ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности определения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
17 августа 2007 г. дело № А55-2203/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 15.01.2007).
от ответчиков:
от Департамента имущественных отношений Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) - представитель ФИО2 (доверенность от 28.12.2006 № 605),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - представитель ФИО3 (доверенность от 16.01.2007 №9),
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2007г., в помещении суда, в зале № 1, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2007 г. о замене стороны (должника) в исполнительном производстве, принятое в рамках дела А55-2203/2006 (судья Исаев А.В.), возбужденного по заявлению ОАО «Самарский кирпич», г. Самара, к Департаменту имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, - должник по исполнительному производству, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве по делу № А55-2203/2006.
Взыскатель просит заменить сторону в исполнительном производстве Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области на сторону - Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, расположенную по адресу: 443006, <...>.
В обоснование заявления должник указывает на то, что в соответствии с Земельным кодексом РФ, законом Самарской области от 30.05.2006 г. № 45-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» и Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 01.07.2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Ссылаясь на ст. 48 АПК РФ заявитель просит произвести замену должника на Министерство имущественных отношений.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2007 г. ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области удовлетворено, произведена замена должника Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области на Министерство имущественных отношений Самарской области по делу № А55-2203/2006.
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 15.06.2007 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила определение суда от 15.06.2007. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в судебном заседании просила определение суда от 15.06.2007. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО «Самарский кирпич» в судебном заседании просила определение суда от 15.06.2007. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей налоговых органов, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что определение суда от 15.06.2007 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, в производстве Арбитражного суда Самарской области рассматривалось дело № А55-2203/2006-35 по заявлению ОАО «Самарский кирпич» к Департаменту имущественных отношений Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области о признании незаконными действий. Решением арбитражного суда Самарской области, изготовленным в полном объеме 10.07.06г., требования ОАО «Самарский кирпич» удовлетворены. Действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - ТУ ФАУФИ по Самарской области, Должник), выразившиеся в отказе ОАО «Самарский кирпич» (далее - Взыскатель) в приватизации земельных участков, расположенных в г. Самаре по ул. Соколова – 1, площадью 26.741,7 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612001:0001 и площадью 745,4 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612002:0005 признаны незаконными, и Должник был обязан судом принять решение о приватизации Взыскателем вышеуказанных земельных участков.
Решение суда Iинстанции от 10.07.06 г. не было обжаловано ни в апелляционной, ни в кассационной инстанциях, вступило в законную силу.
В связи с неисполнением решения суда 13.03.07г. по заявлению ОАО «Самарский кирпич» Арбитражным судом Самарской области был выдан исполнительный лист № 053352 для принудительного исполнения решения арбитражного суда, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Самары ФИО4 было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства № 6220/574/2/2007 (т.3 л.д. 18-19, 51).
14.05.07г. ТУ ФАУФИ по Самарской области обратилось в суд с ходатайством о замене его как должника, на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В обоснование данного ходатайства Должник указал, что в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Самарской области № 45-ГД от 30.05.06г. «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» и Постановлением Правительства Самарской области № 67 от 13.06.06г. «Об органах исполнительной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 01.07.06г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Исходя из этого, в случае, если земельные участки не находятся в собственности Российской Федерации, с 01.07.06г. Должник не является уполномоченным органом на принятие решений о приватизации таких земельных участков в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу чего, а также в соответствии со ст.48 АПК РФ, ГУ ФАУФИ по Самарской области просил произвести замену должника на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, принимая определение об удовлетворении заявления о замене должника, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку исполнение судебных актов арбитражного суда является стадией арбитражного процесса, то в данном случае распространяются общие положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и нормы ст. 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве. Следовательно, рассмотрение вопроса о замене стороны ее правопреемником на стадии исполнения судебного акта осуществляется и в том случае, если исполнительный лист не предъявлен к исполнению и исполнительное производство не возбуждено.
Исковые требования Взыскателя были основаны на нескольких нормативных документах, в том числе - на основании п. 7 Постановления Правительства РФ № 576 от 07.08.02г. «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю».
Указанное выше постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 404 от 30.06.06г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». Данное постановление вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования. - 14.07.06г. в «Российской Газете», т.е. 21.07.06г.
Должником в ходатайстве обоснованно указано на то, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона № 53-ФЗ от 17.04.06г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в законную силу с 1 июля 2006 года, т.е. до вынесения решения суда в полном объеме, «распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, юродских округов».
В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст.1 Закона Самарской области № 45-ГД от 30.05.06г. «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года.
Пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области № 15 от 17.02.07г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 21.06.06г. № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» решение данного вопроса отнесено к полномочиям Министерства имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции, пришедшего к выводу о том, что в силу закона именно Министерство, а не Должник, в случае, если земельные участки не находятся в собственности Российской Федерации, с 1 июля 2006 года является уполномоченным органом на принятие решений о приватизации таких земельных участков в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения ходатайства и производстве замены ТУ ФАУФИ по Самарской области, как Должника в исполнительном производстве по делу №А55-2203/2006-53 на фактического правопреемника - Министерство имущественных отношений Самарской области.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заинтересованное лицо доказало факт выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении и наличие правопреемника.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда от 15.06.2007 г., основанного на материалах дела и правильном применении норм процессуального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении заявления, им дана правильная оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права
Руководствуясь ст.ст.101,110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2007 года по делу № А55-2203/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.И. Захарова
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.Г. Филиппова