ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2733/09 от 13.05.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 мая 2009 г. Дело № А65-1687/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В. С., cудей Кувшинова В. Е., Юдкина А. А.,

при ведении протоколасекретаремсудебногозаседанияОленинойЕ. В.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу РО ФСФР России в ВКР, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 г. по делу №А65-1687/2009, принятое по заявлению ОАО «Новокинерское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», Республика Татарстан, Арский район, с. Новый Кинер, к РО ФСФР России в ВКР,

о признании незаконным постановления от 11 января 2009 г. № 11-09-019/ПК о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Новокинерское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – РО ФСФР России в ВКР) от 11 января 2009 г. № 11-09-019/ПК о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 17 марта 2009 г. по делу №А65-1687/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявление общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

В апелляционной жалобе РО ФСФР России в ВКР просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным.

ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» по основаниям, изложенным в отзыве, отклонило апелляционную жалобу.

С учетом факта надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителей, судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что 24 декабря 2008 г. РО ФСФР России в ВКР составило в отношении ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ (нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг) по факту непредставления списка аффилированных лиц за 3 квартал 2008 г.

По результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении 11 января 2009 г. РО ФСФР России в ВКР вынесло в отношении общества постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. Факт совершения указанного правонарушения ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» материалами дела подтверждается и обществом в порядке апелляционного производства не оспаривается.

Удовлетворяя заявление ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ», суд первой инстанции обоснованно признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, основным критерием, позволяющим квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, является отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации.

В соответствии с общими положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к числу прав акционеров относится, в том числе, право на информацию.

Таким образом, лицами, заинтересованными в раскрытии акционерным обществом информации о его деятельности, в частности, информации об аффилированных лицах, являются акционеры общества и все потенциальные приобретатели его ценных бумаг.

Между тем, интерес иных лиц, помимо акционеров, к информации об акционерном обществе существует при публичном размещении его акций или при их обращении на организованном либо неорганизованном рынке ценных бумаг.

Материалами дела подтверждается, что ценные бумаги ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» публично не размещались, они не обращаются на организованном или неорганизованном рынках ценных бумаг. Акции общества размещены двум лицам: Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (75 % акций) и Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан (25% акций), которые в силу своего властного положения публично-правовых образований и в силу владения не менее 25% акций, в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», имеют право на доступ к документам общества, в том числе и к информации о его аффилированных лицах. Более того, именно акционеры формируют состав органов управления ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ», члены которых также являются аффилированными лицами по отношению к обществу.

Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд апелляционной инстанции считает, что несвоевременное представление ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» списка аффилированных лиц за 3 квартал 2008 г. не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд апелляционной инстанции отклоняет утверждение РО ФСФР России в ВКР о том, что формальный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, якобы исключает возможность применения к лицу, совершившему такое правонарушение, положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20 ноября 2008 г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения дел об административных правонарушения» указал на то, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь принципом индивидуализации наказания и соразмерности его степени общественной опасности деяния, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 09 апреля 2003 г. № 116-О, правильно оценил совершенное ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» правонарушение как малозначительное, признал недействительным и отменил оспариваемое постановление.

Суд первой инстанции ошибочно посчитал, что ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» должно было представить список аффилированных лиц за 3 квартал 2008 г. до 14 января 2009 г. В соответствии с пунктом 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. №06-117/пз-н, список аффилированных лиц акционерного общества должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Таким образом, последним днем представления ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» списка аффилированных лиц за 3 квартал 2008 г. являлось 14 ноября 2008 г. Из материалов дела видно, что в срок до 14 января 2009 г. ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» было предписано представить в адрес РО ФСФР России в ВКР список аффилированных лиц за 3 квартал 2008 г. ввиду ненадлежащего исполнения обществом этой обязанности в установленный законом срок. Таким образом, представление ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» списка аффилированных лиц после 14 ноября 2008 г., но ранее даты, указанной в предписании, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества признаков состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ. Между тем, суд первой инстанции указал на то, что ОАО «Новокинерское МПП ЖКХ» виновно в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а применение положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения ни при каких обстоятельствах не исключает признания события административного правонарушения состоявшимся. Таким образом, указанный неверный вывод суда первой инстанции не является основанием для признания решения незаконным.

На основании изложенного судом апелляционной инстанции установлено, что обстоятельства для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 г. по делу №А65-1687/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий В. С. Семушкин

Судьи В. Е. Кувшинов

А. А. Юдкин