам леса. 

Согласно Приложению № 2 (страницы 10-11) к приказу Министерства природы и  цикличной экономики Ульяновской области от 04.09.2020, которым были внесены  изменения в лесохозяйственный регламент Теренгульского лесничества Ульяновской  области и таблица 1.2.1. изложена в новой редакции, в кварталах 107-117 Елшанского  лесничества установлены виды разрешенного использования лесов - выполнение работ  по геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых. 

В редакции регламента Тереньгульского лесничества от 11.03.2020 в кварталах  107-117 Елшанского лесничества также было разрешено выполнение работ по  геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых. 

Таким образом, с учетом приведенных выше правовых норм на момент вынесения  оспариваемого Распоряжения о внесении изменений в лицензию, а также оспариваемого  Уведомления об отказе в согласовании технического проекта разработки  месторождений полезных ископаемых допускалась возможность использования  лицензионного участкам для недропользования (размещение карьера) и связанных с ним  работ. 

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области требования не  признало. Оспариваемое распоряжение принято, поскольку в кварталах 107-111  геологическая разведка и добыча строительного песка запрещена. 

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура считает, что требования  Общества подлежат удовлетворению. 

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил  из следующих обстоятельств. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ  основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие  одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с  соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно статьи 25 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», земельный  участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и  необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю  недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического  отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для 


осуществления пользования недрами. 

Из вышеизложенного следует, что лесной участок может быть передан только при  наличии утвержденной проектной документации для осуществления пользования  недрами. 

Именно для утверждения проектной документации Общество обратилось в  Министерство. 

С учетом вышеизложенного, суд пришел к верному выводу о том, что отказ в  согласовании технического проекта по разработке месторождений полезных  ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с  пользованием участком недр, является недействительным. 

В части 1 статьи 25 Лесного Кодекса РФ перечислены виды использования лесов. В  соответствии с частью 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или  нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не  установлено Кодексом, другими федеральными законами. 

Статьей 110 Лесного Кодекса РФ установлены общие положения о защитных  лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах. Защитные леса, эксплуатационные  леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12  настоящего Кодекса. 

Согласно статьи 12 Лесного Кодекса РФ, освоение лесов осуществляется с  соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. 

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих,  водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных  функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это  использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми  ими полезными функциями. 

В силу части 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые  являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении  которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты,  воспроизводства лесов. 

Пунктом 4 части 2 статьи 111 ЛК РФ установлено, что ценные леса являются  отдельной категорией защитных лесов, которые являются природными объектами,  имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый  правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. 

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их  целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 ЛК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса,  имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные  защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное  или историко-культурное значение, в частности, нерестоохранные полосы лесов (леса,  расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон,  установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных  биологических ресурсов) (пункт 12). 

В ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального  строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений  (часть 2 статьи 115 ЛК РФ). 

Вместе с тем частью 1 статьи 43 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов  для выполнения работ по геологическому изучению недр, а также для разработки  месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21  данного Кодекса. 

Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417 утверждены Правила  использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и  добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях 


осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых  без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута  (далее - Правила № 417) 

Пунктом 9 Правил № 417 при использовании лесов для осуществления  геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях  лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не  связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ

В свою очередь, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ  строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием  лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления  работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных  ископаемых. 

В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев,  кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах,  предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых  условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ). 

В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников,  лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация  объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не  ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1  статьи 21 ЛК РФ). 

В силу части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием  лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для  защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. 

Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации  К849-р «Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для  защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее - Перечень), карьер  отнесен к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, не являющимся  объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому  изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещение которых  допускается в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в  водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах,  степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных  объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных  участков лесов (пункт 2 (1)). 

С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что  размещение карьера в защитных лесах, относящихся к лесостепным лесам, допускается. 

Материалами дела подтверждается, что согласно схемы расположения  лицензионного участка, в соответствии с Приложением № 9 к лицензии, лицензионный  участок имеет местоположение: Ульяновская область, МО «Теренгульский район»,  Теренгульское лесничество, Елшанское участковое лесничество, в границах кварталов  107-111. 

Согласно выпискам из Государственного лесного реестра от 10.10.2023 и  28.08.2023 установлено следующее: 


Согласно Приложению № 2 к приказу Министерства природы и цикличной  экономики Ульяновской области от 04.09.2020 № 27, которым были внесены изменения в  лесохозяйственный регламент Теренгульского лесничества Ульяновской области и  таблица 1.2.1. изложена в новой редакции, в кварталах 107-117 Елшанского лесничества  установлены виды разрешенного использования лесов - выполнение работ по  геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых. 

Статьей 119 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть  выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (ч. 1). 

На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3  настоящей статьи, запрещаются: 

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается  только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. 

На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности,  несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. 

В данном случае заявителю необходимы лесные участки для добычи песка. Для  добычи песка необходимо размещение котлована. Размещение котлована невозможно  без сплошной или выборочной рубки лесных насаждений. Рубка леса приведет к  использованию леса, расположенного в особо защитных участках не в соответствии с  его разрешенным использованием. 

