ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
18 марта 2009 года Дело № А65-10410/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя – не явился, извещен,
от исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – не явился, извещен,
от муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» - не явился, извещен,
от муниципального учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2008 г. по делу № А65-10410/2008 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания «Единая арендная система», г. Казань,
к муниципальному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», г. Казань,
исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третьи лица:
муниципальное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», г. Казань,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Управляющая компания «Единая арендная система», г. Казань, (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», г. Казань, (далее – комитет, первый ответчик) о признании незаконным бездействия, связанного с уклонением от подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани, площадью 360,0 кв.м. (кадастровый номер 16:50:010601:0038).
С учетом уточненных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявитель просил суд признать незаконными бездействия исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений», выраженные в непринятии решения и подготовки с направлением обществу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37, г. Казань, и обязать устранить допущенное нарушение прав путем подготовки проекта договора купли-продажи и принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Заявитель просил также обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани и муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в месячный срок устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества «Управляющая компания «Единая арендная система», г. Казань, путем подготовки проекта договора купли - продажи земельного участка договора купли-продажи, земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани и принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса; правом предоставления земельных участков находящихся в муниципальной собственности наделены органы местного самоуправления, в данном случае исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, который в соответствии с п. 10 ст. 85 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. является правопреемником администрации г. Казани. Уполномоченным органом по подготовке проектов о предоставлении земельного участка с правом заключения и подписания договоров аренды (собственности) на земельные участки является комитет. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Анализ земельного законодательства свидетельствует о том, что собственникам объектов недвижимости, а не органам местного самоуправления принадлежит право выбора способа приобретения прав на земельный участок - собственность либо аренда.
Не согласившись с выводами суда, муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что комитетом был подготовлен соответствующий проект постановления, однако при его рассмотрении руководством исполнительного комитета муниципального образования г. Казани было предложено приобрести право собственности на свободный от застройки земельный участок по рыночной стоимости, о чем изложено в письме № 13770 от 11 июля 2008 г.; заявитель не представил документы и надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка площадью 360 кв.м. под расположенным на нем объектом недвижимости с общей площадью 146,2 кв.м., а испрашиваемая заявителем площадь земельного участка превышает площадь строений, принадлежащих ему на праве собственности, и, по существу, не ограничивается площадью, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости; заявитель в соответствии со ст.36 ЗК РФ как собственник обладает исключительным правом на приобретение лишь той площади земельного участка, которая занята объектом недвижимости, другую площадь участка, которая свободна от застройки, может приобрести по рыночной стоимости.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Открытое акционерное общество «Управляющая компания «Единая арендная система» является собственником объекта недвижимости - здания гаража, общей площадью 247, 80 кв.м., инв. № 4583, расположенного по улице Малая Красная, дом 2/37 г. Казани, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01 сентября 2004 г. № 16 ТА 137906. Комитетом земельный участок общей площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани, расположенный под указанным объектом недвижимости во исполнение постановления главы администрации от 29 декабря 2005 г. № 3247 предоставлен обществу на основании договора аренды от 24 июля 2006 г. № 11297 сроком на 5 лет.
Заявитель обратился к первому ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани с кадастровым номером 16:50:010601:0038 (л.д. 5). Комитет письмом от 23 июня 2008 г. № 12954 сообщил заявителю об отклонении руководителем исполкома г. Казани в согласовании подготовленного комитетом проекта постановления исполкома «О предоставлении открытому акционерному обществу «Управляющей компании «Единая арендная система» земельного участка по ул. К. Маркса в г. Казани» с предложением приобрести испрашиваемый земельный участок по рыночной стоимости (л.д. 12).
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании незаконными бездействия исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений» суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по осуществлению управления и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно (п.3 ст. 30 ЗК РФ).
Решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 24 декабря 2005 г. № 11-5 утверждено положение о комитете земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, предметом и целью деятельности которого является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - исполкома в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани (п.2.1). Комитет является органом исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п.1.2).
