ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
17 июня 2010 года Дело № А49-1177/2010
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Усановой М.П.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 03.03.2010 г. № 8,
от регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе – ФИО2, доверенность от 14.04.2010 г. № 42-10-СК-05/1962,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7, апелляционную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 апреля 2010 года по делу № А49-1177/2010 (судья Столяр Е.Л.)
по заявлению открытого акционерного общества «Каменский элеватор», г. Каменка, Пензенская область,
к региональному отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25 января 2010 года № 42-09-344/ап,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Каменский элеватор» (далее – заявитель, ОАО «Каменский элеватор») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просило суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 25.01.2010 г. № 42-09-344/ап, вынесенное региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - РО ФСФР России в ЮВР).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 12 апреля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предписание РО ФСФР в ЮВР от 09.11.2009 г. № 42-09-АС-12/6372 не основано на нормах законодательства, следовательно, и привлечение к административной ответственности за его невыполнение является необоснованным.
Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора, которым возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н (далее - Положение) и Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н (далее – Регламент) предусматривают в процессе проведения камеральной проверки вынесение РО ФСФР России одного предписания о предоставлении документов. Право РО ФСФР России на вынесение повторного предписания в целях представления дополнительных документов в ходе камеральной проверки Положение и Регламент не предусматривают.
Не согласившись с выводами суда, РО ФСФР России в ЮВР обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с данными внутренней документации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, обеспечивающей в установленном порядке фиксацию и учет поступающей от иных лиц корреспонденции, а также ее систематизацию и учет, на 07.12.2009г. документы, указанные в предписании обществом не представлены, что является неисполнением Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и нарушением пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», устанавливающих обязательность исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Имея возможность для выполнения в установленный срок законного предписания РО ФСФР России в ЮВР, ОАО «Каменский элеватор» не приняло все зависящие от него меры в целях исполнения возложенной на него законом обязанности.
Действия ОАО «Каменский элеватор» являются виновными и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Право выдачи предписаний о представлении документов предусмотрено пунктом 7 статьи 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг», где указано, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАО «Каменский элеватор» считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражениях.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Поручением руководителя РО ФСФР в ЮВР от 25.06.2009 г. № 42-09-154/П4 отделу по обеспечению деятельности РО ФСФР России в ЮВР на территории Пензенской области было поручено провести камеральную проверку соблюдения требований законодательства РФ ОАО «Каменский элеватор» в части подготовки и проведения общего собрания акционеров по итогам 2008 г., а также в части раскрытия информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
Предписанием РО ФСФР России в ЮВР от 30.06.2009 г. № 42-09-АС-11/3593 ОАО «Каменский элеватор» предложено в срок не позднее 15 дней с момента получения представить анкету эмитента, а также копии следующих документов: протокол годового общего собрания акционеров за 2008 год; информацию об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2008 года (публикации в СМИ, реестр рассылки заказных писем и др.); выписку из последней редакции устава с информацией об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров; протокол счетной комиссии по итогам годового общего собрания акционеров за 2008 год; документы уполномоченного органа общества по подготовке к проведению годового общего собрания акционеров за 2008 год; годовой отчет общества за 2008 год.
Данное предписание получено заявителем 08.07.2009 г.
31.07.2009 г. и 04.08.2009 г. запрошенные предписанием от 30.06.2009 г. документы представлены в РО ФСФР в ЮВР.
В процессе проведения камеральной проверки проверяющим составлена служебная записка, в которой было сообщено о необходимости представления и исследования дополнительных документов.
Предписанием РО ФСФР в ЮВР от 09.11.2009 г. № 42-09-АС-12/6372 у ОАО «Каменский элеватор» дополнительно затребованы следующие документы: Устав общества (со всеми изменениями и дополнениями); список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; журнал регистрации участников общего собрания акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; все бюллетени голосования общего собрания акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; квитанции об отправке сообщения о проведении общего собрания акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; отчет об итогах голосования на общем собрании акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; документы, подтверждающие отправку акционерам отчета об итогах голосования на общем собрании акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.; годовую бухгалтерскую отчетность, утвержденную общим собранием акционеров по итогам 2008 г., проведенного 05.05.2009 г.
На основании служебной записки от 20.11.2009 г. срок проведения камеральной проверки ОАО «Каменский элеватор» продлен до 25.12.2009 г.
