ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 мая 2007 года. Дело № А55-19626/2006
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
с участием:
от заявителя - ФИО2 доверенность от 9.01.2007 г. № 122/03,
от ответчика - ФИО3 доверенность от 9.01.2007 г. № 03-14/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 мая 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2007 года по делу № А55-19626/2006 (судья Гордеева С.Д.),
принятого по заявлению ОАО «Моторостроитель», город Самара
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, город Самара
о признании недействительными Требования № 865 от 7 сентября 2006 года, Решения № 429 от 25 сентября 2006 года,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Моторостроитель» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными требования № 865 от 7 сентября 2006 года, решения № 429 от 25 сентября 2006 года.
Решением суда заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащее отмене.
Представитель Общества в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес заявителя направлено требование № 865 об уплате налога по состоянию на 7.09.2006 г., которым Инспекция поставила заявителя в известность о том, что за ним числится задолженность по пеням в сумме 1 086 163 руб. 02 коп., а также по состоянию на 7.09.2006 г. за заявителем числится общая задолженность в сумме 1 253 069 761 руб. 59 коп., в том числе по налогам (сборам) 852 733 305 руб. 50 коп.
Названным требованием Инспекция предложила заявителю числящуюся задолженность погасить в срок 17.09.2006 г., указав в качестве основания взимания налогов (сборов) - невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, сославшись при этом на п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ и п. 3 ст. 243 НК РФ, а также указав на то, что пени начислены по ставке 0, 0004 %, расчеты прилагаются (приложение № 1-3).
В связи с неисполнением в добровольном порядке налогоплательщиком указанного требования в срок до 17.09.2006 г., Инспекцией вынесено решение № 429 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из анализа указанной нормы следует, что основанием для начисления пеней является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок.
Согласно п. 4 ст. 75 Кодекса, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора из чего следует, что основания для начисления пени, и их размер непосредственно связаны с суммой несвоевременно уплаченного налога (сбора). При этом в силу п. 5 ст. 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней производится в порядке, установленном ст. ст. 46 - 48 Кодекса, с организаций в бесспорном порядке.
Следовательно, налоговый орган не вправе взыскать в бесспорном и судебном порядке суммы пеней, не доказав факт неисполнения требования об уплате недоимки и пеней в добровольном порядке.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате пеней одновременно с требованием об уплате налога направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка их принудительного взыскания.
Согласно п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Пунктом 4 этой нормы налогового законодательства установлено, что сведения о размере пеней должны содержаться в требовании об уплате налога.
В абзаце 2 ст. 70 Кодекса также говорится о едином требовании об уплате налога и соответствующих пеней.
Приказом МНС РФ от 29.08.2002 г. N БГ-3-29/465 утверждена только форма требования об уплате налога и не предусмотрено отдельной формы требования об уплате пеней. Поэтому суммы начисленных пеней отражаются в требовании об уплате налога. Иначе говоря, юридическая судьба пеней, а также порядок их взыскания непосредственно связаны с юридической судьбой и порядком взыскания налога, в связи с несвоевременной уплатой которого начислены пени.
Из правовой позиции Конституционного суда РФ высказанной в Определении от 4.07.2002 г. № 200-О и в Определении от 12.05.2003 г. № 75-О следует, что пункт 1 ст. 75 Кодекса содержит определение понятия пени как денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Между тем анализ ст. 75 Кодекса в целом, а также других положений Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.
Таким образом, законодатель связывает момент взыскания пени именно с днем уплаты налога, и налоговый орган не вправе взыскивать пени, независимо от налога.
В нарушение вышеуказанных норм в оспариваемом требовании налоговым органом не приведены конкретные основания начисления налогов и пеней.
В оспариваемом требовании содержится ссылка на прилагаемый к нему расчет пеней.
Представленные в суд первой инстанции «Подтверждение пени, начисленной с 1.08.2006 г. по 31.08.2006 г.» (являющиеся приложениями к оспариваемому требованию - л.д. 7-12) как и оспариваемое требование в нарушение ст. 69 НК РФ не содержит указание на конкретные основания начисления недоимки, а также не содержит сведения о сумме задолженности по налогу, периоде образования недоимки, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, что делает невозможным проверить соблюдение Инспекцией при вынесении оспариваемых актов сроков и порядка, установленных ст.ст. 70, 46 НК РФ.
Имеющиеся в материалах дела «Таблицы обоснования задолженности» (л.д. 43-45) также не являются доказательствами, подтверждающими сведения о сумме и дате образования недоимки, поскольку не заверены полномочными представителями налогового органа.
Вместе с тем п. 5 ст. 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, принудительное взыскание пени не может предшествовать взысканию задолженности по налогу.
Кроме того, ст. 70 Кодекса устанавливает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога.
Как следует из ст. 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 Кодекса.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, а пени не могут начисляться на недоимку, которая не взыскана и не может быть взыскана в бесспорном и судебном порядке.
Следовательно, при отсутствии правовых оснований для взыскания в бесспорном и судебном порядке недоимки, у налогового органа отсутствуют и основания для взыскания пени.
Поскольку меры по бесспорному взысканию недоимки и пени налоговый орган в установленные ст.ст. 46, 48 Кодекса сроки не предпринял, а также не осуществил взыскание недоимки в судебном порядке, суд находит оспариваемое Требование необоснованным, и неподлежащим исполнению.
П. 4 ст. 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования.
Во всех случаях, требование Инспекции должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
Из постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ", следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата с которой начинают начисляться пени и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Как следует из материалов дела, требование № 865 об уплате налога по состоянию на 7.09.2006 г. было получено заявителем 20.09.2006 г. (л.д. 6), а доказательств, опровергающих данное обстоятельство, налоговым органом суду не представлено.
Таким образом, у заявителя отсутствовала возможность добровольно исполнить указанное требование в срок до 17.09.2006 г. и оспариваемое решение неправомерно было принято Инспекцией по причине неисполнения налогоплательщиком требования № 865 в срок до 17.09.2006 г.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании полностью недействительными требования № 865 от 7 сентября 2006 года, и решения № 429 от 25 сентября 2006 года.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежащая удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2007 года по делу №А55-19626/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи В.Н. Апаркин
В.В. Кузнецов