ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 февраля 2020 года Дело № А65-18483/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление"- ФИО1 (доверенность от 22.01.2020),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - ФИО2 (доверенность от 16.12.2019), ФИО3 (доверенность от 14.01.2020),
от общества с ограниченной ответственностью «Стройбурсервис»- представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Ревирт»- представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «НПФ «Недрапроект»- представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Горняк»- представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Челны Песок»- представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2019 по делу № А65-18483/2019 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань,
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью «Стройбурсервис», г. Москва,
общество с ограниченной ответственностью «Ревирт», г.Казань,
общество с ограниченной ответственностью «НПФ «Недрапроект», Республика Татарстан, г. Альметьевск,
общество с ограниченной ответственностью «Горняк», Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Старое Шигалеево,
общество с ограниченной ответственностью «Челны Песок», г.Казань,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными приказа от 29.04.2019 № 455-п и письма от 08.05.2019 № 4118/12, об обязании повторно произвести рассмотрение заявок от 11.04.2019 № № 2,4-7,9,10 (за исключением заявок №1, 3 и 8),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Поволжское карьероуправление» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство) о признании недействительным решения об отказе в приеме заявок на получение права пользования недрами, выраженного в письме от 08.05.2019 № 4118/12, признании недействительным решения Рабочей группы по рассмотрению заявок на получение лицензий на пользование недрами в целях геологического изучения по участкам недр местного значения и принятию решения об их приеме или отказе в приеме, оформленного Протоколом от 30.04.2019 заседания Рабочей группы по рассмотрению заявок на получение лицензий на пользование недрами в целях геологического изучения по участкам недр местного значения, в соответствии с «Перечнем участков недр местного значения по Республике Татарстан», утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.03.2019 № 258-п «О внесении дополнений в Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан» на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 29.04.2019 № 455-п, и об обязании Министерства принять заявки ООО «Поволжское карьероуправление» (№№ 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10) от 11.04.2019 на получение права пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает, что административный орган имел право отказать в приеме заявки лишь при установлении совокупности как минимум следующих обстоятельств: заявителем представлены о себе недостоверные сведения; заявитель осознавал, что представляемые им документы являются недостоверными, но сознательно их представил.
Отмеченные обстоятельства ни в совокупности, ни по отдельности при рассмотрении заявок Министерством не устанавливались.
Заявителем при подаче заявок не представлялись недостоверные данные о себе, тем более, умышленно.
У заявителя на момент подачи заявок на получение лицензий имелся действующий договор с ООО «НПФ «Недрапроект» на геологическое изучение недр.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Корнилова А.Б. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 10.02.2020 до 14 час. 10 мин. 17.02.2020.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства был опубликован приказ от 18.03.2019 № 258-п «О внесении дополнений в Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан», согласно которому дополнен Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан, утвержденный приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15.09.2014 № 637-п «Об утверждении Перечня участков недр местного значения по Республике Татарстан».
11.04.2019 заявитель обратился в Министерство с заявлениями исх. №№ 1 - 10 от 11.04.2019 о выдаче лицензий на пользование недрами в целях геологического изучения участков недр «Восточно-Именьковское-2» в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан, «Восточно-Именьковское-1» в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан, «Западно-Урьядинское» в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан, «Нурбаяновский» и «Георгиевский» в Мензелинском муниципальном районе Республики Татарстан, «Восточно-Татарско-Ходяшевское» и «Западно-Татарско-Ходяшевское» в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, «Дон-Урайское» в Рыбно-Слободском муниципальном районе Республики Татарстан, «Сафоновское» в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан, «Восточно-Куатлинское» в Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан.
15.04.2019 заявитель отозвал заявки на получение лицензии на геологическое изучение участков недр «Восточно-Куатлинское» (заявка № 1), «Западно-Урьядинское» (заявка № 8), «Дон-Урайское» (заявка № 3).
Письмом от 08.05.2019 № 4118/12 Министерство сообщило заявителю об отказе в приеме заявок на получение права пользования недрами на указанные выше участки недр местного значения.
Основанием для отказа послужил тот факт, что на заседании рабочей группы (приказ Министерства от 29.04.2019 № 455-п) в процессе рассмотрения комплектов заявочной документации в составе заявок организаций был выявлен факт умышленного предоставления заявителем неверных сведений о себе, а именно: о заключенных договорах подряда на выполнение работ по геологическому изучению участков недр.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
Статьей 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) предусмотрено, что недра предоставляются в пользование, в том числе для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона № 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Частью 2 статьи 35.1 Закона Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» предусмотрено предоставление права пользования участками недр местного значения без проведения конкурса или аукциона для следующих целей: геологическое изучение участка недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно статье 35.7 Закона Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» для предоставления права пользования участком недр местного значения для геологического изучения участка недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых необходимы документы, предусмотренные частью первой статьи 35.2 настоящего Закона, а также документы, предусмотренные абзацами вторым, седьмым - тринадцатым части первой статьи 35.2 настоящего Закона, а также абзацами вторым - четвертым части первой настоящей статьи, представляются заявителем одновременно с подачей заявки.
В свою очередь, статьей 35.2 Закона Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» предусмотрено, что для получения права пользования участком недр местного значения претендент подает в орган управления государственным фондом недр заявку по форме, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан, а также представляет следующие документы: копии договоров подряда (при наличии); копию штатного расписания заявителя либо привлекаемых подрядчиков; копии дипломов квалифицированных специалистов, которые будут осуществлять работы.
В соответствии со статьей 14 Закона № 2395-1 отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и Министерством не оспаривается, что заявителем к поданным заявкам приложены все необходимые документы, предусмотренные Законом Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.2009 № 715 «Об утверждении Порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан».
