ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-22655/19 от 10.02.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

57/2020-12667(1)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2020 года  Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2020 года  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой  И.С., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» – представителя  ФИО1 (доверенность от 14.10.2019 № 45), 

от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представителей  ФИО2 (доверенность от 09.12.2019 № 63/14-25), ФИО3 (доверенность  от 09.01.2020 № 1/14-25), 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «ПЭСТ» 

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу №  А65-27125/2019 (судья Гилялов И.Т.), 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» (ОГРН  <***>, ИНН <***>), г. Казань, 

к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН <***>,  ИНН <***>), г. Казань, 

о признании недействительным решения об отказе в открытии тарифного дела, обязании  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПЭСТ», г. Казань, (далее - заявитель,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (далее - ответчик, Комитет по тарифам), о признании недействительным решения от 05.07.2019  за исх. № 3-26/2055 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на  2019 г. полностью, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов и открыть тарифное дело об установлении тарифа на транспортировку  горячей воды по заявлению № 231 от 28.06.2019 путем установления для общества  тарифа на услуги по транспортировке горячей воды. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года в  удовлетворении заявленных требований было отказано. 


В апелляционной жалобе заявитель, с учетом дополнительных пояснений к  апелляционной жалобе от 10.02.2020, просит суд апелляционной инстанции отменить  решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу №  А65-27125/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные  требования удовлетворить. 

В материалы дела поступил отзыв Государственного комитета Республики  Татарстан по тарифам, в котором комитет просит суд апелляционной инстанции  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя  апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. 

Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в  судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения  апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд  апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения. 

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной  инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. 

Как следует из заявления и материалов дела, 01.07.2019 Общество обратилось в  Комитет по тарифам с заявлением от 28.06.2019 об установлении тарифов по оказанию  услуг на транспортировку горячей воды на период 2019 год с приложением материалов  согласно реестру (т.1 л.д.12, 13). Обществом в Комитет по тарифам 04.07.2019  представлены дополнительные документы (т.1 л.д.14-15). По результатам рассмотрения  указанного заявления Комитет по тарифам письмом № 3-26/2055 от 05.07.2019 отказал  Обществу в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 год. 

Не согласившись с указанным решением № 3-26/2055 от 05.07.2019 об отказе в  открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г., Общество обратилось в  арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции  правомерно исходил из следующего. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые  приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и  действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Судом установлено, что оспариваемым решением в открытии дела об  установлении тарифа в сфере водоотведения Комитетом по тарифам было отказано в  связи со следующим: 


энергии, установленном постановлением Госкомитета от 26.04.2019 № 5-1/тэ «Об  установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые  Обществом с ограниченной ответственностью «ПЭСТ». 

В обоснование заявленных требований Общество указывает на полноту  представленных им документов, предусмотренных п. 17 Правил регулирования, что в  случае представления неполного перечня материалов, а также в случае пропуска срока  подачи документов орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об  установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Регламента. Общество также  указывает, что компонент на холодную воду рассчитан согласно тарифу на холодную  воду для поставщиков холодной воды для организаций, которые оказывают услуги  горячего водоснабжения, что в отношении Общества подлежат применению положения  п. 18 Регламента, что приведенные Комитетом по тарифам основания для отказа в  открытии дела об установлении тарифа законодательством не предусмотрены,  оспариваемый отказ не мотивирован. 

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным  законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». 

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в силу пункта 1  части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении относится к полномочиям  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере  водоснабжения и водоотведения, Правилами регулирования тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства  Российский Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования). 

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и  водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), регулирование тарифов  осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами  регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении,  Основами ценообразования, Правилами регулирования, а также иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. 

Из положений Правил регулирования следует, что открытие и рассмотрение дел об  установлении тарифов осуществляется либо по предложению регулируемой  организации, либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае  непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и  (или) материалов, предусмотренных данными Правилами (пункт 13). 

В пункте 17 Правил регулирования перечислены документы, прилагаемые к  заявлению об установлении тарифов, в том числе: 

- копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от  имени организации без доверенности (подп. «в»); 

- копии бухгалтерской и статистической отчетности предшествующий период  регулирования и на последнюю отчетную дату (подп. «г» в редакции, действовавшей до  20.07.2019); 

- копия утвержденной в установленном порядке производственной программы  либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых  потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих  потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности  (подп. «д»). 

В соответствии с пунктом 10 Регламента установления регулируемых тарифов в  сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом Федеральной службы  по тарифам от 16.07.2013 № 1154-э (зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 №  33655), (далее-Регламент) основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении  предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и  материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об 


установлении тарифов, установленных данным Регламентом, и (или) представление в  орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов,  предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, кроме случаев, указанных в  пункте 18 данного Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении  предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и  материалов по иным основаниям не допускается. 

Судом из материалов дела установлено, что Общество является собственником  тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения в Осиновском сельском поселении  Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и осуществляет  деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и по транспортировке  горячей воды. 

