ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 февраля 2019 года Дело № А65-18788/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Лихоманенко О.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Групп» - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Групп» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2018 по делу № А65-18788/2018 (судья Бредихина Н.Ю.)
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, г.Ижевск,
к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-Групп» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань,
о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду РФ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом увеличения исковых требований) к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-Групп» (далее – ответчик) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду РФ, в размере 952 387 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что площадь загрязнения является недостоверной, размер площади и ущерба установлены на основании недопустимых доказательств.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.08.2017 в ходе патрулирования лесных насаждений заместителем руководителя ГКУ УР «Можгинское лесничество» ФИО1, лесничим Горнякского участкового лесничества ФИО2 в квартале 58 выделе 30 Горнякского участкового лесничества Можгинского лесничества был выявлен факт слива жидких отходов производства с коллектора, расположенного в вышеуказанном квартале и выделе.
При визуальном осмотре на месте установлен слив на поверхность почвы беловатой жидкости со специфическим запахом. Площадь слива составила 0,04 га. Промер площади проводился навигатором GPS mар 62s. На поверхности почвы на месте слива жидких отходов отсутствует травянистая растительность. Жидкие отходы в дальнейшем попадают в речку, протекающую по территории государственного лесного фонда.
По результатам осмотра был составлен акт осмотра лесного участка от 30.08.2017, составлены фотоматериалы.
По данному факту проведено административное расследование, в результате которого составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2017 № 2017/11-60.
Постановлением Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 23.10.2017 должностное лицо - директор ООО «Альянс-Групп» ФИО3, признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах) с назначением ему административного наказания в виде штрафа 20 000 руб. Постановление Можгинского районного суда Садковым Б.С. не обжаловалось, вступило в законную силу.
В постановлении Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 23.10.2017 указано, что представитель ООО «Альянс-Групп» пояснил, что произошел аварийный сброс производственных отходов с ведома и по указанию директора ООО «Альянс-Групп» ФИО3 на участок леса на расстоянии 70-100 метров от пункта приема молока по трубопроводу; в настоящее время в эксплуатацию введена емкость для принятия жидких отходов, в будущем данный инцидент исключен.
Вследствие совершения ответчиком неправомерных действий по произвольному сливу на поверхность почвы в квартале 58 выделе 30 Горнякского участкового лесничества Можгинского лесничества жидких отходов производства ущерб, причиненный лесному фонду Российской Федерации, оценен в размере 952 387 руб., что подтверждается расчетом, выполненным в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
В адрес ответчика истец направил претензию от 23.04.2018 № 91 о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).
По смыслу ст.ст. 1, 16, 77 Закона № 7-ФЗ загрязнение, захламление окружающей среды, в том числе путем размещения отходов производства, само по себе влечет негативное изменение окружающей среды, деградацию естественных экологических систем.
Согласно абз. 1 п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Частью 1 ст. 77 Закона № 7-ФЗ на юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возложена обязанность возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЛК РФ).
При этом в силу ч. 2 ст. 99 ЛК РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, по своей правовой природе предусмотренная ст. 100 ЛК РФ имущественная ответственность носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.
Исходя из положений п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как было указано выше, 30.08.2017 в ходе патрулирования лесных насаждений заместителем руководителя ГКУ УР «Можгинское лесничество» ФИО1, лесничим Горнякского участкового лесничества ФИО2 в квартале 58 выделе 30 Горнякского участкового лесничества Можгинского лесничества был выявлен факт слива жидких отходов производства с коллектора, расположенного в вышеуказанном квартале и выделе, что ответчиком не оспаривается.
Согласно акту осмотра лесного участка от 30.08.2017 жидкие отходы производства ООО «Альянс-Групп» в дальнейшим попали в речку, протекающую по территории государственного лесного фонда.
Результаты проверки отражены в акте осмотра лесного участка от 30.08.2017, в фотоматериалах, в протоколе об административном правонарушении от 27.09.2017 № 2017/11-60, в постановлении Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 23.10.2017 по делу № 5-405/17.
Несоблюдение указанных выше норм влечет нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде слива на почву жидких отходов производства, что ведет к уничтожению травянистой и лесной растительности, не позволяющему в дальнейшем проведение работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.
Исходя из материалов дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности истцом всех необходимых обстоятельств, являющихся основанием для взыскания ущерба, причиненного лесному фонду ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее – постановление № 273).
Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением № 273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
В силу п. 7 Приложения № 4 к постановлению № 273 в случае загрязнения или захламления лесов, в том числе промышленными отходами, размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п. 8 Приложения № 3 к постановлению № 273 размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.
Согласно п.п. «а» п. 1.1 ч. 1 Лесного плана Удмуртской Республики, утвержденного указом Президента Удмуртской Республики от 15.12.2008 № 197, основной лесообразующей породой в Удмуртской Республике является ель.
Расчет ущерба, причиненный ООО «Альянс-Групп» за порчу почвы на землях лесного фонда в квартале 58 выделе 30 Горнякского участкового лесничества Можгинского лесничества, состоит:
400×131,4×4×1,51×3 = 952 387 руб., где:
- 400 кв.м. - площадь порчи почвы на землях лесного фонда;
- 131,4 p. - стоимость одного кубометра древесины ели по постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
- 1,51 - применяемый коэффициент на 2017 год, согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
- 4 - кратность ущерба при порче почвы согласно п. 5 Приложения № 4 к постановлению № 273;
- 3 - увеличение размера ущерба в случае, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий) согласно п. 9 Приложения № 3 к постановлению № 273.
