ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4201/2007 от 24.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 апреля 2008 года                                                                           Дело №  А55-491/2007

город Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Туркина К.К.,

судей  Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маклашовым В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», город Пенза, на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2008, принятое по делу № А55-491/2007 судьей Ястремским Л.Л.,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», город Пенза,

к ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания», город Самара,

о рассмотрении разногласий по договору,

с участием:

от истца – ФИО1, доверенность от 27.02.2007 №НЮ-46/64, ФИО2, доверенность от 11.02.208 №НЮ-46/43, ФИО3, доверенность от 14.03.2007 №НЮ-46/97

от ответчика – ФИО4, доверенность от 28.04.2007 № 1027, ФИО5, доверенность от 19.04.2007 № 819      

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 06.07.2006 № 1/214 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» (примыкание Петрозаводская-Заводская) при станции Пенза-4, Куйбышевской железной дороги.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2007 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2007 о  принятии договора от 06.07.2006 № 1/214 в редакции истца с исключением подпункта «в» пункта 18 договора и изменением пункта 22.2., в части пунктов 19; 19.1; 19.2 отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2008 года спорные пункты договора № 1/214 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» (примыкание «Предзаводская-Заводская») при станции Пенза-4 Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 06.07.2006 между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» приняты в следующей редакции:

Пункт 19: «Передача вагонов Перевозчику и от Перевозчика удостоверяется подписями сторон в ведомости подачи и уборки вагонов».

Пункт 19.1: «В соответствии с п. 1.16 Прейскуранта 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1) за выполнение Владельцем работ по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) и подготовке их к подаче Перевозчик возмещает Владельцу стоимость выполнения работ из расчета 473 руб.94 коп. за вагон без учета НДС.

За выполнение приемосдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) Перевозчик возмещает Владельцу стоимость выполнения работ из расчета 5 руб. за вагон без учета НДС».

Пункт 19.2 в договор не включен.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2008 года по делу № А55- 491/2007, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение изменить в части, касающееся пунктов 19, 19.1 договора № 1/214  от 06.07.2007 г. Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применено постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2007г, так как пункт 19 принятый судом уже оговорен в договоре, а из смысла подпунктов 19.1,19.2, предлагаемых ответчиком видно, что они исходят из положений статьи 63 Устава железнодорожного транспорта РФ, которая не применяется в случае предоставления перевозчиком своих вагонов владельцу или контрагенту под погрузку или выгрузку, поскольку инициатива в этом случае исходит от владельца или контрагента. Заключение договора в обязательном порядке на условиях, не предусмотренных законодательством, не допускается. Просят изменить решение суда первой инстанции в части, касающихся пунктов 19, 19.1 договора, принять в указанной части новый судебный акт, изложив пункт 19 в редакции истца.

В судебном заседании представители апелляционной жалобы поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика в своем отзыве и  в судебном заседании считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении жалобы, при этом не возражал против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив  в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалами дела подтверждается, что в редакции истца ( далее Дорога) пункт 19 Договора от 06.07.2006 № 1/214 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» (далее Владелец)  (примыкание «Предзаводская-Заводская») при станции Пенза-4 Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 06.07.2006 между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» предлагалось изложить в следующей редакции:

Пункт 19 договора: «Сборы и платы, указанные в пункте №18 настоящего договора взыскиваются из денежных средств, перечисленных на лицевой счет Владельца в Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) вне зависимости от назначения платежа:

-по пункту 18 «а» - в момент оформления ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ - 46, актов общей формы в автоматизированной системе;

-по пункту 18 «б» - через в ДЦФТО при поступлении соответствующих документов.

При этом дополнительного согласования Владельца на списание денежных средств с лицевого счета не требуется.

При изменении ставок сборов и плат, указанных в пункте №18 настоящего договора, коэффициенты к ним будут применяться автоматически».

В редакции Владельца пункт 19 Договора предлагалось изложить в следующей редакции:

В соответствии со статьями 50, 63 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» «Перевозчик» уплачивает «Владельцу» сбор за использование железнодорожных путей железнодорожного транспорта необщего пользования, принадлежащих «Владельцу» на праве собственности в размере 926253,16 руб. в месяц без учёта НДС.

Передача вагонов «Перевозчику» и от «Перевозчика» удостоверяется подписями сдающей и принимающей сторон в ведомости подачи и уборки вагонов».

Пункт 19 договора в редакции Владельца предусматривал уплату Дорогой сбора за использование Дорогой принадлежащих Владельцу железнодорожных путей в размере 926253,16 руб. в месяц без учета НДС.

