ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
23 ноября 2006 г. Дело № А72-7282/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2006 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2006 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О., с участием:
от заявителя – Маркелова О.Н., доверенность от 01.08. 2006 г.;
от государственного органа – Каплин А.Е., доверенность от 21.11.2006 г. № 2253, Насонов Д.А., доверенность от 10.11.2006 г., № 2187,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 4, апелляционную жалобу Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (Госэкоконтроль Ульяновской области),
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2006 г. по делу № А72-7282/2006 (судья Замалетдинова Д.М.),
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье - 2», г. Ульяновск к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (Госэкоконтроль Ульяновской области), г. Ульяновск о признании незаконным и отмене постановления от 07 сентября 2006 г. № 2.16,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-2» (далее – УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2») обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным и отмене постановление Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - Госэкоконтроль) № 2.16 от 07 сентября 2006 г. о привлечении предприятия к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2006г. заявленные требования удовлетворены.
Постановление Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области № 2.16 от 07 сентября 2006 г. признано незаконным и отменено.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района «Засвияжье-2» прекращено.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что твердые бытовые отходы образуются не в результате деятельности УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» и не при оказании услуг управляющей компанией населению, заявитель не является собственником указанных отходов и на него не может быть возложена обязанность по внесению платы за образованные в жилом фонде и временно хранящиеся отходы ТБО с последующим их вывозом.
Не согласившись с выводами суда, Госэкоконтроль подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что поскольку жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, выполняя муниципальный заказ, УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2», как уполномоченный хозяйствующий субъект, осуществляет функции по обращению с отходами при размещении отходов населения в рамках осуществления основной деятельности. Довод суда первой инстанции о том, что плата за содержание и ремонт жилых помещений, в которую, в том числе, включена плата за услуги по сбору, вывозу и захоронению ТБО, не подлежит изменению самой хозяйствующей организацией, не ограничивает ее право обращения в уполномоченный орган по регулированию тарифов с целью установления размера тарифа. УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» имело возможность представить на рассмотрение уполномоченного органа по регулированию тарифов финансовые потребности с учетом необходимости уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов населения.
В судебном заседании представитель Госэкоконтроля доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
06 сентября 2006 г. специалистом Госэкоконтроля на основании распоряжения № 32-пр от 14 августа 2006 г. проведена внеплановая проверка УМУП УКЖКХ «Засвияжье-2» по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что предприятие не вносит платежи за образованные в жилом фонде и временно хранящиеся отходы ТБО с последующим вывозом на свалку в размере 3093 тонны.
На основании акта проверки от 07 сентября 2006 г. в отношении УМУП УК ЖКХ
«Засвияжье-2» составлен протокол № 2.18 об административном правонарушении, выразившимся в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «0б охране окружающей среды» и влечет ответственность, предусмотренную ст. 8.41. КоАП РФ.
07 сентября 2006 г. Госэкоконтролем вынесено постановление № 2.16. о привлечении УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» к административной ответственности по ст. 8.41. КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Субъектами правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, признаются природопользователи, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относится размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст. 1 Закона об отходах отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в результате в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с указанным Законом обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
В соответствии со статьей 23 Закона об отходах плата взимается за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (ред. от 14 июня 2001 г. с изменениями от 12 февраля 2003 г. (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Учитывая вышеизложенное, а также положения п.п. 2-6 Порядка, следует признать, что плательщиками рассматриваемых платежей являются природопользователи, которым установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Согласно ст. 13 Закона об отходах организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 договора № 0007 от 10 января 2006 г., заключенного между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска и УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2», представитель собственника наделил заявителя посредническими функциями по заключению договоров на вывоз ТБО. Осуществление управляющей организацией деятельности, направленной на размещение отходов, исходя из расшифровки этого понятия, данного в Законе об отходах, договор не предусматривает (л.д. 15-22).
Госэкоконтролем не представлено доказательств того, что УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» выдано разрешение на размещение отходов. Из протокола об административном правонарушении № 2.18 от 07 сентября 2006 г. (л.д. 25) и постановления № 2.16 о назначении административного наказания от 07 сентября 2006 г. (л.д. 26) также не следует, что заявитель осуществлял деятельность по размещению отходов, исходя из расшифровки этого понятия, указанного в законе. Других доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, Госэкоконтроль не представил.
Согласно пункту 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что УМУП УК ЖКХ «Засвияжье-2» не может быть признано субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2006 г. по делу № А72-7282/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи П.В. Бажан
В.В. Кузнецов