ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4921/2022 от 01.06.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

57/2022-88084(1)





ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года  Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2022 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,  при участии: 

от Акционерного общества "Самарская сетевая компания" – до перерыва  представителя ФИО1.(доверенность от 07.02.2022), после перерыва  представитель не явился, извещено, 

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и  природопользования Самарской области – до и после перерыва представитель не явился,  извещено, 

от Территориального управления Росимущества в Самарской области – до и после  перерыва представитель не явился, извещено, 

от ФИО2 – до и после перерыва представитель не явился,  извещен, 

от ФИО3 – до и после перерыва представитель не  явился, извещена, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного  общества "Самарская сетевая компания" 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года по делу
 № А55-28159/2021 (судья Степанова И.К.),

по заявлению Акционерного общества "Самарская сетевая компания" 

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования  Самарской области, 

с участием третьих лиц - Территориального управления Росимущества в Самарской  области, ФИО2, ФИО3, 

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее – заявитель,  общество) обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать решение  Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования 


[A1] Самарской области № МЛХ-05-02/20751 от 23.08.2021 незаконным и обязать  Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования  Самарской области выдать разрешение на использование земель (или: земельного  участка), находящихся в государственной собственности для проведения работ по ВЛ- 0,4 кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4 ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч», в  кадастровом квартале 63:15:0902003, площадью 506 кв. м. на срок 10 (десять) месяцев в  соответствии с координатами: 

Координаты

V

Y

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных 

требований на предмет спора, были привлечены: Территориальное управление  Росимущества в Самарской области, ФИО2, ФИО3. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить  решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года по делу 

 № А55-28159/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные  требования удовлетворить, указывая на неправильное применение судом норм  материального права. 

Податель апелляционной жалобы указывает на необоснованный отказ ответчика в  выдаче разрешение на использование испрашиваемого участка земель для проведения  работ по строительству ВЛ-0,кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4  ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч», в кадастровом квартале 63:15:0902003, площадью 506 кв. м.,  невозможность в связи с этим осуществления заявителем основной деятельности по  осуществлению в рассматриваемом случае технологического подключения объекта по  договору от 21.01.2020 № 346/3 . 

Как указывает Общество, суд первой инстанции сделал вывод, что Министерство  правомерно отказало в выдаче разрешения на использование земель под строительство  ВЛ-0,4 кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4 ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч»,  на основании п. 9 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от  27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование  земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной  собственности». Однако вышеуказанный нормативный акт не применим к отношениям  по строительству линейных объектов на государственных, муниципальных землях. 

Также суд неверно ссылается на нормы Земельного кодекса подлежащие  применению. Так суд в решении указывает на ст. 39.34 ЗК РФ. Однако норма права,  дающая основания для размещения линий электропередач на государственных землях,  это статья 39.33 ЗК РФ

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или  юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и  установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: размещение 


[A2] нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов,  виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства от 03.12.2014г. № 1300 к объектам, размещение  которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных  участков и установления сервитутов, отнесены, среди прочего, линии электропередачи  классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции,  распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи  электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения  на строительство. 

Из п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ следует, что порядок и условия размещения объектов,  размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления  земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, регулируется  нормативно правовым актом субъекта РФ. 

Таким нормативным актом в Самарской области является Постановление  Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 «Об утверждении порядка и  условий размещения объектов, виды которых определены постановлением  Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и  признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской  области». 

Вышеназванные нормативные акты подлежат применению к отношениям по  выдаче разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в  государственной и муниципальной собственности для размещения объектов, виды  которых установлены Постановлением Правительства от 03.12.2014г. № 1300. 

Однако эти нормы суд в обжалуемом решении суда не применил, хотя в заявлении  об оспаривании Истец ссылался именно на эти нормы права. 

Определением суда апелляционной инстанции от 30.03.2022 апелляционная жалоба  принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной  жалобы на 25.04.2022. 

В материалы дела от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды  и природопользования Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в  котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение  Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года по делу № А55-28159/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как  необоснованную. 

