ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 мая 2009 г. Дело № А65-25234/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Липкинд Е.Я., судей Лукьяновой Т.А, Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурлаковой Ж.В. с участием:
от истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани – представитель ФИО1 по доверенности от 14.11.2007 г.,
от ответчика военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани – представитель ФИО2 по доверенности от 22.05.2009 г. и ФИО3 по доверенности от 10.03.2009 г.,
от третьих лиц ФИО4 - представитель не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещен,
от Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан – представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.03.2009 г. по делу № А65-25234/2008 по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани к Военному комиссариату Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани, с участием третьих лиц ФИО4, г. Казань, Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, о взыскании 17154 руб. 99 коп. ущерба ввиду переплаты ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Военному комиссариату Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани Республики Татарстан (далее – ответчик) о взыскании 17154 руб. 99 коп. ущерба ввиду переплаты ежемесячной денежной выплаты.
Определением суда от 01.12.2008 года в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО4, г. Казань, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.03.2009 г. в иске Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 16.03.2009 года, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 16.03.2009 года, жалобу удовлетворить.
Представители Военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани, не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда от 16.03.2009 года без изменения, жалобу без удовлетворения.
ФИО4, г. Казань, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 16.03.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на который, возложена обязанность по целевому и рациональному использованию средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ, Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями), в период с 01 января 2005 года по 30 апреля 2006 года Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан произведены денежные выплаты в размере 17.154 руб. 99 коп. ФИО4, на основании представленной им справки исх. №43/120 от 18.02.2005 года (л.д. 10), а также на основании удостоверения служащего, направленного в Республику Афганистан (л.д. 32).
Согласно указанной справке исх. №43/120 от 18.02.2005 года в период с декабря 1979 года по март 1982 года ФИО4 принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан и имеет льготы, установленные пунктом 16 ФЗ «О ветеранах».
Согласно письму Военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани исх. № 4/2392 от 9 сентября 2008г. справка исх. №43/120 от 18.02.2005 года ФИО4 была выдана ошибочно, поскольку ему, как служившему, работающему по направлению в Демократической Республике Афганистан положены льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.11-12).
В обоснование исковых требований Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан указывает, что денежные средства - ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) в размере 17154 рублей 99 коп. выплачены гражданину ФИО4 не обоснованно, по вине ответчика, поскольку выплаты производились на основании справки Военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани.
Таким образом, в рамках настоящего дела истец просит взыскать убытки, в связи с переплатой ежемесячной денежной выплаты гражданину ФИО4
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, в том числе и в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем объеме.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом для наступления ответственности необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда; вина причинителя вреда.
При предъявлении требования о возмещении убытков должна быть доказана причинная связь между нарушениями (неисполнением обязанности) и убытками, вина, а также размер убытков. Кроме того, лицо, требующее возмещения убытков, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать сам факт причинения убытков.
Факт причинения убытков истец обосновывает тем, что выплаты гражданину ФИО4 в размере 17154 рублей 99 коп. произведены на основании справки, ошибочно выданной Военным комиссариатом Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани, в которой указано, что ФИО4 действительно принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 10).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники М-ны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнений служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» установлено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 28 ФЗ «О ветеранах» реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Из материалов дела следует, что у гражданина ФИО4 удостоверения ветерана боевых действий не имелось.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, гражданином ФИО4 представлены в Управление Пенсионного фонда два противоречащих друг другу документа:
-копия удостоверения А033150Ю на право ФИО4 на льготы и преимущества, установленные для рабочих и служащих, направленных на работу в Республике Афганистан (л.д. 32);
-справка Военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани исх. №43/120 от 18.02.2005 года о том, что в период с декабря 1979 года по март 1982 года ФИО4 принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан и имеет льготы, установленные пунктом 16 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. № 294, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении ежемесячной денежной выплаты государственный орган, осуществляющий выплату должен дать оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения.
В связи с этим, при наличии удостоверения А033150Ю на право ФИО4 на льготы и преимущества, установленные конкретно для рабочих и служащих, направленных на работу в Республике Афганистан (л.д. 32), у истца не было необходимости запрашивать дополнительные сведения, а при их поступлении, с учетом того, что справка противоречит удостоверению, необходимо было принимать решение о выплате в соответствии с удостоверением или направить ответчику вторичный запрос.
Поскольку гражданином ФИО4 удостоверение ветерана боевых действий единого образца в Управление Пенсионного фонда не представлялось, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что у истца не было законных оснований для выдачи ежемесячных денежных выплат, предусмотренные пунктом 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалах дела не содержится и истцом не представлено доказательств наличия причинно – следственной связи между поведением ответчика, выразившимся в выдаче справки исх. №43/120 от 18.02.2005 года и возникшими убытками.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе г. Казани Республики Татарстан для взыскания с Военного комиссариата Ново-Савинского и Авиастроительного районов г. Казани Республики Татарстан убытков в размере 17154 рублей 99 коп. является правильным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года №294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ», в соответствии с которым допускается предъявление справки установленного образца для осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, не может быть принята судебной коллегией, поскольку Федеральный закон «О ветеранах» прямо указывает на реализацию прав и льгот ветеранов при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года №294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 года №763, при обращении граждан за ежемесячной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 01.1995 года, принимается удостоверение ветерана боевых действий.
Другие доводы апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными, поскольку не подтверждены документально.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2009 года по делу № А65-25234/2008 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Я. Липкинд
Судьи Т.А. Лукьянова
Е.А. Серова