Как правильно указал суд первой инстанции, расчет убытков произведен истцом верно, исходя из приведенного выше постановления № 273, и составляет 952 387 руб.
Расчет площади поврежденного участка подтверждается съемкой на местности точек координат загрязненных участков, произведенной навигатором GPS:
1) 56◦27'113"052◦24'790"
2) 56◦27'123"052◦24'784"
3) 56◦27'122"052◦24'772"
4) 56◦27'109"052◦24'780".
Навигатор GPS, с помощью которого производился замер площади загрязненных участков лесов – Навигатор мобильный Garmin заводской номер 21F146369 версия GPSmap62s, был поверен 09.07.2017. Сертификат о калибровке № 4108 действителен до 09.07.2018. В соответствии с документами, прилагаемыми к навигатору, данный измерительный прибор произведен в Тайвани.
Судом первой инстанции отклонен довод ответчика о неправомерном использовании GPS, поскольку ответчиком не представлено доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о том, что используемое средство является средством измерения, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору, на которое распространяется действие Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Доказательств, подтверждающих повреждение иной площади лесного фонда, ответчиком не представлено. Кроме того, спутниковый навигатор GPS (GARMIN GPSmap 62s) истцом использовался не в целях проведения измерений, а в целях фиксации координат границ участка лесного фонда, подвергшегося загрязнению.
Пунктом 5 Приложения № 4 к постановлению № 273 уничтожение или порча почв отнесены к лесонарушениям.
По мнению ответчика, при расчете размера ущерба необходимо применять п. 6 Приложения № 3 к постановлению № 273, который предусматривает, что при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится и в этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности, вследствие чего при расчете суммы вреда подлежит применению не наибольшая ставка платы за единицу объема крупной древесины (131,4 руб.), а ставка в размере 93,6 руб. за единицу средней крупности деловой древесины.
Данный довод суд первой инстанции признал ошибочным, исходя из следующего.
Пункт 6 Приложения № 3 к постановлению № 273 применяется для расчета ущерба, причиненного незаконными рубками, выкапыванием, уничтожением или повреждением до степени прекращения роста деревьев.
Лесообразующая порода в Удмуртской Республике установлена Лесным планом Удмуртской Республики, утвержденным указом Президента Удмуртской Республики от 15.12.2008 № 197, в соответствии с которым согласно п.п. «а» п. 1.1 ч. 1 таковой является ель.
Как правильно указал суд первой инстанции, в настоящем случае установлен факт загрязнения почв жидкими отходами производства, в связи с чем при расчете причиненного вреда следует применять наибольшую ставку платы за единицу объема древесины, поскольку это прямо предусмотрено п. 5 Приложения № 4 к постановлению № 273, устанавливающим таксы для исчисления размера ущерба при повреждении почв, которое является одним из видов лесонарушения. Наибольшей ставкой является ставка в размере 131 руб. 40 коп.
Пункт 6 Приложения № 3 к постановлению № 273 при определении размера вреда в виде порчи почв применению не подлежит.
Также судом первой инстанции признан несостоятельным довод ответчика об отсутствии документального подтверждения принадлежности спорного земельного участка к особо защитным участкам защитных лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Согласно ч. 2 ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств и лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
В ст. 67 ЛК РФ указано, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлен порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено ст. 67 ЛК РФ.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (ст. 68 ЛК РФ).
Защитные леса и особо защитные участки лесов выделяются в соответствии со ст. 102 ЛК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 102 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.
Материалами лесоустройства, проведенного в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, действовавшей на дату совершения ответчиком сброса сточных вод в лесной фонд, является таксационное описание.
В соответствии с таксационным описанием лесной участок в квартале 58 выдел 30 Горнякского участкового лесничества Можгинского лесничества Удмуртской Республики отнесен к особо защитным участкам защитных лесов ввиду того, что на нем расположены берегозащитные, почвозащитные участки лесов, категория защищенности: леса, расположенные в водоохранных зонах.
Ответчиком не приведено каких-либо иных доводов, опровергающих представленный истцом расчет ущерба.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о недостоверности площади загрязнения, подлежит отклонению в связи со следующим.
В акте осмотра от 30.08.2017, а также в исковом заявлении о возмещении ущерба и протоколе об административном правонарушении, указаны географические координаты точки, откуда производится сброс жидких отходов в лесной фонд - выход коллектора ООО «Альянс-Групп» на поверхность почвы - 56.27.105,052.24.820. Место сброса определено в соответствии с сервисом Яндекс.Карты. Географическая координата указана в формате десятичных градусов в проекции WGS 84.
В возражении на отзыв на исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду от 27.09.2018 № 01/1-15/10221, а также в приложении к акту осмотра от 30.08.2017, указаны точки координат загрязненных участков, полученной в результате съемки навигатором GPS в обоснование расчета площади:
1) 56°27*113"052°24'790"
2) 56°27'123"052°24'784"
3) 56°27'122"052°24'772"
4) 56°27'109"052°24'780".
Географические координаты указаны в соответствии с тем, как выгружает информацию навигатор GPS, т.е. в классическом формате - градусы, минуты и секунды в проекции WGS 84.
Иные координаты в материалах дела отсутствуют. Довод ответчика об измерении двух различных участков загрязнения не имеет оснований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2018 по делу № А65-18788/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи О.А. Лихоманенко
Е.Г. Филиппова