ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности определения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
31 января 2007 года. Дело № А55-13058/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ефимовой Н.В.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 14.08.2006 г.,
от ответчика – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу ТОС дома № 7 по ул. Офицерской Автозаводского района г. Тольятти в лице председателя ФИО2
на определение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2006 г. по делу № А55-13058/2006, (судья Медведев А.А.) о прекращении производства по делу,
принятое по заявлению ТОС дома № 7 по ул. Офицерской Автозаводского района г. Тольятти
к Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 2 по Самарской области, г. Тольятти
об отмене решения от 08.08.2006 г. об отказе в государственной регистрации ТОСа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) дома № 7 по ул. Офицерская Автозаводского района г. Тольятти в лице председателя ФИО2 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене решения регистрирующего органа Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области от 08.08.2006 г. об отказе в регистрации.
Определением суда 1 инстанции от 09.11.2006 г. производство по делу в соответствии с пп.1 п.1 ст.150 АПК РФ прекращено со ссылкой на то обстоятельство, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В апелляционной жалобе заявитель просит определение суда отменить, ссылаясь на необоснованность прекращения производства по делу, так как согласно п.2 ст. 29, п.1 ст.200 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий государственных органов рассматриваются в арбитражных судах. По мнению заявителя жалобы, ТОС является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, наделен самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения и, являясь хозяйствующим субъектом, вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, в том числе коммерческую, и направлять прибыль на решение уставных задач.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает определение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.08.2006 г. ТОС дома № 7 по ул. Офицерская Автозаводского района г. Тольятти представил в регистрирующий орган Межрайонную ИФНС РФ № 2 по Самарской области документы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации, а именно: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате госпошлины.
По результатам проверки представленных на государственную регистрацию документов 08.08.2006 г. Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
В качестве основания для отказа налоговый орган указал на то, что заявителем в нарушение ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ не представлен Устав Территориального общественного самоуправления, зарегистрированный уполномоченным органом местного самоуправления (л.д.34).
В связи с этим ТОС дома № 7 по ул. Офицерской Автозаводского района г. Тольятти 09.08.2006 г. обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного решения регистрирующего органа.
При этом заявителем не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Согласно п.5 ст.27 Закона территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационной форме некоммерческой организации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанного правила, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 г. № 4523/05.
В соответствии с п.8 указанного Закона органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы территориальное общественное самоуправление как некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Поскольку в данном случае спор связан с государственной регистрацией некоммерческой организации (в силу прямого указания п.5 ст.27 Закона), настоящее дело в соответствии с пп.1 п.1 ст.150 АПК РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На данное обстоятельство правомерно указано в обжалуемом определении суда 1 инстанции.
Кроме этого, из содержания указанного заявления территориального общественного самоуправления следует, что заявитель обратился в арбитражный суд с требованием об отмене решения государственного органа МРИ ФНС РФ № 2 по Самарской области.
Между тем в соответствии с п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы указанные в ней лица не наделены правом на обращение в арбитражный суд с заявлениями об отмене решений государственных органов.
Таким образом, споры об отмене решений государственных органов вне компетенции арбитражных судов.
С учетом изложенного доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно прекратил производство по настоящему делу в соответствии с пп.1 п.1 ст.150 АПК РФ, оснований для отмены определения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 150, 151, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2006 г. по делу № А55-13058/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.Н. Апаркин
Судьи П.В. Бажан
В.В. Кузнецов