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что на особо защитных  участках леса размещение котлована запрещено. 

В материалы дела представлена схема расположения особо защитных участков  леса на геологическом отводе (том 3 л.д. 29). Минприроды возражения по указанной  схеме суду не представили. 

На основании вышеизложенного, а так же с учетом схемы с указанием границ  лесных участков (кварталов и выделов) и границ геологического отвода (том 3 л.д.27,28,  29) суд пришел к обоснованному выводу о том, что только в квартале 109 выделы 11, 12,  20, 22, 18, 15, 14, 16, 17, 13, квартале 110 выделы 2, 3, 8, 14, 12, 15, 17, 18, 19, 23, 21, 22,  24, 25, 26, 32, 33, 34, 35, 36, 42, 47, 40, 37, квартале 108 выделы 26, 27, 29, 6, 1, квартале  107 выделы 4-8, 11-13, 15, 18-29 возможно геологическое изучение, разведка и добыча  строительного песка. В остальных выделах кварталов 107,108,109,110,111 (с учетом  геологического отвода) разведка и добыча строительного песка запрещена Лесным  Кодексом. 

С учетом вышеизложенного, суд сделал правомерный вывод о том, что  распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 77  от 03.03.2023 «О внесении изменений в лицензию на пользование участком недр  местного значения», касающихся квартала 109 выделов 11, 12, 20, 22, 18, 15, 14, 16, 17,  13, квартала 110 выделов 2, 3, 8, 14, 12, 15, 17, 18, 19, 23, 21, 22, 24, 25, 26, 32, 33, 34, 35,  36, 42, 47, 40, 37, квартала 108 выделов 26, 27, 29, 6, 1, квартала 107 выделов 4-8, 11-13,  15, 18-29 (выделы указаны в информации о лесном участке Тереньгульского 


лесничества, Елшанского участкового лесничества от 10.10.2023 по кварталам 109, 110,  111 и от 28.08.2023 по кварталам 107 и 108) является недействительным. 

В остальной части распоряжение признано судом законным и обоснованным.

Согласно статьи 25 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», земельный  участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и  необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю  недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического  отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для  осуществления пользования недрами. 

Из вышеизложенного следует, что лесной участок может быть передан только при  наличии утвержденной проектной документации для осуществления пользования  недрами. 

Именно для утверждения проектной документации Общество обратилось в  Министерство. 

С учетом вышеизложенного, суд пришел к верному выводу о том, что отказ в  согласовании технического проекта по разработке месторождений полезных  ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с  пользованием участком недр, является недействительным. 

В целях восстановления прав и законных интересов заявителя, суд правомерно  посчитал необходимым обязать Министерство природных ресурсов и экологии  Ульяновской области принять соответствующие меры. 

Доводы апелляционной жалобы Министерства повторяют доводы, приводившиеся  в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. 

Действующее законодательство допускает размещение карьеров в лесостепных  лесах в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи  полезных ископаемых. Исключение составляют лишь особо защитные участки леса.  При вынесении решения судом первой инстанции учтена представленная в материалы  дела схема расположения особо защитных участков леса на геологическом отводе (том 3  л.д. 29). Минприроды возражения по указанной схеме суду не представило. На  основании вышеизложенного, а так же с учетом схемы с указанием границ лесных  участков (кварталов и выделов), границ геологического отвода, схемы расположения  особо защитных участков леса (том 3 л.д.27,28, 29) суд первой инстанции правомерно  пришел к выводу, что только в квартале 109 выделы 11, 12, 20, 22, 18, 15, 14, 16, 17, 13,  квартале ПО выделы 2, 3, 8, 14, 12, 15, 17, 18, 19, 23, 21, 22, 24, 25, 26, 32, 33, 34, 35, 36,  42, 47, 40, 37, квартале 108 выделы 26, 27, 29, 6, 1, квартале 107 выделы 4-8, 11-13, 15,  18-29 возможно геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка. В  остальных выделах кварталов 107,108,109,110,111 (с учетом геологического отвода)  разведка и добыча строительного песка запрещена Лесным Кодексом

Ссылка Министерства в апелляционной жалобе на п. 10 Приказа Минприроды  России от 07.07.2020 № 417 (согласно которому в ценных лесах и на особо защитных  участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов  капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому  изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в отношении которых  лицензии на пользование недрами получены до 31.12.2010, на срок, не превышающий  срока действия таких лицензий), признается судом несостоятельной, так как указанная  норма применяется только к обьектам капитального строительства. 

Вместе с тем, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.04.2022 № 999-р Перечню некапитальных строений, сооружений, не  связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных  лесов, резервных лесов (далее - Перечень), карьер отнесен к некапитальным строениям,  сооружениям, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. 


В соответствии с техническим проектом, представленным в материалы дела,  добыча песка на лицензионном участке, планируемым к разработке, осуществляется  открытым способом без применения взрывных работ, возведение капитальных объектов  не предусмотрено. 

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам,  имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на  правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу  обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Министерства не содержится. 

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого  судебного акта, не установлено. 

Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной  пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным  судом не рассматривался. 

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2023 года по делу

 № А72-17589/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи И.С. Драгоценнова

 Н.В. Сергеева