ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2393/20 от 09.04.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070 г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

апреля 2020 года                                                                                          Дело № А72-18366/2019

г. Самара                              

  Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Буртасова О.И., рассмотрев апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 января 2020 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 04.02.2020) по делу № А72-18366/2019 (судья Страдымова М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

   по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» (ОГРН 1117325006435, ИНН 7325107278), г. Ульяновск,

   к Муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск,

   к Муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), г. Ульяновск,

   о взыскании неосновательного обогащения в размере 31 841 руб. 25 коп.,

   третье лицо - Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г. Ульяновск,

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» (далее - истец),  обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в размере 31 841 руб. 25 коп.

            Определением от 26.11.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Этим же определением в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

            Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.01.2020, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены. С Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» взыскано неосновательное обогащение в результате неисполнения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома № 8/1 по ул.Гончарова в г. Ульяновске за нежилое помещение площадью 175 кв. м. за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в сумме 31 841 руб. 25 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.

   Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ЖКХ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования в отношении муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства оставить без удовлетворения, признать Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ненадлежащим ответчиком.

   Доводы заявителя жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.

   04.02.2020 судом изготовлено мотивированное решение по правилам абзаца 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба принята к рассмотрению судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

   Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

            Как  следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЦЭТ» (далее – ООО «УК ЦЭТ») является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 8/1.

            Протоколом общего очередного собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 8/1 от 22.06.2016 решено создать фонд капитального ремонта жилого дома, формировать фонд капитального ремонта на специальном счете, открытом в ОАО «Банк ВТБ», утвердить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в минимальном размере, установленном Постановлением Правительства Ульяновской области.    Указанным протоколом также утвержден перечень работ по капитальному ремонту МКД, сроки проведения.

            Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРП, в указанном многоквартирном доме находится нежилое помещение общей площадью 175 кв.м.(кадастровый номер 73:24:041904:746), принадлежащее МО «город Ульяновск» на праве собственности, которые сдаются в аренду УРОВТОО «Союз художников России» (л.д. 29, 70- 71). Сведений о регистрации права аренды в ЕГРП не представлено.

            02.10.2015 истец обратился в адрес председателя Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с уведомлением о необходимости заключить договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 8/1 как собственника нежилого помещения общей площадью 175 кв.м. (л.д. 26-27), однако ответа на данное письмо истец не получил.

            На основании письма от 03.05.2017 Фонда модернизации жилищно-коммунального

комплекса Ульяновской области по указанному выше МКД начисления и оплата за капитальный ремонт по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, не производилась (л.д.30).

            08.08.2019 истцом в адрес Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска  направлена претензия о досудебном урегулировании спора с требованием оплатить взносы за капитальный ремонт

общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 8/1 на

сумму 52 071 руб. 25 коп. (л.д. 66-67).

   Ссылаясь на то, что муниципальное образование "город Ульяновск" не исполнило обязательства по уплате взносов за капитальный за период с 01.10.2016 г. по  30.06.2019 г., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 31 841 руб. 25 коп.

   Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска представило отзыв на исковое заявление, в котором возражало против удовлетворения иска, указав, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в его бюджете не заложены средства на оплату капитального ремонта. Субсидии на оплату капитального ремонта выделяются Управлению ЖКХ  (л.д. 77-79).

   Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 36, 37, 158, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которыми собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, уплачивать взносы на капитальный ремонт.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В статье 249 ГК РФ указано, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ (согласно которому собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения), а также в пунктах 28-29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Из анализа указанных норм следует, что участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.

Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования «город Ульяновск» и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.

Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с положениями части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Действующее         законодательство        предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.

В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В данном случае участие собственников помещений в оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества определено на общем собрании, размер минимального взноса установлен Правительством Ульяновской области, что не противоречит приведенным выше нормам права и разъяснениям об их применении.

Таким образом, муниципальное образование, в собственности которого находятся нежилые помещения в многоквартирном доме, в силу закона обязано нести расходы, связанные с оплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества дома.

            Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРП, в указанном многоквартирном доме находится нежилое помещение общей площадью 175 кв.м.(кадастровый номер 73:24:041904:746), принадлежащее МО «город Ульяновск» на праве собственности, которые сдаются в аренду УРОВТОО «Союз художников России» (л.д. 29, 70- 71). Сведений о регистрации права аренды в ЕГРП не представлено.

Как было указано выше, по расчету истца размер задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 составил 31 841 руб. 25 коп. Подробный расчет задолженности представлен в материалы дела.

   Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "город Ульяновск" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.

   В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".

   Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы; передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.

   В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.

   Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

   От имени муниципального образования по специальному поручению администрации города Ульяновска заключает договоры управления многоквартирными домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.

   Кроме того, к функциям Управления ЖКХ относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование Администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

   Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2018 N 189, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда по решению судебных инстанций является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.

Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска, утвержденным постановлением администрации города Ульяновска от 05.09.2018 N 1676 определен механизм предоставления в 2018 году из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск" и работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска. Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск", предусмотренных на предоставление субсидий, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска. Аналогичные положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту действовали в 2014 - 2016 годах (постановление администрации города Ульяновска от 20.10.2014 N 5658, постановление администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1042, постановление администрации города Ульяновска от 21.04.2017 N 1041).

   В этой связи, суд пришел к обоснованному выводу, надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.

   На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

   Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

   Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

   Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 января 2020 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2020) по делу № А72-18366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.

Судья                                                                                                               О.И. Буртасова