Определением суда апелляционной инстанции от 26.04.2022 судебное  разбирательство по делу было отложено на 25.05.2022. 

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя  апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. 

Представители Министерства и третьих лиц в судебное заседание апелляционного  суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного  разбирательства в суде апелляционной инстанции. 

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную  жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Министерства  и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной  жалобы. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 25 мая  2022 года до 01 июня 2022 года. Информация о перерыве и продолжении судебного 


[A3] заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на  доске объявлений в здании суда). 

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной  инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим  отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных АО  "Самарская сетевая компания" требований. 

Как следует из материалов дела, общество обратилось в Министерство с  заявлением о выдаче разрешения на использование земель (или: земельного участка),  находящихся в государственной собственности исх. № 17673 от 23.07.2021 для  проведения работ по строительству ВЛ-0,4 кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА В  Л-10 кВ Ф-4 ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч» в кадастровом квартале 63:15:0902003, площадью  506 кв. м. на срок 10 (десять) месяцев в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой  ( т.1 л.д. 6). 

Данное заявление Общество обосновало ссылками на положения ст.39.36  Земельного кодекса РФ, пункт 5 Порядка и условий размещения объектов, виды  которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и  размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления  земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением  Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595. 

К заявлению в Министерство заявителем была приложена Схема границ  предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом  плане территории с указанием координат характерных точек границ территории на 1 л.,  а также Технические условия от 21.01.2021 года № 346/3 на 2л. 

Министерством письмом № МЛХ-05-02/20751 от 23.08.2021 ( т.1 л.д. 9-10)  отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка для проведения  работ по строительству ВЛ-0,4 кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4  ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч», так как указанная в заявлении цель проведения работ не  соответствует целям разрешенного использования указанных в «Правилах выдачи  разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в  государственной или муниципальной собственности», утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения  на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или  муниципальной собственности». 

Министерство также сообщило, что указанное заявление рассмотрено и что  порядок рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением лесных участков в  пользование для заявленных целей, установлен ст. 45 ЛК РФ, Административным  регламентом, утвержденным Постановлением Губернатора Самарской области от  13.10.2017 № 215 «О внесении изменений в Постановление Губернатора Самарской  области от 08.08.2014 № 206 «Об утверждении Административного регламента  предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и  природопользования Самарской области государственной услуги по предоставлению в  пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное)  пользования, аренду, безвозмездное срочное пользование». 

Заявитель считает оспариваемое решение незаконным, ссылаясь на п.1, 2 ст. 101,  подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33, пункт 3 статьи 39.36  Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Лесного кодекса Российской  Федерации. 

Заявитель также ссылается на Постановление Правительства от 03.12.2014 № 1300,  согласно которому, к объектам, размещение которых может осуществляться на землях  или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной 


[A4] собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов,  отнесены, среди прочего, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также  связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное  предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для  размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также на Правила  выдачи разрешения на использование земель (или: земельного участка), находящихся в  государственной собственности, регламентированные Постановлением Правительства  Самарской области от 17.10.2018 № 595 «Об утверждении порядка и условий  размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства  Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или  земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и  признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской  области, в соответствии с которым подано заявление в министерство. 

Заявитель считает отказ Министерства с указанием на необходимость применения  Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил  выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в  государственной или муниципальной собственности», ст. 45 ЛК РФ и соответствующего  регламента, необоснованным, поскольку не приняты во внимание указанные выше  нормы Земельного кодекса Российской Федерации. 

Заявитель отмечает, что строительство линии электропередачи планируется  провести в целях исполнения договора об осуществлении технологического  присоединения к электрическим сетям от 21.01.2020г. № 346/3. Заключение договора  является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или  уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе  обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков,  причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. 

Заявитель указывает на то, что не предоставление разрешения на использование  земельного участка делает невозможным исполнение договора технологического  присоединения. Заявитель считает нарушенными права и законные интересы  оспариваемым решением Министерства. 