В процессе рассмотрения спора относительно редакции пункта 19 стороны пришли к соглашению относительно следующей редакции пункта 19: «Передача вагонов Перевозчику и от Перевозчика удостоверяется подписями сторон в ведомости подачи и уборки вагонов».

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял пункт 19 договора в редакции, согласованной сторонами.

Отменяя вынесенные по делу судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела в отношении пунктов 19; 19.1; 19.2 договора необходимо установить:

-используются ли Дорогой принадлежащие Владельцу железнодорожные пути необщего пользования;

-выполняются ли Владельцем железнодорожных путей необщего пользования работы по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) грузоотправителям (грузополучателям), а также осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении.

               В редакции Владельца подпункт 19.1 договора предлагается изложить следующим образом: «В соответствии с п. 1.16 Прейскуранта 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1) за выполнение Владельцем работ по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) и подготовке их к подаче   Перевозчик    возмещает    Владельцу стоимость выполнения работ из расчета 473 руб.94 коп. за вагон без учета НДС.

За выполнение приемосдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) Перевозчик возмещает Владельцу стоимость выполнения работ из расчета 5 руб. за вагон без учета НДС».

При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 63 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), в соответствии с которой  Владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.

Суд правильно не принял довод Дороги о том, что отношения сторон, связанные с выполнением Владельцем отдельных операций, должны быть предметом отдельного договора, что порядок оплаты этих работ не относится к существенным условиям договора на эксплуатацию подъездного пути. 

Пунктом 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, предусмотрено, что  в случаях, когда Владелец, пользователь железнодорожного пути необщего пользования и контрагент осуществляют своими силами и средствами отдельные работы, услуги, входящие в состав начально-конечных операций и включенных в тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, оплата таких работ и услуг осуществляется по соглашению сторон.

В соответствии со  статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании изложенных норм является правильным вывод  суда о том, что работы и услуги, входящие в состав начально-конечных операций, непосредственно связны с эксплуатацией подъездного пути необщего пользования, и поэтому при наличии заявления одной из сторон о необходимости согласования порядка их оплаты эти условия договора являются существенными.

Факт выполнения Владельцем работы по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) грузополучателям, грузоотправителям, а также работ по осмотру и передаче вагонов в техническом и технологическом отношении подтверждается условиями Договора: пунктом 12 Договора в редакции протокола согласования разногласий (том 1, л.д. 45), а также пунктами 14 и 15 Договора, принятыми в редакции Дороги (том 1, л.д. 46).

Пунктом 1.16 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» Тарифное руководство № 1, установлен перечень по начально-конечным операциям, куда входят, в том числе следующие виды работ и услуг: подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче; выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении).

Кроме того, согласно п.2.4.1.5, табл. №23 приложения №7 Тарифного руководства №1 плата за перевозку грузов (тариф) определяется как сумма платы за использование инфраструктуры, локомотивов и вагонов общего парка.

Тариф за перевозки грузов в вагонах общего парка железных дорог № 1 подразделен на две составляющие: 1 - за использование инфраструктуры железных дорог (инфраструктурная составляющая); 2 - за использование вагонного парка железных дорог (вагонная составляющая).

При предоставлении неоплачиваемого времени за пользование вагонами исключается только вагонная составляющая тарифа.

Владелец же в данном случае просит включить в договор условие об оплате инфраструктурной и локомотивной составляющих.

Стоимость работ по подгруппировке вагонов для подачи их под погрузку (выгрузку) и выполнение приемо-сдаточных операций определена Владельцем на основе Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги выполняемые грузополучателями, грузоотправителями по просьбе железной дороги, утвержденных Министерством транспорта РФ и МПС РФ от 10.06.2002 и Указания МПС РФ от 21.12.2001 №И-1947д.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности включения в Договор пункта 19.1 в редакции Владельца, поскольку стоимость указанных работ не оспаривалась истцом, а изложенные в апелляционной жалобе доводы о принципиальном исключении указанных пунктов из договора не опровергли выводы суда первой инстанции.

Решение суда первой инстанции Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает обоснованным и не усматривает нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для его отмены или изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе  в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2008, принятое по делу № А55-491/200, оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Пензенского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», город Пенза, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                     К.К. Туркин

Судьи                                                                                                                   С.Ш. Романенко                                                                                     

                                                                                                                   Е.А. Терентьев