ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2303/2021 от 17.03.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 марта 2021 года                                                                           Дело № А49-9948/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  17 марта 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено   23 марта 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Сергеевой Н.В., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вторма+»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2021 года по делу № А49-9948/2020 (судья Дудорова Н.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вторма+» (ОГРН 1125805000045, ИНН 5805012368)

к Управлению жилищно – коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (ОГРН 1165835051447, ИНН 5836675975)

об оспаривании ненормативного правового акта,

с участием в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Вторма+» - представитель Седов И.И. (доверенность от 11.01.2021),

от Управления жилищно – коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вторма+» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению жилищно – коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 14 675 000 руб., об обязании Управления устранить допущенные нарушения и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении субсидии в порядке, установленном постановлением Правительства Пензенской области №566-пП от 19.08.2020.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО «Вторма+».

Податель жалобы отмечает, что представленные им в Управление документы соответствовали всем требованиям, были соблюдены все условия для получения субсидии, предусмотренной Порядком, в связи с чем решение об отказе является незаконным и необоснованным, а выводы суда первой инстанции об обратном - ошибочными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доводы апелляционной жалобы.

Представитель Управления в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Отзыв на апелляционную жалобу своевременно представлен не был.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя общества, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Судом первой инстанции обоснованно установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации №473 от 09.04.2020 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

Согласно пункту 2 названных Правил иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение части затрат региональных операторов, возникших не ранее 28.03.2020 в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Пензенской области №566-пП от 19.08.2020 утвержден Порядок предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Порядок №566-пП).

Данный Порядок №566-пП устанавливает цели, условия и механизм предоставления субсидий из бюджета Пензенской области региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 1.1 Порядка №566-пП, здесь и далее в редакции на дату принятия оспариваемого решения).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидии предоставляются в целях финансового возмещения части затрат (расходов) региональных операторов при оказании коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, и связанных с необходимостью обеспечения непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» в рамках реализации государственной программы Пензенской области «Охрана, воспроизводство и использование природных ресурсов в Пензенской области на 2014 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 12.09.2013 № 681-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Охрана, воспроизводство и использование природных ресурсов в Пензенской области на 2014 - 2022 годы».

Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные указанным Порядком (пункт 1.4).

Согласно пункту 1.8 Порядка право на получение субсидии имеют региональные операторы, заключившие соглашения об организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов с Управлением и начавшие предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее 01 апреля 2020 года, на условиях, установленных соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом соответствия требованиям и условиям, предусмотренным настоящим Порядком.

Для целей настоящего Порядка под получателями субсидий понимаются региональные операторы, имеющие право на получение субсидий, в отношении которых Управлением принято решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии (пункт 1.9 Порядка №566-пП).

Как следует из материалов дела, 08.09.2020 ООО «Вторма+», обладающее на тот момент статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, направило в Управление заявку на предоставление субсидии на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 14675000 руб. (том 6 л.д. 28-30).

По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением издан приказ №215а/ОП от 02.10.2020 об отказе в предоставлении субсидии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами. О принятом решении Управление известило Общество уведомлением №0103-1981-1/07 от 02.10.2020.

Общество, не согласившись с указанным решением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как верно указал суд, условия и порядок предоставления субсидии установлены разделом 2 Порядка №566-пП.

Для получения субсидии региональный оператор должен был в срок не позднее 10.09.2020 представить в Управление заявку по форме согласно приложению №1 к названному Порядку и документы, перечисленные в пункте 2.2 Порядка, в том числе: справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме, установленной приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, по состоянию на первое число месяца, в котором представляется заявка (подпункт «в»), подписанные руководителем (или уполномоченным лицом) регионального оператора и главным бухгалтером документы, подтверждающие затраты (расходы):

-  на расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;

-  на расходы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-  сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

-  расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «е»).

В течение одного рабочего дня Управление регистрирует заявку и прилагаемые к ней документы, представленные региональным оператором, в порядке их поступления в журнале регистрации документов на получение субсидий, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Управления (пункт 2.3 Порядка).

В случае непредоставления региональным оператором документов, предусмотренных в подпунктах «б», «в» пункта 2.2 настоящего Порядка, Управление в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявки и прилагаемых к ней документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает их в государственных органах и подведомственных государственным органам организациях, в распоряжении которых находятся документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области (пункт 2.2 Порядка).

В силу пункта 2.4 Порядка №566-пП Управление в течение 20 рабочих дней со дня регистрации документов осуществляет:

-  рассмотрение, анализ и проверку представленных документов на комплектность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений;

-  проверку соответствия регионального оператора требованиям и условиям, указанным в пунктах 1.8, 2.1 настоящего Порядка;

-  по итогам осуществления проверки документов и соответствия регионального оператора требованиям и условиям, указанным в пунктах 1.8, 2.1 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии оформляется приказом Управления (пункт 2.5 Порядка).

Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается при наличии оснований для отказа, установленных пунктом 2.6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 2.6 Порядка №566-пП основаниями принятия решения об отказе в предоставлении субсидии являются:

-  несоответствие представленных документов перечню и требованиям, определенным пунктом 2.2. Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

-  недостоверность представленной региональным оператором информации;

-  несоответствие регионального оператора требованиям и условиям, указанным в пунктах 1.8, 2.1 настоящего Порядка;

-  направление заявки и документов, по истечении срока, установленного пунктом 2.2 настоящего Порядка.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Управление в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет регионального оператора с указанием причины отказа по электронной почте и (или) посредством почтовой связи.

В рассматриваемом случае Управление отказало Обществу в предоставлении субсидии на основании абзаца первого пункта 2.6 Порядка №566-пП: несоответствие представленных документов перечню и требованиям, определенным пунктом 2.2 Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.

В нарушение подпункта «в» пункта 2.2 Порядка №566-пП заявителем не представлена справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме, установленной приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, по состоянию на первое число месяца, в котором представляется заявка.

К заявке была приложена справка №84588 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 04.09.2020 (том 6 л.д. 32-34).

Также Управлением установлено нарушение Обществом подпункта «е» пункта 2.2 Порядка №566-пП: представленные документы, подтверждающие затраты (расходы) регионального оператора, не подписаны руководителем (или уполномоченным лицом) и главным бухгалтером.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что указанные обстоятельства правомерно расценены Управлением как предусмотренное абзацем первым пункта 2.6 Порядка №566-пП основание принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.

Заявитель не оспаривает того факта, что к заявке была приложена не справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме, установленной приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, а справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по форме, установленной приказом ФНС России ММВ-7-17/722@ от 28.12.2016.

Вместе с тем, заявитель полагает, что в соответствии с последним абзацем пункта 2.2 Порядка Управление обязано было запросить надлежащую справку в налоговом органе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод как несостоятельный в связи со следующим.

Предоставление субсидии является разовой компенсационной мерой государственной поддержки, порядок ее получения и предоставления четко регламентирован, представляет совокупность оперативных, последовательно совершаемых участниками отношений действий.

В соответствии с пунктом 2.2 Управление обязано запросить недостающие документы в компетентных государственных органах в случае непредставления региональным оператором документов, предусмотренных в подпунктах «б», «в» пункта 2.2 Порядка. Период исполнения такой обязанности ограничен двумя рабочими днями со дня регистрации заявки.

Судом первой инстанции верно отмечено, что поскольку в описи документов, представленных Обществом с заявкой, указана справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по указанной в Порядке форме, установленной приказом ФНС России №ММВ-7-8/20@ от 20.01.2017 (том 6 л.д. 27), у ответчика не имелось оснований для вывода об отсутствии необходимого документа и принятия мер к истребованию его в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В свою очередь, региональный оператор несет ответственность за достоверность представляемых им сведений и документов. Следовательно, в сложившейся ситуации именно региональный оператор несет риск наступления негативных последствий вследствие фактического представления документа, не соответствующего указанному в описи.

Заявитель также не согласен с выводом Управления о допущенном им нарушении требований подпункта «е» пункта 2.2 Порядка №566-пП.

Заявитель указал, что в связи с очень большим объемом документов, представленных с заявкой, весь пакет документов был прошит, листы пронумерованы и на последнем листе проставлены подписи директора и главного бухгалтера Общества, что, по мнению заявителя, соответствует требованиям ГОСТ Р 7.0.8-2013, согласно пункту 57 которого подписание документа - заверение документа собственноручной подписью должностного или физического лица по установленной форме.

Также заявитель ссылается на пункт 2.51 примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утвержденной приказом Федерального архивного агентства №44 от 11.04.2018, согласно которому на копиях многостраничных документов отметка о заверении копии проставляется на каждом листе документа или на последнем листе прошитого или скрепленного иным образом документа.

Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом Управления, представленном в письменном отзыве по делу, что упомянутая примерная инструкция предусматривает возможность скрепления подписью на последнем листе каждого многостраничного документа, но не всего представленного объема документов.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение принято Управлением в пределах полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым была дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.

Каких-либо других доводов и аргументов подателем апелляционной жалобы, которые содержали бы факты не проверенные и не учтенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, и которые имели бы правовое значение для вынесения обжалуемого решения суда, обществом не приводятся.

Таким образом, суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению к этим обстоятельствам.

С учетом изложенного выше судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Пензенской области от 19 января 2021 года по делу № А49-9948/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           Н.В. Сергеева

                                                                                                                      О.А. Лихоманенко