ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности определения,
не вступившего в законную силу
г. Самара Дело №А65-4448/2021
19.01.2022 11АП-19845/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2022
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2022
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей Колодиной Т.И., Буртасовой О. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 в рамках дела А65-4448/2021 по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов гражданки ФИО1, Ютазинский район,
заинтересованные лица: финансовый управляющий ФИО2,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2021 ФИО1 признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утверждена ФИО2.
В Арбитражный суд Республики Татарстан поступило требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности в размере 500 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 в рамках дела А65-4448/2021 включено требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в состав третьей очереди реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 500 000 рублей.
ФИО1, не согласившись с определением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить и принять судебный акт, отказав в удовлетворении заявления.
Ссылается на то, что требования Министерства связаны с деятельностью КФХ ФИО1, которые должны быть заявлены в рамках дела о банкротстве №А65-4448/2021, а не в деле о банкротстве физического лица.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц в обособленном споре.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823 «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы»» (далее - Программа развития малого и среднего предпринимательства в РТ), Министерством экономики Республики Татарстан на основании договора от 07.12.2011 № 2/140 об использовании субсидии на оплату авансового и последующих платежей по договору лизинга оборудования Главе КФХ ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) предоставлена субсидия в размере 500 000 рублей.
В нарушение принятых на себя обязательств получатель субсидии Глава КФХ ФИО1 до настоящего времени не представила в Министерство экономики Республики Татарстан итоговый отчет об использовании субсидии.
В связи с перечислением денежных средств на предоставление субсидии из бюджета Республики Татарстан в порядке целевого финансирования Программы развития малого и среднего предпринимательства в РТ на момент введения в отношении Главы КФХ ФИО1 процедуры банкротства и по настоящее время последняя имеет задолженность перед бюджетом Республики Татарстан в сумме 500 000 рублей (по договору от 07.12.2011 №2/140).
В связи с неисполнением должником обязательств по предоставлению итогового отчета об использовании субсидии, суд первой инстанции требования кредитора признал обоснованными.
Между тем судом не учтено следующее.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 2 статьи 213.1 Закона о банкротстве).
Конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства составляет имущество, принадлежащее на праве общей собственности членам этого хозяйства. Перечень имущества (вещи и имущественные права) установлен пунктом 1 статьи 221 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 221 Закона о банкротстве имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Таким образом, Закон о банкротстве разделяет имущество КФХ и личное имущество участника КФХ.
При этом у гражданина могут быть обязательства, не связанные с осуществлением им деятельности рамках крестьянского (фермерского) хозяйства, наличие у гражданина таких обязательств, не означает, что эти обязательства возникли у крестьянского (фермерского) хозяйства, членом которого он является.
Как следует из договора от 07.12.2011 №2/140, заключенного между агентством инвестиционного развития Республики Татарстан (правопреемником которого является заявитель) и КФХ ФИО1, агентство перечисляет субсидию на оплату авансового и последующих платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования №ЛГ 181 от 13.12.2011, заключенному между получателем субсидии и ГУП РТ "Татлизинг" в счет обязательств получателя субсидии перед лизингодателем на расчетный счет лизингодателя для реализации проекта "Развитие молочного дела в Ютазинском районе на приобретение молочного оборудования линейного молокопровода".
Согласно пункту 1.2 договора субсидией является сумма в размере 500 000 рублей.
Таким образом, требования кредитора к должнику, вытекающие из договора №21/40, являются требованиями к крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Договор заключен в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между тем, деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 прекращена. Из информации, размещенной в электронной картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) следует, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2015 по делу № А65-15250/2014 завершена процедура конкурсного производства в отношении Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>).
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны судом необоснованными.
Таким образом, требования заявителя, подлежащие заявлению в деле о банкротстве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 № А65-15250/2014, но не заявленные в установленный законом срок, считаются погашенными в силу завершения процедуры банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с чем оснований для их предъявления в деле о банкротстве физического лица у заявителя не имелось.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, определение суда первой инстанции подлежащим отмене применительно к пункту 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Поскольку госпошлиной оспариваемое определение не облагается, оплаченная в апелляционный суд госпошлина в сумме 150 рублей подлежит возврату должнику.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 по делу №А65-4448/2021 отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов должника ФИО1 отказать.
Возвратить ФИО1 госпошлину в размере 150 рублей из федерального бюджета, уплаченную чек-ордером от 18.11.2021, выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца с даты принятия.
Председательствующий О.В. Барковская
Судьи О.И. Буртасова
Т.И. Колодина