ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-22228/13 от 24.02.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 февраля 2014 года Дело № А65-21172/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,

с участием:

от ООО «Сатурн-Электро» – представителей ФИО1 (доверенность от 09.01.2014г.), ФИО2 (доверенность от 21.02.2014г.),

от ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сатурн-Электро»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 года по делу № А65-21172/2013 (судья Камалиев Р.А.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Уфа,

к обществу с ограниченной ответственностью «Сатурн-Электро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), <...>

о взыскании 99 133,10 руб. в счет возмещения вреда автомобильной дороге, 2 680,72 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее – ГКУ Служба весового контроля, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сатурн-Электро» (далее – ООО «Сатурн-Электро», ответчик) 99 133,10 рублей в счет возмещения вреда автомобильной дороге, 2 680,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2013 заявление ГКУ Служба весового контроля принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 99 133,10 рублей в счет возмещения вреда автомобильной дороге, в удовлетворении остальной части заявленных требований истцу отказано.

ООО «Сатурн-Электро» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выражая несогласие с судебным актом в части удовлетворенных требований, просит отменить решение суда от 15.11.2013 о взыскании с ответчика в пользу истца 99 133,10 рублей в счет возмещения вреда автомобильной дороге, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие 26.04.2013 года временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также на нарушение процедуры взвешивания транспортного средства в виду того, что взвешивание осуществлялось, в нарушение п.2.1.1.2 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 №125, не на стационарном, а на передвижном пункте весового контроля.

ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца в судебное заседание не явился .

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Свои требования истец обосновывает ссылками на следующие обстоятельства. 26.04.2013г. при осуществлении весового контроля на км 203 а/д Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками истца было произведено взвешивание транспортного средства марки Камаз модель 53212, регистрационный номер <***>, с полуприцепом марки СЗАП модель 8357, регистрационный номер АН 1444 16, принадлежащий на праве собственности ответчику, согласно свидетельства о регистрации ТС.

В результате взвешивания было обнаружено превышение предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.

Данный факт зафиксирован актом №157 от 26.04.2013г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.

Истец указывает, что ответчик в нарушение п.1 ст.31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ и п.1.4. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.

Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 99133,10 рублей.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена ответчиком не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направило претензию № 1662 от 14.06.2013 г, о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.

Ссылаясь на положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения ст. 15, 1064 ГК РФ, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.

В соответствии с п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N I или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. №272).

При этом, в соответствии с п.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 г. №50 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее Порядок).

В соответствии с пунктами 1.2 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан пли подведомственными ему организациями.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2013 г. № 145-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2013 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. согласно приложениям 1.2 и 3 к указанному распоряжению.

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, но сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства, ущерб от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такою разрешения.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

В соответствии с ч.5 ст. 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.1 1.2007г. № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании и. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 т. № 395).

Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно п. 2.2.2.1.2 Порядка взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативною управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 т. № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее ГКУ УДХ РБ).

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенном) между ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, согласованным Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 г., ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общею пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан oт 02.02.2012 г. №28.

Согласно подпункту «а» п. 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления "весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. №125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общею пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

К полномочиям ГКУ Служба весового контроля РБ согласно указанного Соглашения также отнесены проведение измерений и взвешивание транспортных средств, в том числе измерения нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства; составление актов по результатам взвешивания; осуществление расчета стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан; взаимодействие с органами ГИБДД МВД по РБ при осуществлении функционирования пунктов весового контроля; осуществление взыскания стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам Республики Башкортостан в результате провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, в претензионном и судебном порядке.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 г. №145-р.

При этом, согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемою транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934, из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозок) тяжеловесных грузов.

Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 г. №59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».

Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.04.2013 г. при осуществлении весового контроля на км 203 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства марки Камаз модель 53212. регистрационный номер <***>. с полуприцепом марки СЗАП модель 8357. регистрационный номер ЛИ 1444 16, принадлежащий на праве собственности ООО «Сатурн-Электро», согласно свидетельств о регистрации ТС.

Взвешивание производилось на весах модификации BA-20II (Заводской номер 13.34986), свидетельство №42110 до 09.02.2016. Весовое оборудование поверено 25.03.2013, о чем имеются соответствующие отметки в паспорте весов (стр.16). Указанные обстоятельства подтверждают исправность оборудования, использованного при осуществлении весового контроля, а следовательно, достоверность результатов взвешивания, отраженных в акте № 157 от 26.04.2013.

По результатам взвешивания был составлен акт от 26.04.2013 № 157, которым было зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства.

Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения вышеуказанных требований, составил 99133,10 рублей. Доказательств возмещения вреда в указанной сумме ответчиком не представлено.

В силу норм ч.1 ст. 1064, ч.1 ст. 1079 ГКРФ, п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009г. № 934, вред подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 99133,10 рублей в счет возмещения вреда автомобильной дороге.

В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие 26.04.2013 года временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также на нарушение процедуры взвешивания транспортного средства в виду того, что взвешивание осуществлялось, в нарушение п.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. № 125, не на стационарном, а на передвижном пункте весового контроля.

Доводы апелляционной жалобы Общества признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными исходя из следующего.

Как следует из материалов настоящего дела, движение транспортного средства, принадлежащего ответчику осуществлялось не по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, что отражено в акте от 26.04.2013 № 157.

На момент составления акта № 157 (26.04.2013) на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2013 года № 145-р действовало временное ограничение движения, на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.)

Ответчик, ссылаясь на пункт 2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. № 125, согласно которому взвешивания транспортного средства в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке
 грузов по территории Российской Федерации, производится на
 стационарных контрольных пунктах, указывает на нарушение процедуры взвешивания транспортного средства по причине того, что
 взвешивание осуществлялось на передвижном пункте весового контроля, а не на стационарном.
  Однако, суд апелляционной инстанции отмечает, что данная норма названного Порядка применяется к процедуре
 взвешивания, производимой на федеральных дорогах общего пользования
 РФ, в рассматриваемом же случае ущерб нанесен дорогам регионального и
 межмуниципального значения общего пользования Республики Башкортостан и взвешивание
 транспортного средства осуществлялось именно на этой категории
 автомобильных дорог.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 №125 регулирует вопросы осуществления весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах ( п.2.1 ), на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения ( п.2.2 ) и на автомобильных дорогах местного значения ( п.2.3 ).

В данном случае применению подлежат нормы п.2.2 Порядка. Данный пункт предусматривает, что взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается
 владельцами автомобильных дорог (при осуществлении процедуры
 взвешивания на дорогах регионального и межмуниципального значения).
 В п.2.2.2.1.2 Приказа Минтранса РФ от 27 апреля 2011
 № 125 отсутствует указание о том, что взвешивание должно
 производиться только на стационарном пункте весового контроля. Упомянутый Порядок предусматривает организацию как стационарных, так и передвижных пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы.

Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика 2680,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, сторонами не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.

В соответствии со п.1 ст.333.21 НК РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы на решение суда по рассматриваемому делу составляет 2000 руб.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1980 рублей (платежное поручение от 22.11.2013 № 430 на сумму 1980 рублей) в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Государственная пошлина в размере 20 (двадцать) рублей подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Сатурн-Электро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), <...> в доход федерального бюджета

Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 года по делу № А65-21172/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сатурн-Электро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), <...> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 20 (двадцать) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.Г.Попова