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции указал, что  Министерство правомерно, на основании пункта 9 Правил выдачи разрешения на  использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от  27.11.2014 № 1244, отказало в выдаче разрешения использование земель для проведения  работ по строительству ВЛ-0,4аВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4  ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч». При этом ссылка заявителя на дополнение Приказом  Минприроды России от 24.08.2021 № 583 Перечня случаев использования лесов для  строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления  лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного  сервитута, утвержденного Приказом № 434, отклонена судом первой инстанции с  указанием на то, что указанный Перечень случаев дополняется подпунктом "д"  относительно размещения линейных объектов, а не строительства линейных объектов.  С учетом изложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления  Общества 

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в  судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их 


[A5] соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или  совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному  правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых  действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействие). 

Как следует из материалов дела, Общество является сетевой организацией,  владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает  услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке  технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических  установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2 Правил  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и  оказания этих услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N  861). 

Заявитель отмечает, что строительство вышеуказанной линии электропередачи  планируется провести в целях исполнения договора об осуществлении технологического  присоединения к электрическим сетям от 21.01.2020г. № 346/3. Заключение договора  является обязательным для сетевой организации. 

К заявлению исх. № 17673 от 23.07.2021, направленному в Министерство,  Общество приложило Технические условия № 346/3 от 21.01.2021 года, являющиеся  приложением к названному договору об осуществлении технологического  присоединения к электрическим сетям и предусматривающие обязанность сетевой  организации по строительству ВЛ-0,4 кВ до проектируемой точки присоединения,  расположенной у подключаемого объекта. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации ( далее - ЛК  РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных  насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским  законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не  установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 

Согласно п.3 ч.1 ст.21 ЛК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт,  ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не  связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются  при использовании лесов в целях: строительства, реконструкции и эксплуатации  линейных объектов. 

В целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи (в том числе в  целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и  сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и  санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и  создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов ( ч.5 ст.21  ЛК РФ). 

В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование  лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка,  установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без  изъятия лесных ресурсов. 


[A6] Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция,  эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов. 

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка,  установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45  ЛК РФ). 

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель  или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или  юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и  установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных  торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых  устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Согласно п.3 ст.39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может  осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления  сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2  настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок  и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым  актом субъекта Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об  утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"  (далее - Постановление N 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение  которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных  участков и установления сервитутов (далее - Перечень). 

Пунктом 5 указанного Перечня в него включены линии электропередачи классом  напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции,  распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи  электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется  разрешения на строительство. 

Как отмечено выше, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской  Федерации также предусмотрено, что порядок и условия размещения указанных  объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации. 

Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595  утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены  постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может  осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления  сервитутов ( далее – Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Самарской  области от 17.10.2018 № 595 ). 

Согласно пп. 6 пункта 5 указанного Порядка, утвержденного Постановлением  Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595, без проведения аукциона и без  взимания платы размещаются следующие объекты: линии электропередачи классом  напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции,  распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи  электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения  на строительство. 

С учетом изложенного, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в 


[A7] совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность  использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в  целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на  размещение которых не требуется получения разрешения на строительство. 

Вышеназванные нормативные акты подлежат применению к отношениям по  выдаче разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в  государственной и муниципальной собственности для размещения объектов, виды  которых установлены Постановлением Правительства от 03.12.2014г. № 1300. 

Суд первой инстанции, изложив в обжалуемом решении доводы Общества, вместе  с тем не дал им оценки, не указал мотивы, по которым данные доводы не были приняты  судом. 

Ссылки Министерства и суда первой инстанции на Правила выдачи разрешения  на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от  27.11.2014 № 1244, необоснованны, поскольку согласно пункту 1 указанных Правил  данные Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или  земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в  целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской  Федерации. Однако в рассматриваемом случае, заявитель обратился с заявлением о  выдаче разрешения на использование земель не в целях, предусмотренных п.1 ст.39.34  Земельного кодекса РФ, а в соответствии с п.6 ст. 39.33 ЗК РК для размещения  объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, п.3  ст.39.36 ЗК РФ и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской  области от 17.10.2018 № 595. 

