ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4221/2007 от 28.06.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 июля 2007 г.                                                                               Дело №  А55-3922/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей   Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика –  извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7 дело по  апелляционной  жалобе ЗАО «ТД «Перекресток», филиал «Самарский» на решение Арбитражного суда Самарской области от  21 мая 2007 г. по делу № А55-3922/2007 (судья Асадуллина С.П.),

принятое по  заявлению ЗАО «ТД «Перекресток», г. Москва, филиал «Самарский», г. Самара

к Управлению Федеральной антимонопольной службы  по Самарской области, г. Самара

о признании незаконным постановления № 706/8ф 

УСТАНОВИЛ:

 ЗАО «Торговый Дом «Перекресток» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления по Самарской области Федеральной антимонопольной службы №706/8ф по делу №66-4033-07/8 о наложении штрафа предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 мая 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дела отклонено судом. Поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области 06 марта 2007 г. вынесено постановление о наложении на ЗАО «ТД «Перекресток», г. Москва, филиал «Самарский»,  административного штрафа по делу об административном правонарушении  № 66-4033-07/8 за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 руб. (л.д. 11-14).

Основанием для вынесения постановления послужил тот факт распространения заявителем  в декабре 2006 года в г. Самаре в сети магазинов «Перекресток», а также почтовой рассылкой рекламных листовок «Самара. Перекресток. Выгодно», переданные для распространения ООО «Абсолют- Медиа » в количестве 134 000 штук в г. Самаре и 88 893 штук в г. Тольятти с рекламой шампанского, вин, коньяка, ликера, водки, пива без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и пива.

В соответствии с частью 3 статьи 21 и статьи 22 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рекламе, распространяемой в программах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов мной площади (пространства).

Конкретное содержание и способ доведения предупреждения о возможном вреде употребления пива Законом не регламентированы и определяются при производстве рекламы субъектами рекламной деятельности самостоятельно. При этом во всех случаях содержание предупреждения должно соответствовать заложенному Законом смыслу, а его визуальное или звуковое воплощение должно обеспечивать потребителям адекватное восприятие предупреждения (позволять прочесть, расслышать, увидеть).

Закон допускает возможность предупредить потребителей о возможном вреде потребления пива при помощи текстовых, аудио-, видеосообщений и изображений. Таким образом, предупреждение - это группа слов, которая должна нести определенную зрительную или звуковую информацию, а не пространство вокруг и измеряется, соответственно, площадь соединенных в предложение слов, которая в соответствии с законодательством РФ о рекламе должна составлять не менее 10 % рекламной площади.

Использованная методика измерения площади предупреждения позволяет единообразно контролировать соблюдение установленных требований, так как не всегда предупреждение отделено от рекламного пространства цветом.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Материалами дела подтверждается, что ЗАО «ТД «Перекресток» распространяло в декабре 2006 года в г. Самаре в своих филиалах сети магазинов «Перекресток», а также путем почтовой рассылки  рекламные листовки «Самара. Перекресток. Выгодно», с рекламой шампанского, вин, коньяка, ликера, водки, пива без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и пива, которые по заказу ЗАО «Торговый Дом «Перекресток» изготавливались ООО «ОСТ-Р» на основании договора № 01-10 от 23.05.2006г. и распространялись ООО «Абсолют-Медиа» согласно приложениям № 14/775, № 15776 от 20.12.2006 г. к Договору № 620 от 01.10.2006 г. в период с 21.12.2006 г. по 23.12.2006 г.

Поскольку ФЗ «О рекламе» предъявляет специальные требования к рекламе алкогольной продукции и пива и согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 и частью 3 статьи 22 Федерального от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, т.е. ЗАО «Торговый дом «Перекресток».

          В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама не соответствующая требованиям законодательства является ненадлежащей.

Факт распространения ненадлежащей рекламы подтвержден материалами дела об административном правонарушении № 66-4033-07/8 , определением от 27 февраля 2007 г., протоколом от 27 февраля 2007 г., постановлением от 06 марта 2007 г., в том числе, и копиями рекламных листовок.

 В заявлении ЗАО «ТД «Перекресток» указывает на нарушения антимонопольным органом при проведении осмотра помещений,  на незаконный способ получения информации, а также  на нарушение  порядка составления протокола, установленного ст.28.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о проведении антимонопольным органом осмотра помещений, поскольку данный довод не подтвержден заявителем.

            Суд первой инстанции, вынося решение, пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспоренное постановление  антимонопольного органа не направлено на контроль соблюдения заявителем обязательных требований к товарам (работам, услугам), в нем речь идет о цене товара и объемах поставки, положения Закона РФ от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяются.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административ­ным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 несущественными являются такие недостатки протокола как составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Ответчик принял все необходимые меры по уведомлению законного представителя заявителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения последнему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Неявка законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в данном случае не свидетельствует о нарушении предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Антимонопольным органом не были нарушены нормы ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении 27 февраля 2007 г. присутствовал  представи­тель по доверенности ФИО1 Письмом УФАС России (исх.№ 512/8 от 20.02.2007 г.) ЗАО ТД «Перекресток» уведомлено о месте и времени составления протокола.

06 марта  2007 г. руководитель Управления ФАС по Самарской области, руководствуясь статьей 23.48 Ко­АП РФ, рассмотрел протокол и материалы дела, с участием представителя заявителя по доверенности ФИО1 и вынес постановление о наложении штрафа.

Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются и подтверждаются заполненной ФИО1  информацией о присутствии на рас­смотрении дела (л.д. 34).

В соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении было объявлено по окончании рассмотрения дела и копия постановления в установленный срок была направлена заявителю, что также подтверждается материалами дела (л.д. 25).

При привлечении ЗАО ТД «Перекресток»  к ответственности антимонопольным органом был со­блюден годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для дел по нарушению законодательства РФ о рекламе, были приняты все необходимые меры для обеспечения прав Общества.

Привлечение ЗАО ТД «Перекресток» к административной ответственности и возбу­ждение дела об административном правонарушении было осуществлено в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 «Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуж­денных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе»).    

 Согласно ст. 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе и вы­давать обязательные для исполнения предписания и применять меры ответствен­ности в соответствии с законодательством РФ об административном правонаруше­нии.

 Таким образом, у Управления имелись все законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, установленной ст. 14.3 КоАП РФ об административных правонарушениях, поскольку ст. 33 Закона «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы и согласно п. 7 указанной статьи Управление вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от  21 мая 2007 г.  по делу № А55-3922/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                     В.Н. Апаркин

                                                                                                                                Е.М. Рогалева