Общество 28.06.2019 обратилось в адрес регулирующего органа с заявлением об  открытии дела об установлении тарифа на транспортировку горячей воды в порядке  определенном Постановлением Правительства РФ № 406 от 13.05.2013. К данному  заявлению согласно Реестру документов были приложены следующие документы: 

горячей воды ООО «ПЭСТ» на 2019 г.,


22. Технико-коммерческое предложение «Энергопрогресс»,

Позднее письмом от 04.07.2019 Обществом в Комитет по тарифам направлен  дополнительный пакет документов: 

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом к  заявлению об установлении тарифов не приложены документы, указанные в подпунктах  «в», «г» и «д» пункта 17 Правил регулирования. На соответствующий вопрос суда  представитель заявителя данное обстоятельство не пояснил, о наличии доказательств  представления ответчику документов, указанных в подпунктах «в», «г» и «д» пункта 17  Правил регулирования, не заявил. Доказательства направления данных документов  ответчику в материалы дела заявителем не представлено. 

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК  РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд пришел к выводу о  непредставлении Обществом в адрес Комитета по тарифам полного пакета документов в  соответствии с пунктом 17 Правил регулирования, необходимых для открытия дела об  установлении тарифа. 

При таких обстоятельствах доводы заявителя о полноте представленных им  документов, а также о немотивированности оспариваемого решения, судом отклоняются  как не соответствующие обстоятельствам дела и не подтвержденными надлежащими  доказательствами. 

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у ответчика имелись законные  основания для отказа в открытии дела об установлении тарифа на транспортировку  горячей воды на 2019 год по основанию представления в орган регулирования не  полного объема документов и материалов, предусмотренных п. 17 Правил установления  тарифов. 

Выводы суда согласуются с выводами, изложенными в постановлении  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2017 по делу № А58- 3204/2016. 

В то же время, поскольку такие обстоятельства, как не соответствие компонента на  холодную воду тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г.   № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и  водоотведения», а также то, что заявленные ООО «ПЭСТ» расходы на предоставление 


услуги по транспортировке горячей воды в полном размере учтены в тарифе на передачу  тепловой энергии, установленным постановлением Госкомитета от 26.04.2019 № 5-1/тэ  «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые  Обществом с ограниченной ответственностью «ПЭСТ», в силу прямого запрета,  установленного в п. 18 Правил регулирования и в п. 10 Регламента, не могут являться  основанием как для отказа в открытии дела об установлении тарифа, так и для отказа в  рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных  документов и материалов, отказ в открытии дела об установлении тарифа по данным  основаниям не соответствует требованиям действующего законодательства.  Доказательств обратного ответчиком не представлено. Доводы заявителя в данной части  являются обоснованными. 

Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о несоответствии  требованиям законодательства самого решения об отказе в открытии дела об  установлении тарифа, поскольку имеет место факт непредставления в адрес Комитета по  тарифам полного пакета необходимых документов в соответствии с пунктом 17 Правил  регулирования для открытии дела об установлении тарифа. 

Судом отклоняются доводы заявителя, что в случае представления неполного  перечня материалов орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об  установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Регламента, поскольку  исходя из смысла указанной правовой нормы в корреспонденции с пунктами 3, 18  данного Регламента, пункт 4 Регламента применим к случаям представления заявлений  об установлении тарифов регулируемыми организациями, в отношении которых ранее  уже осуществлялось государственное регулирование тарифов, и которые представляют  предложения об установлении тарифов до 1 мая года, предшествующего очередному  периоду регулирования. 

В отношении же регулируемых организаций, в отношении которых ранее не  осуществлялось государственное регулирование тарифов, впервые обратившихся в  орган регулирования тарифов и ранее не представлявших никаких сведений в данный  орган, подлежит применению пункт 18 Регламента, которым для регулирующего органа  не предусмотрена возможность рассматривать дела об установлении тарифов на  основании имеющихся сведений о таких регулируемых организациях, в том числе ввиду  отсутствия у органа регулирования необходимых сведений об таких организациях. К  тому же, на то, что в отношении Общества подлежат применению положения п. 18  Регламента, вразрез своему же доводу о необходимости применения регулирующим  органом абзаца 1 пункта 4 Регламента, указывает и само Общество в рассматриваемом  заявлении. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу, что решение ответчика от 05.07.2019 № 3-26/2055 об отказе в  открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г. соответствует нормам  действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. 

Оценивая обстоятельства дела, судебная коллегия апелляционного суда  соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для  удовлетворения требований заявителя. 

Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им  дана надлежащая правовая оценка. 

Доказательства представления ответчику с заявлением от 28.06.2019 года полного  комплекта документов, предусмотренных п.17 Правил регулирования, заявителем не  представлено, материалы дела не содержат. 

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в  апелляционной жалобе заявителя не имеется. 


Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, 

имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на 

правильном применении норм права.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого 

судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской 

Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу   № А65-27125/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи Н.В. Сергеева

 И.С. Драгоценнова