57/2020-12667(1)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2020 года Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2020 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» – представителя ФИО1 (доверенность от 14.10.2019 № 45),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представителей ФИО2 (доверенность от 09.12.2019 № 63/14-25), ФИО3 (доверенность от 09.01.2020 № 1/14-25),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу № А65-27125/2019 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,
о признании недействительным решения об отказе в открытии тарифного дела, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ПЭСТ», г. Казань, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (далее - ответчик, Комитет по тарифам), о признании недействительным решения от 05.07.2019 за исх. № 3-26/2055 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г. полностью, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и открыть тарифное дело об установлении тарифа на транспортировку горячей воды по заявлению № 231 от 28.06.2019 путем установления для общества тарифа на услуги по транспортировке горячей воды.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, с учетом дополнительных пояснений к апелляционной жалобе от 10.02.2020, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу № А65-27125/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, в котором комитет просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из заявления и материалов дела, 01.07.2019 Общество обратилось в Комитет по тарифам с заявлением от 28.06.2019 об установлении тарифов по оказанию услуг на транспортировку горячей воды на период 2019 год с приложением материалов согласно реестру (т.1 л.д.12, 13). Обществом в Комитет по тарифам 04.07.2019 представлены дополнительные документы (т.1 л.д.14-15). По результатам рассмотрения указанного заявления Комитет по тарифам письмом № 3-26/2055 от 05.07.2019 отказал Обществу в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 год.
Не согласившись с указанным решением № 3-26/2055 от 05.07.2019 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г., Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемым решением в открытии дела об установлении тарифа в сфере водоотведения Комитетом по тарифам было отказано в связи со следующим:
энергии, установленном постановлением Госкомитета от 26.04.2019 № 5-1/тэ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «ПЭСТ».
В обоснование заявленных требований Общество указывает на полноту представленных им документов, предусмотренных п. 17 Правил регулирования, что в случае представления неполного перечня материалов, а также в случае пропуска срока подачи документов орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Регламента. Общество также указывает, что компонент на холодную воду рассчитан согласно тарифу на холодную воду для поставщиков холодной воды для организаций, которые оказывают услуги горячего водоснабжения, что в отношении Общества подлежат применению положения п. 18 Регламента, что приведенные Комитетом по тарифам основания для отказа в открытии дела об установлении тарифа законодательством не предусмотрены, оспариваемый отказ не мотивирован.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российский Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования).
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования, Правилами регулирования, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из положений Правил регулирования следует, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется либо по предложению регулируемой организации, либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных данными Правилами (пункт 13).
В пункте 17 Правил регулирования перечислены документы, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов, в том числе:
- копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (подп. «в»);
- копии бухгалтерской и статистической отчетности предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату (подп. «г» в редакции, действовавшей до 20.07.2019);
- копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подп. «д»).
В соответствии с пунктом 10 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2013 № 1154-э (зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 № 33655), (далее-Регламент) основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об
установлении тарифов, установленных данным Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, кроме случаев, указанных в пункте 18 данного Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Судом из материалов дела установлено, что Общество является собственником тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и по транспортировке горячей воды.
Общество 28.06.2019 обратилось в адрес регулирующего органа с заявлением об открытии дела об установлении тарифа на транспортировку горячей воды в порядке определенном Постановлением Правительства РФ № 406 от 13.05.2013. К данному заявлению согласно Реестру документов были приложены следующие документы:
горячей воды ООО «ПЭСТ» на 2019 г.,
22. Технико-коммерческое предложение «Энергопрогресс»,
Позднее письмом от 04.07.2019 Обществом в Комитет по тарифам направлен дополнительный пакет документов:
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом к заявлению об установлении тарифов не приложены документы, указанные в подпунктах «в», «г» и «д» пункта 17 Правил регулирования. На соответствующий вопрос суда представитель заявителя данное обстоятельство не пояснил, о наличии доказательств представления ответчику документов, указанных в подпунктах «в», «г» и «д» пункта 17 Правил регулирования, не заявил. Доказательства направления данных документов ответчику в материалы дела заявителем не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд пришел к выводу о непредставлении Обществом в адрес Комитета по тарифам полного пакета документов в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования, необходимых для открытия дела об установлении тарифа.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о полноте представленных им документов, а также о немотивированности оспариваемого решения, судом отклоняются как не соответствующие обстоятельствам дела и не подтвержденными надлежащими доказательствами.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у ответчика имелись законные основания для отказа в открытии дела об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на 2019 год по основанию представления в орган регулирования не полного объема документов и материалов, предусмотренных п. 17 Правил установления тарифов.
Выводы суда согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2017 по делу № А58- 3204/2016.
В то же время, поскольку такие обстоятельства, как не соответствие компонента на холодную воду тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также то, что заявленные ООО «ПЭСТ» расходы на предоставление
услуги по транспортировке горячей воды в полном размере учтены в тарифе на передачу тепловой энергии, установленным постановлением Госкомитета от 26.04.2019 № 5-1/тэ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «ПЭСТ», в силу прямого запрета, установленного в п. 18 Правил регулирования и в п. 10 Регламента, не могут являться основанием как для отказа в открытии дела об установлении тарифа, так и для отказа в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов, отказ в открытии дела об установлении тарифа по данным основаниям не соответствует требованиям действующего законодательства. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.
Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о несоответствии требованиям законодательства самого решения об отказе в открытии дела об установлении тарифа, поскольку имеет место факт непредставления в адрес Комитета по тарифам полного пакета необходимых документов в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования для открытии дела об установлении тарифа.
Судом отклоняются доводы заявителя, что в случае представления неполного перечня материалов орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Регламента, поскольку исходя из смысла указанной правовой нормы в корреспонденции с пунктами 3, 18 данного Регламента, пункт 4 Регламента применим к случаям представления заявлений об установлении тарифов регулируемыми организациями, в отношении которых ранее уже осуществлялось государственное регулирование тарифов, и которые представляют предложения об установлении тарифов до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
В отношении же регулируемых организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, впервые обратившихся в орган регулирования тарифов и ранее не представлявших никаких сведений в данный орган, подлежит применению пункт 18 Регламента, которым для регулирующего органа не предусмотрена возможность рассматривать дела об установлении тарифов на основании имеющихся сведений о таких регулируемых организациях, в том числе ввиду отсутствия у органа регулирования необходимых сведений об таких организациях. К тому же, на то, что в отношении Общества подлежат применению положения п. 18 Регламента, вразрез своему же доводу о необходимости применения регулирующим органом абзаца 1 пункта 4 Регламента, указывает и само Общество в рассматриваемом заявлении.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение ответчика от 05.07.2019 № 3-26/2055 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 г. соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценивая обстоятельства дела, судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доказательства представления ответчику с заявлением от 28.06.2019 года полного комплекта документов, предусмотренных п.17 Правил регулирования, заявителем не представлено, материалы дела не содержат.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам,
имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на
правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого
судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу № А65-27125/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи Н.В. Сергеева
И.С. Драгоценнова