Согласно ч. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Республики Татарстан граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса, правом предоставления земельных участков находящихся в муниципальной собственности наделены органы местного самоуправления, в данном случае исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, который в соответствии с п. 10 ст. 85 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. является правопреемником администрации г. Казани.
Основными принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель (подпункт 5 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Суд верно сделана ссылка на пункты 1, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» выбор права аренды или собственности принадлежит правообладателю. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» в Федеральный закон РФ № 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона. Пунктом 2.2 изменений внесенных в статью 36 ЗК РФ собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Изменения опубликованы в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. № 164 и вступили в силу с 01 ноября 2007 года.
Таким образом, анализ указанных норм земельного законодательства приводит к выводу о том, что собственникам объектов недвижимости, а не органам местного самоуправления принадлежит право выбора способа приобретения прав на земельный участок - собственность либо аренда.
Судом верно отмечено, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на передачу в собственность земельных участков собственникам объектов недвижимости по мотивам необходимости приобретения по рыночной стоимости и не истечения срока действия договора аренды.
Открытое акционерное общество «Управляющая компания «Единая арендная система» в соответствии с вышеназванными изменениями, внесенными в земельное законодательство, выразил намерение приобретения находящегося на праве аренды земельного участка в собственность, что не противоречит нормам Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации и свидетельствует о направлении землепользователем в порядке ст. 435 ГК РФ оферты о заключении сделки по приобретению в собственность находящегося в пользовании имущества, и принятии органом местного самоуправления данного предложения с указанием приобретения по рыночной стоимости без принятия соответствующего, предусмотренного п.6 ст. 36 Земельного кодекса РФ решения либо подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с направлением его заявителю.
Заявитель обратился к муниципальному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани в порядке и на условиях, определенных нормами действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ «О несении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2008 г. № 18 «Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан.
В материалы дела заявителем представлен кадастровый план испрашиваемого земельного участка площадью 360,0 кв.м. № 3-16:50/06-2231 от 2 мая 2006 г. (л.д. 37-38), в котором указан кадастровый номер участка 16:50:010601:0038, то есть тот же номер, который указан в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 39).
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что заявителем были выполнены все условия норм земельного законодательства и общество правомерно обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости не ограниченного в обороте, что в силу статей 35, 36 Земельного кодекса РФ обязывает орган местного самоуправления, либо его уполномоченный орган принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, следовательно, бездействие исполкома и его уполномоченного органа связано с непринятием решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовкой с направлением обществу проекта договора купли-продажи, земельного участка площадью 360,0 кв.м. по ул. М. Красная, д.2/37 г. Казани.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно как его несоответствия закону или иному правовому акту, так и нарушения указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6\8 от 01 июля 1996 г.)
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с земельным законодательством собственнику объекта недвижимости принадлежит право выбора способа приобретения прав на земельный участок, судом сделан правильный вывод по существу заявленных требований, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Ссылка муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в апелляционной жалобе на то, что заявитель не представил документы и надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка площадью 360 кв.м. под расположенным на нем объектом недвижимости с общей площадью 146,2 кв.м., а испрашиваемая заявителем площадь земельного участка превышает площадь строений, принадлежащих ему на праве собственности, является не состоятельной, так как обществу на праве собственности принадлежит здание гаража, общей площадью 247, 80 кв.м., инв. № 4583, расположенный по улице Малая Красная, дом 2/37 г. Казани, а земельный участок испрашиваемой площади в размере 360 кв.м. была предоставлена заявителю в аренду на основании договора аренды от 24 июля 2006 г. № 11297 сроком на 5 лет, следовательно, в результате приобретения открытым акционерным обществом «Управляющая компания «Единая арендная система» испрашиваемого участка права и интересы иных лиц затронуты не будут.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2008 г. по делу № А65-10410/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи Т.С. Засыпкина
Н.Ю. Марчик