ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
14 февраля 2022 года. Дело № А72-15090/2021
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 07 декабря 2021 года (мотивированное решение от 20 декабря 2021 года) по делу № А72-15090/2021 (судья Овсянникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, город Самара,
к Обществу с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» (ОГРН 1107321000930, ИНН 7321316143), поселок Тимирязевский Ульяновского района Ульяновской области,
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» (далее - общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Резолютивной частью решения суда от 07.12.2021 г. (мотивированное решение от 20.12.2021 г.) в удовлетворении заявления Управлению Росприроднадзора отказано.
Управление Росприроднадзора, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Тимирязевское» имеет лицензию от 27.12.2016 г. № 0730149 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по адресу: 43315, Ульяновская область, Ульяновский район, п. Тимирязевский, ул. Институтская, д. 27.
В соответствии с планом проведения проверок на 2021 г. и на основании решения Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 16.09.2021 г. № 46-кнм в период с 22 по 29.09.2021 г. проведена выездная проверка юридического лица - ООО «Тимирязевское» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора): лицензионный контроль.
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора выявлены нарушения п.п. 1 п. 3, п.п. 5 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. «а», «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 26.12.2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов - IV классов опасности».
Как следует из материалов проверки, оформленных актом проверки от 29.09.2021 г., обществом представлен договор аренды недвижимого имущества от 12.10.2015 г. № 12 (далее - договор), согласно которому администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области передает в аренду ООО «Тимирязевское» основные средства инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них, адрес объекта: Ульяновская область, Ульяновский район, МО «Тимирязевское сельское поселение».
Согласно п. 1.3 договора передача основных средств инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них оформляется актом приема-передачи, который приобщается к договору и является его неотъемлемой частью.
К договору представлен акт приема-передачи от 12.10.2015 г., подтверждающий факт передачи основных средств инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них, адрес объекта: Ульяновская область, Ульяновский район, МО «Тимирязевское сельское поселение».
Согласно п. 2.1 договора срок действия указанного договора истек 12.10.2020 г. В письме МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 16.10.2020 г. № 795 сообщает о возобновлении договора на тех же условиях на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ.
По мнению административного органа, указанный договор не может рассматриваться как надлежаще оформленный документ.
Иные документы, подтверждающие наличие у лицензиата ООО «Тимирязевское» принадлежащих ему на законном основании необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, отсутствуют.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что лицензиат - ООО «Тимирязевское» осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, которые согласно кодификатору агрегатного состояния и физической формы отнесены к «жидким», используя транспортное средство марки, модели: ГАЗ-КО503, регистрационный знак Т 587 ОУ 73, год изготовления ТС 1989, наименование (тип ТС) - цистерна, цвет кузова - синий, паспорт транспортного средства 73 МА 536684, собственник МУП ЖКХ «Тимирязевское».
Документы, подтверждающие передачу собственником МУП ЖКХ «Тимирязевское» указанного транспортного средства ООО «Тимирязевское» отсутствуют.
При проведении проверки представлен договор аренды недвижимого имущества от 12.10.2015 г. № 12 (далее - договор), согласно которому администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области передает в аренду ООО «Тимирязевское» основные средства инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них, адрес объекта: Ульяновская область. Ульяновский район, МО «Тимирязевское сельское поселение».
Согласно п. 1.3 договора передача основных средств инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них оформляется актом приема-передачи, который приобщается к договору и является его неотъемлемой частью. К договору представлен акт приема-передачи от 12.10.2015 г., подтверждающий факт передачи основных средств инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и сооружений на них, адрес объекта: Ульяновская область, Ульяновский район, МО «Тимирязевское сельское поселение».
При этом к договору приложен перечень имущества, в п. 32 которого указано транспортное средство марки, модели: ГАЗ-КО503, цистерна, 1989 г., цвет кузова - синий.
Однако, в договоре, а также в акте приема-передачи отсутствует ссылка на прием и передачу указанного транспортного средства.
Согласно п. 2.1 договора срок действия указанного договора истек 12.10.2020 г. В письме МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 16.10.2020 г. № 795 сообщает о возобновлении договора на тех же условиях на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ.
Таким образом, указанный договор не может рассматриваться как надлежаще оформленный документ; иные документы, подтверждающие наличие у лицензиата ООО «Тимирязевское» принадлежащего ему на законном основании транспортного средства, модели: ГАЗ-КО503, государственный регистрационный знак - Т5870У73, необходимого для осуществления деятельности в области обращения (транспортирование) с отходами IV класса опасности не представлены, а следовательно, отсутствуют у юридического лица.
