ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4918/2015 от 13.05.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 мая 2015 года                                                                              Дело № А55-18540/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  18 мая 2015 года

   Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «ПКФК «Титан» - ФИО1, директор – протокол № 2 от 21.07.2014г.;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары – ФИО2, доверенность от 14.08.2014г. № 03-10/08686;

от ООО «Сигма» - не явился, извещен;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области г. Новокуйбышевск – ФИО3, доверенность от 19.02.2015г. № 05-19/03308;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 г.Москвы - не явился, извещен;

от Инспекции Федеральной налоговой службы №5 г.Москвы - не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2015 года по делу  №     А55-18540/2014 (ФИО4),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПКФК «Титан», г.Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары, г.Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

ООО «Сигма», г.Москва,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области г. Новокуйбышевск,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 г.Москвы, г. Москва,
Инспекции Федеральной налоговой службы №5 г.Москвы, г. Москва,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПКФК «Титан» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения заявленных требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в котором просило суд признать недействительными:

- решение от 01 августа 2013 года ИФНС России по Ленинскому району г.Самары о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путем реорганизации в форме слияния;

- решение от 01 августа 2013 года №2156 ИФНС России по Ленинскому району г.Самары о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности при реорганизации в форме слияния ООО «ТрансАвто».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2015 г. заявленные требования удовлетворены.    

Не согласившись с выводами суда, ИФНС России по Ленинскому району г.Самарыподала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «ПКФК «Титан».

В апелляционной жалобе указывает, что достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Податель жалобы ссылается на то, что Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.

Поэтому, по мнению подателя жалобы, решение Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Самары о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путем реорганизации в форме слияния от 01.08.2013г. №2156 и Решение Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Самары о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности при организации в форме слияния ООО «ТрансАвто» от 01.08.2013г. №2156 были приняты законно и обоснованно.

В судебном заседании представители ИФНС России по Ленинскому району г.Самары и МИФНС № 16 по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ООО «ПКФК «Титан» считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

18.02.2013г. единственными участниками ООО «Алекс» (ОГРН <***>), ООО «Сибирская-Платина» (ОГРН <***>), ООО «Матиз» (ОГРН <***>), ООО «Текс» (ОГРН <***>), ООО «СОДРУДЖЕСТВО «Мой дом» (ОГРН <***>), ООО «Интерак-С» (ОГРН <***>), ООО « Вымпел АС» (ОГРН <***>), ООО «Стройкомплект-С» (ОГРН <***>), ООО «Металлкон» (ОГРН <***>), ООО Компания союз» (ОГРН <***>), ООО «Новьавто» (ОГРН <***>),ООО «Трансавто» (ОГРН <***>), ООО «Промтехсервис» (ОГРН <***>) были приняты решения о реорганизации в форме слияния в ООО «Сигма».

22.07.2013г. ООО «Алекс» (ОГРН <***>), ООО «Сибирская-Платина» (ОГРН <***>), ООО «Матиз» (ОГРН <***>), ООО «Текс» (ОГРН <***>), ООО «СОДРУДЖЕСТВО «Мой дом» (ОГРН <***>), ООО «Интерак-С» (ОГРН <***>), ООО « Вымпел АС» (ОГРН <***>), ООО «Стройкомплект-С» (ОГРН <***>), ООО «Металлкон» (ОГРН <***>), ООО Компания союз» (ОГРН <***>), ООО «Новьавто» (ОГРН <***>),ООО «Трансавто» (ОГРН <***>), ООО «Промтехсервис» (ОГРН <***>) был подписан протокол общего собрания участников и передаточные акты с ООО «Сигма».

25.07.2013г. за вх. № 2156 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары представлено заявление о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путём реорганизации.

Заявление подписано директором ООО «Текс» ФИО5.

Единственным участником ООО «Сигма» и лицом, имеющим право действовать без доверенности, являлась ФИО6.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары приняты решение о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путем реорганизации в форме слияния от 01 августа 2013 года №2156 и Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности при реорганизации в форме слияния ООО «ТрансАвто» от 01 августа 2013 года № 2156.

01.08.2013г. в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары внесена запись ОГРН <***> о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путём реорганизации в форме слияния.

01.08.2013г. в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары внесена запись ГРН 2136315076390 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «ТрансАвто» при реорганизации в форме слияния.

10.02.2014г. регистрационное дело в отношении ООО «Сигма» (ОГРН <***>), зарегистрированного по адресу: 115093, <...>, перенаправлено в ИФНС России №5 по г. Москвы 10.02.2014г.

ООО «ПКФК «Титан», являясь кредитором реорганизованного юридического лица ООО «ТрансАвто» на общую сумму 611 378 руб., считает, что указанные решения налогового органа приняты с нарушением норм закона, его прав и законных интересов, поскольку заявитель лишен возможности получить задолженность ООО «ТрансАвто».

При принятии решения об удовлетворении заявленных ООО «ПКФК «Титан» требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Истец, ссылаясь на нарушение его прав проведенной реорганизацией, указывает на то, что в передаточном акте не указано о наличии кредиторской задолженности перед ним, также указывает на допущенные нарушения требований статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: отсутствие заблаговременного уведомления о реорганизации, что, по мнению истца, свидетельствует о сознательных действиях слившихся юридических лиц, направленных на уход от погашения задолженности истцу, как кредитору общества.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Согласно п.1.3. ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) сведений учета в системе обязательного пенсионного страхования») и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом первой инстанции верно отмечено в решении, что вышеуказанная процедура о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» при создании путём реорганизации в форме слияния была нарушена, поскольку в нарушение п.1.3. ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ заявление подписано лицом, не указанным в пп. «а» - «д» п.1.3. ст.9 указанного закона.

В данном случае заявление подписано ФИО5, тогда как заявление могло быть подписано лишь единственным участником ООО «Сигма» ФИО6.

В нарушение п.1 ст.9 и п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ документы в регистрирующий орган были представлены ФИО5 без приложения к представляемым документам нотариально удостоверенной доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально.

Материалы регистрационного дела ООО «Сигма» такого документа не содержат.

Также в нарушение пп. «ж» п.1 ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ материалы регистрационного дела ООО «Сигма» не содержат документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо сведений о получении регистрирующим органом такого документа по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме.

Согласно п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

Судом сделан правильный вывод о том, что учитывая, что заявление о государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» подписано неуполномоченным лицом; в регистрирующий орган не представлены копия доверенности представителя и документ, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, у Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары имелось несколько оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица ООО «Сигма» и, соответственно, о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности при реорганизации в форме слияния ООО «ТрансАвто».

Таким образом, оспариваемые решения не соответствуют требованиям закона и нарушают права ООО «ПКФК «Титан» как кредитора реорганизованного юридического лица, что согласно ст.201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных ООО «ПКФК «Титан» требований.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы, приведенные ИФНС по Ленинскому району г. Самары в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2015 года по делу №А55-18540/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                      ФИО7