В связи с невыполнением заявителем предписания от 09.11.2009 г. № 42-09-АС-12/6372 в установленный срок в отношении ОАО «Каменский элеватор» 10.12.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг № 42-09-СА-12/194 пр-ап. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ОАО «Каменский элеватор».
Определением РО ФСФР в ЮВР от 15.12.2009 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.12.2009 г., а затем отложено на 25.01.2010 г.
Определение об отложении рассмотрения дела получено ОАО «Каменский элеватор» 12.01.2010 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Письмом от 25.01.2010 г. № 9 ОАО «Каменский элеватор» сообщило РО ФСФР в ЮВР о невозможности прибытия в административный орган своего представителя и просило рассмотреть дело в его отсутствие.
25.01.2010 г. руководителем административного органа в отсутствие представителя ОАО «Каменский элеватор» рассмотрены протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 42-09-344/ап, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод в решении о том, что Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н и Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора не предусматривают такого действия РО ФСФР России как вынесение повторного предписания о предоставлении документов в процессе проведения камеральной проверки, поскольку повторным может быть лишь предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Изложенные выводы суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд считает ошибочными в связи со следующим.
Объективная сторона правонарушения части 9 статьи 19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Следовательно, определяющим критерием указанного правонарушения является законность предписания, за невыполнение которого установлена административная ответственность.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами государственной функции контроля и надзора при проведении проверок предусмотрен Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора, которым возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н (далее - Положение), и Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н (далее - Регламент).
Пунктом 1.3.4 Положения предусмотрено, что камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.
Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
Порядок проведения камеральных проверок предусмотрен пунктом 21 Регламента, согласно которому последовательность действий при проведении указанной проверки состоит в следующем:
- направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов;
- анализ полученных документов;
- по мере необходимости запросы у проверяемой организации, иных организаций и органов власти документов;
- анализ полученных документов;
- завершение проверки.
В силу Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» от 30.06.2004 г. № 317 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания, в том числе эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Право выдачи предписаний о представлении документов предусмотрено пунктом 7 статьи 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг», где указано, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Требования к проведению проверок эмитентов установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 г. № 07-108/пз-н.
В силу пункта 1.3.4 указанного Положения камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.
Порядок проведения проверок установлен Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007г. № 07-107/пз-н.
Согласно пункту 21 Административного регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.
Из содержания пункта 21 Административного регламента следует, что направление предписания о представлении документов является первым и самым важным этапом проведения камеральной проверки, поскольку преследует цель получения информации, необходимой для реализации контрольных функций ФСФР. Приведенная в данном пункте схема действий является примерной и не исключает возможности запрашивать повторным предписанием дополнительные документы и сведения, которые будут необходимы для проведения камеральной проверки.
Системное толкование пункта 7 статьи 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункта 21 Административного регламента, части 9 статьи 19.5 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что законодатель установил повышенную ответственность за неисполнение предписаний ФСФР, в том числе о представлении документов. Регламентом предоставлена возможность запрашивать документы предписанием, тем самым установлена повышенная ответственность за непредставлении документов для проверки, при этом ошибочным является вывод о том, что ФСФР лишена возможности запросить дополнительные документы в той же форме, то есть предписанием.
Таким образом, у административного органа имелись полномочия в рамках проведения камеральной проверки по направлению в адрес общества предписания о предоставлении документов и установления срока его выполнения.
При проведении в отношении ОАО «Каменский элеватор» камеральной проверки РО ФСФР России были соблюдены нормы действующего законодательства.
Предписание РО ФСФР России в ЮВР было выдано в рамках установленных законом полномочий и является законным, обоснованным. Следовательно, привлечение к административной ответственности за неисполнение данного предписания также является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Указанная норма административного законодательства не содержит каких - либо исключений относительно того, за не исполнение каких конкретно предписаний устанавливается ответственность.
Эта норма административного законодательства предполагает ответственность субъекта за неисполнение любого законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, включая и предписание о предоставлении документов.
Этот вывод суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от11.05.2010 г. по делу № А27-24640/2009, Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2010 г. по делу № Ф09-2704/10-С1, Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2010 г. по делу № А40-158164/09-152-1192.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы административного законодательства, решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 апреля 2010 года по делу № А49-1177/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Каменский элеватор» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи В.В. Кузнецов
Н.Ю. Марчик