Таким образом, Министерством и судом первой инстанции неверно применены  нормы закона, регулирующие спорные отношения. 

Отказ Министерства не основан на законе, нарушает права и интересы заявителя .

Суд первой инстанции необоснованно принял во внимание ссылки ответчика на  Приказ Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 в обоснование правомерности  оспариваемого отказа в выдаче заявителю испрашиваемого разрешения на  использование земель. 

Во первых, оспариваемое в рамках настоящего дела решение Министерства №  МЛХ-05-02/20751 от 23.08.2021 ссылок на Приказ Минприроды России от 10 июля  2020 г. N 434 в обоснование отказа, не содержит. 

Также, подзаконный акт не может противоречить закону.

Судом первой инстанции необоснованно отклонены ссылки и доводы АО «ССК»  о том, что на основании Приказа Минприроды России от 24.08.2021 № 583 «О внесении  изменений в Правила использования лесов для строительства, реконструкции,  эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для  строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления  лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного  утвержденные приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. № 434». 

Приказом Минприроды РФ от 24.08.2021 № 583, Приказ N 434 приведен в точное  соответствие с действующими редакциями Земельного и Лесного кодексов РФ. 

Вносимые Приказом № 583 изменения:

«1. В Правилах использования лесов для строительства, реконструкции,  эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10  июля 2020 г. N 434: 

а) абзацы второй - четвертый пункта 3 признать утратившими силу;  б) пункт 3 дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания: 

"3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 3 Перечня случаев  использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных 


[A8] объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления  сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу,  использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или  земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса  Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44,  ст. 4147; 2019, N 52, ст. 7820). 

В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев  использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления  сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу,  использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса  Российской Федерации". 

"д) размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня  видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных  участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.». 

Суд посчитал, что заявленное АО «ССК» строительство не соответствует  вышеназванному нормативному акту, в котором упоминается не строительство, а  размещение линейных объектов. 

Однако анализ вышеприведенных положений законодательства, в том числе  Лесного кодекса РФ, Перечня видов объектов, размещение которых может  осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления  сервитутов, утвержденного Постановлением № 1300, положений Правил использования  лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов содержащих  в тексте фразы «для размещения объектов, связанных со строительством,  реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов...») и анализ Перечня случаев  использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления  сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 10  июля 2020 г. N 434, позволяет сделать вывод о том, что понятие « размещение линейных  объектов» более широкое понятие, включающее в себя строительство, реконструкцию,  эксплуатацию линейных объектов. 

Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение принято судом  первой инстанции при неправильном применении норм материального права и на  основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ подлежит отмене. 

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, 


[A9] решений и действий (бездействия) незаконными. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 269 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции  отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года по делу 

 № А55-28159/2021 и принимает по делу новый судебный акт, которым удовлетворяет  заявленные АО "Самарская сетевая компания" требования. 

Из норм пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ следует, что при  удовлетворении требований заявителя в резолютивной части решения по делу об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно  содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или  решения, действия (бездействия) незаконными и обязанность устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Судебные расходы заявителя по делу подлежат отнесению на Министерство в  соответствии со ст. 110 АПК РФ

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2022 года по делу   № А55-28159/2021 отменить, принять новый судебный акт. 

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны  окружающей среды и природопользования Самарской области № МЛХ-05-02/20751 от  23.08.2021. 

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и  природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земель,  находящихся в государственной собственности для проведения работ по строительству  ВЛ-0,4 кВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4 ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч»,  в кадастровом квартале 63:15:0902003, площадью 506 кв. м. на срок 10 (десять) месяцев  в соответствии со схемой, приложенной к заявлению АО "Самарская сетевая компания"  от 23.07.2021. 

Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и  природопользования Самарской области в пользу Акционерного общества "Самарская  сетевая компания" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи И.С. Драгоценнова

 Н.В. Сергеева