Так, заявитель к поданным в Министерство заявкам приложил договор с ООО «НПФ «Недрапроект» № 95/18 от 11.09.2018 на геологическое изучение, подготовку проектной документации и геологоразведочных работ по участкам недр в Республике Татарстан, лицензию № ПМ-43-000516 от 31.07.2006 на осуществление ООО «НПФ «Недрапроект» маркшейдерских работ, свидетельство о допуске ООО «НПФ «Недрапроект» к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 04.03.2013, штатное расписание ООО «НПФ «Недрапроект» от 09.01.2018 № 126, сведения о квалификации руководителей и специалистов ООО «НПФ «Недрапроект», дипломы сотрудников ООО «НПФ «Недрапроект» о высшем и среднем специальном образовании по специальности «Горный инженер», «Геология», документы об аттестации и повышении квалификации сотрудников ООО «НПФ «Недрапроект».
Между тем в ходе проверки представленных документов Министерством были направлены соответствующие запросы, в том числе и в ООО «НПФ «Недрапроект».
От ООО «НПФ «Недрапроект» был получен ответ (письмо от 18.04.2019 № 7521), в соответствии с которым данная организация сообщила о том, что договор на геологическое изучение, подготовку проектной документации и геологоразведочных работ по участкам недр в Республике Татарстан № 95/18 от 11.09.2018 с заявителем не заключался.
Данное обстоятельство, по мнению Министерства, свидетельствует о том, что заявитель умышленно представил о себе неверные сведения, а также послужило основанием для принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
Между тем в рамках настоящего дела в суде первой инстанции директор ООО «НПФ «Недрапроект» ФИО4 подтвердил факт подписания договора № 95/18 от 11.09.2018.
Факт того, что директор ООО «НПФ «Недрапроект» ФИО4 не смог пояснить обстоятельства подписания им данного договора, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не опровергает сам факт подписания указанного выше договора.
Каких-либо других фактов предоставления заявителем недостоверных сведений Министерство не указывает.
Таким образом, факт предоставления заявителем в Министерство недостоверных сведений о себе материалами дела не подтверждается.
Следовательно, принятое Министерством решение об отказе в приеме заявок не основано на требованиях законодательства.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает квалифицированными специалистами для эффективного и безопасного проведения работ на участках недр местного значения, на которые он претендует, арбитражный апелляционный суд признает необоснованным и противоречащим материалам дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 2395-1 лицо, претендующее на получение лицензии, обязано представить доказательства того, что оно обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Из Закона № 2395-1, Закона Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» и иных нормативно-правовых актов не следует однозначного вывода о том, что необходимые квалифицированные специалисты должны быть обязательно в штате лица, претендующего на получение лицензии, и что технические средства для эффективного и безопасного проведения работ должны быть в собственности этого лица.
В свою очередь, Законом Республики Татарстан от 25.12.1992 № 1722-XII «О недрах» прямо предусмотрено, что для получения права пользования участком недр местного значения претендент предоставляет следующие документы: копии договоров подряда (при наличии); копию штатного расписания заявителя либо привлекаемых подрядчиков; копии дипломов квалифицированных специалистов, которые будут осуществлять работы.
Тем более данное обстоятельство не было основанием для принятия оспариваемого решения.
Довод Министерства о том, что в договоре № 95/18 от 11.09.2018 отсутствует основное условие, а именно: не указаны участки недр, подлежащие геологическому изучению, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.
Кроме того, Министерство не смогло пояснить, каким нормативным правовым документом предусмотрено обязательное указание в договоре конкретного участка недр, подлежащего геологическому изучению.
Также арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что в рассматриваемой ситуации заявитель не мог в договоре № 95/18 от 11.09.2018, заключенном с ООО «НПФ «Недрапроект», указать конкретные участки недр, подлежащие геологическому изучению, поскольку заявитель еще не получил право пользования участками недр и, следовательно, не вправе возлагать на контрагента по договору выполнение обязанностей на участках недр, в отношении которых отсутствуют какие-либо права пользования.
В данном случае указанный договор был заключен и предоставлен в Министерство с целью подтвердить факт того, что заявитель будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Другие доводы Министерства (в частности, о неправильном оформлении предоставленных документов) также не могут быть приняты во внимание, поскольку не являлись основанием для принятия оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение об отказе в приеме заявок является незаконным и подлежит признанию недействительным.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, в рассматриваемом случае арбитражный апелляционный суд считает необходимым возложить на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя способом, указанным заявителем.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Министерства в пользу заявителя за рассмотрение заявления в размере 3 000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб., а заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 48 000 руб., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 45 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2019 по делу № А65-18483/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань, требования удовлетворить.
Признать недействительным решение об отказе в приеме заявок на получение права пользования недрами, выраженное в письме Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 08.05.2019 №4118/12.
Признать недействительным решение Рабочей группы по рассмотрению заявок на получение лицензий на пользование недрами в целях геологического изучения по участкам недр местного значения и принятию решения об их приеме или отказе в приеме, оформленное Протоколом от 30.04.2019 заседания Рабочей группы по рассмотрению заявок на получение лицензий на пользование недрами в целях геологического изучения по участкам недр местного значения, в соответствии с «Перечнем участков недр местного значения по Республике Татарстан», утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.03.2019 №258-п «О внесении дополнений в Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан» на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 29.04.2019 №455-п.
Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, путем принятия к рассмотрению заявок общества с ограниченной ответственностью «Поволжское карьероуправление» от 11.04.2019 №№ 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10 на получение права пользования недрами.
Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Поволжское карьероуправление" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 3 000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Поволжское карьероуправление» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 45 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи П.В. Бажан
Е.Г. Филиппова