Кроме того, административным органом установлено, что в ООО «Тимирязевское» отсутствуют специально оборудованные транспортные средства, необходимые для транспортирования отходов IV классов опасности, отнесенных к «твердым». Паспорта отходов, транспортированных ООО «Тимирязевское», отсутствуют; документация для транспортирования и передачи отходов, не оформлена в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования, что свидетельствует о несоблюдении требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах.
По факту выявленных нарушений 04.10.2021 г. административным органом в присутствии представителя общества составлен протокол № 198-пл об административном правонарушении, и в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе административному органу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства РФ и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (ст. 3 и 8 Закона о лицензировании).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: - наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В силу п.п. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта опасных отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются
а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
б) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
Как установлено судом и следует из сведений ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Тимирязевское» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД-68.32.1).
Общество имеет лицензию на осуществление следующих видов деятельности с отходами: сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.
Как следует из материалов дела, в частности из протокола об административном правонарушении от 04.10.2021 г. № 198-пл, обществу вменяется в вину отсутствие у общества документов, подтверждающих наличие у лицензиата ООО «Тимирязевское» принадлежащих ему на законном основании необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения работ в области обращения с отходами (сбор отходов IV класса опасности); отсутствие у общества документов, подтверждающие наличие у юридического лица принадлежащих на праве собственности или ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для транспортирования отходов IV класса опасности, а также отсутствие у общества принадлежащих на праве собственности или ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для транспортирования отходов IV класса опасности.
Между тем, по смыслу п.п. «а» п. 3 Положения № 1062 нарушением требования данной нормы является отсутствие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения работ в области обращения с отходами (сбор отходов IV класса опасности), а также специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для транспортирования отходов IV класса опасности, а не документов на них.
Административным органом не оспаривается и материалами дела подтверждается наличие у общества необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, необходимых для выполнения работ в области обращения с отходами (сбор отходов IV класса опасности), по адресу Ульяновская область, Ульяновский район, п. Тимирязевский, ул. Институтская, д. 27; а также наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для транспортирования отходов IV класса опасности - ГАЗ-КО503, регистрационный знак Т 587 ОУ 73, год изготовления ТС 1989, наименование (тип ТС) - цистерна, цвет кузова - синий, паспорт транспортного средства 73 МА 536684.
Данное имущество (в том числе очистные сооружения, канализация, сети, а также ассенизаторская машина) является муниципальной собственностью Ульяновского района и передано ООО «Тимирязевское» в аренду по договору № 12 от 12.10.2015 г. и акту приема-передачи от 12.10.2015 г. согласно приложению.
Действие данного договора согласно письму представителя собственника - Комитета по управлению муниципальным имуществом Ульяновского района от 16.10.2020 г., продлено не неопределенный срок.
Отсутствие государственной регистрации указанного договора нарушением лицензионных требований в данном случае не является, поскольку необходимое оборудование и устройства для осуществления лицензируемой деятельности у общества в наличии имеется и используется им на законных основаниях.
Согласно протокола осмотра, проведенного при проверки от 22.09.2021 г., осмотрена территория осуществления юридическим лицом ООО «Тимирязевское» лицензируемой деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду, в том числе был осуществлен осмотр специально оборудованного ассенизаторского транспортного средства ГАЗ-КО 503 (цистерна), регистрационный знак Т 587 ОУ, в ходе которого установлено, что транспортное средство находится в исправном состоянии и снабжено специальными маркировками.
Таким образом, состава административного правонарушения в данном случае суд не усмотрел.
Нарушения порядка оформления документации, указанные в протоколе, суд расценилт как малозначительные, позволяющие применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Кроме того, как указывает общество, и не опровергнуто административным органом, в настоящее время ООО «Тимирязевское» не осуществляет деятельность по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов с 01.01.2018 г., в связи с осуществлением указанной деятельности региональными операторами.
Согласно ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Каких-либо доказательств фактического осуществления ООО «Тимирязевское» по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов в материалы дела не представлено.
Само по себе наличие в лицензии вида работ по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов не свидетельствует об осуществлении ООО «Тимирязевское» указанной деятельности, тем более в силу закона данная деятельность отнесена к сфере ответственности региональных операторов, к которым общество не относится.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказано нарушение обществом лицензионных требований, а поэтому состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отсутствует.
В соответствии с ч. 5 ст. 204 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Бремя доказывания по данной категории дел возлагается на административный орган.
Изучив представленные суду материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе административному органу в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 07 декабря 2021 года (мотивированное решение от 20 декабря 2021 года) по делу № А72-15090/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья П.В. Бажан