ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-261/14 от 03.03.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 марта 2014 года Дело А72-9151/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 ноября 2013 года по делу №А72-9151/2013 (судья Чудинова В.А.)

по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Сервис-К» (ИНН 7302029707, ОГРН 1057302013010), Ульяновская область, г. Димитровград,

к Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,

третьи лица:

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,

Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Ульяновская область, г. Ульяновск,

о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Сервис-К» (далее – муниципальное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области (далее – министерство) о взыскании 38 111 руб. 68 коп. (л.д. 2-6).

Определением от 25.09.2013, суд привлек к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 68-70).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Сервис-К» 38 111 рублей 68 копеек в возмещение расходов на погребение и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей (л.д. 116-117).

Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.11.2013 отменить в части взыскания с Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Сервис-К» 38 111 рублей 68 копеек, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 132-135).

Муниципальное предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третьи лица отзывы на жалобу не представили.

Судом апелляционной инстанции на основании ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Министерства труда и социального развития Ульяновской области о процессуальном правопреемстве, произведена замена Министерства труда и социального развития Ульяновской области на его правопреемника - Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

Представители сторон в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, МУП «Сервис-К», как специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также, умерших не имеющих родственников, либо законного представителя.

В обоснование иска истцом положены обстоятельства, связанные с исполнением им публичной обязанности по оказанию гарантированных услуг по возмещение расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также, умерших не имеющих родственников, либо законного представителя и обязанностью соответствующего публично-правового образования возместить ему стоимость таких услуг.

При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

На основании ст. 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно Указу Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», МУП «Сервис-К» как специализированная служба по вопросам похоронного дела должна оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Стоимость гарантированных услуг при погребении таких лиц определяется органами местного самоуправления и возмещается за счет средств соответствующего публично-правового образования либо средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, как это предусмотрено в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении.

Пункт 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле определяет источники финансирования понесенных специализированными похоронными организациями расходов при оказании гарантированных услуг по погребению.

Определение источников финансирования таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия либо отсутствия социального страхования умерших. Если умерший являлся пенсионером, расходы по погребению в установленных законом пределах возлагаются на Пенсионный Фонд Российской Федерации (а в случае досрочного оформления пенсии - на Федеральный бюджет). Если умерший подлежал обязательному социальному страхованию - расходы по погребению в установленных законом пределах относятся на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Во всех остальных случаях расходы по погребению подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (за исключением специальных случаев, установленных статьей 11 Закона).

Отнесение именно на субъект Российской Федерации расходных обязательств, связанных с оплатой услуг специализированной похоронной организации при отсутствии возможности оплаты таких услуг иными лицами, предусмотрено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Данная норма закона определяет вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, но подлежащие самостоятельному финансированию субъектом Федерации за счет собственных бюджетных средств. К таким вопросам отнесены и вопросы, связанные с предоставлением материальной и иной помощи при погребении.

В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации не возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, если Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ отнес такие расходные обязательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из положений подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в совокупности с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле и пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Круг лиц, за счет средств которых подлежит оплате стоимость оказанных специализированной похоронной организацией услуг, и основания, при которых возникают расходных обязательства данных лиц, как уже указано выше, определены пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле. Таким лицами (при наличии указанных в законе оснований) являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Федерации.

При этом при отсутствии оснований для возмещения расходов Российской Федерацией, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования и Российской Федерацией, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле, расходы на погребение подлежат оплате субъектом Федерации.

Материалами дела подтверждается, что умершие лица пенсионерами, инвалидами не являлись; лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, также не являлись.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что в данном случае расходы по погребению умерших на безвозмездной основе, возмещаются специализированной службе из соответствующих источников, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Право истца на возмещение понесенных им расходов по погребению (из расчета 8 умерших, стоимость услуг по погребению -4763 руб.96 коп.) возникает из абзаца 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле и не оспорено лицами, участвующими в деле.

Законом Ульяновской области от 29.11.2010 № 190-ФЗ «Об областном бюджете» предусмотрена ведомственная структура расходов областного бюджета, включающая в себя возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению, администратором расходов является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Таким образом, в настоящем случае возмещение расходов на погребение относится на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, как главного распорядителя средств, направляемых на осуществление выплат социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.

Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь ст. 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести процессуальную замену Министерства труда и социального развития Ульяновской области на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 ноября 2013 года по делу №А72-9151/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г.Попова

Судьи А.А. Юдкин

Е.И. Захарова