ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5177/2007 от 29.08.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30  августа 2007 г.                                                                                 Дело № А55-5540/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 29  августа 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 30  августа 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей   Поповой Е.Г., Семушкина В.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сливчиковой Н.А.

с участием:

от заявителя –  ФИО1, доверенность от 01.03.2007 г., ФИО2, доверенность от 12.04.2007 г.,

от ответчика – ФИО3, доверенность от 25.07.2007 г. № 04-08/544/01-43/32456,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 1 дело по  апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 18  по Самарской области   на решение  Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2007 г. по делу № А55-5540/2007 (судья Гордеева С.Д.),

принятое по  заявлению ООО «Магнит», г. Самара

к Межрайонной ИФНС России № 18  по Самарской области, г. Самара

о признании незаконным решения № 11-16/1163/01-43/12852 от 20.04.2007 г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, о признании незаконным решения № 11-16/1163/01-43/12852 от 20.04.2007г., вынесенного Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области (далее ответчик) в части отказа в возмещении из федерального бюджета НДС в размере 2 200 146 руб., уплаченного при приобретении товаров, используемых для осуществления экспортных операций.

Решением  Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2007 г. по делу № А55-5540/2007 заявление удовлетворено полностью. Признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области № 11-16/1163/01-43/12852 от 20 апреля 2007г. в части отказа в возмещении из федерального бюджета НДС в размере 2 200 146 рублей, уплаченного при приобретении товаров, используемых для осуществления экспортных операций. На ответчика возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления, поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке «0» процентов за декабрь 2006г. и документов, представленных в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, 20.04.2007 г. ответчиком принято оспариваемое решение № 11-16/1163/01-43/12852.

Указанным решением налогового органа подтверждена обоснованность применения заявителем налоговой ставки «0» процентов по экспортным поставкам в октябре 2006г., что является подтверждением реализации товаров на экспорт в сумме 12 302 575 руб. Этим решением ответчик отказал заявителю в возмещении из бюджета НДС, уплаченного при приобретении товаров, использованных для осуществления экспортных операций, в сумме 2 200 146 руб.

Отказ в возмещении заявителю из бюджета НДС в размере 2 200 146 руб. мотивирован тем, что в соответствии с п.п. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации лома не подлежат налогообложению на территории РФ. Тогда как заявления об отказе от освобождения таких операций от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ в МИФНС РФ № 18 по Самарской области   ООО «Магнит»  не представлял.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Магнит» в
2006 г. являлся экспорт лома черных металлов по контракту № 0262433 от
31.05.2006 г. с Республиканским Унитарным Предприятием «Белорусский металлургический завод», Беларусь.

Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация лома и отходов черных и цветных металлов. Указанная операция освобождается от налогообложения при наличии у налогоплательщиков лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 данной статьи).

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

В ходе камеральной проверки подтверждено наличие поставщиков ООО «Магнит». ответчик в своем решении подтверждает, что суммовые показатели поставщиков соответствуют данным, отраженным в предоставленной налоговой декларации. НДС исчислен поставщиками и уплачен в бюджет.

Пунктом 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 165 НК РФ установлен порядок подтверждения права на получение возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяемый Правительством Российской Федерации.

Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15.09.2004 г. термин «косвенные налоги» означает - налог на добавленную стоимость и акцизы; «нулевая ставка» - подразумевает обложение налогом на добавленную стоимость по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков НДС право на вычет или возмещение из бюджета сумм НДС; «экспорт товаров» - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.

В оспариваемом решении № 11-16/1163/01-43/12852 от 20.04.2007 г. ответчик подтвердил обоснованность применения заявителем налоговой ставки ноль процентов по экспортным поставкам в октябре 2006 г. и указал, что документы, предоставленные на камеральную проверку, соответствуют требованиям Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, ратифицированного Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 181-ФЗ.

Статьей 2 Соглашения установлен принцип взимания при экспорте товаров, выражающийся в том, что в данном режиме применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. Данное положение не распространяется на   товары,   вывозимые   с   территории   государства   одной   Стороны   и   ввозимые   на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством другой Стороны.

Неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Указанное Положение, как указано в его преамбуле, устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Российской Федерации в Республику Беларусь или из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Раздел 2 п. 1. названного Положения устанавливает, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.

При таких обстоятельствах и приоритете международного соглашения перед НК РФ заявитель вправе применять вычет и при невыполнении положений, предусмотренных п.5 ст. 149НКРФ.

В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Статьей 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке ноль процентов.

Положения п. 9 ст. 165 НК РФ не распространяются только на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. Исключения в отношении лиц, осуществляющих операции, не подлежащие налогообложению по ст. 149 НК РФ, статья 165НК РФ не содержит.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные в Кодексе вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставляемых продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В случае, если по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов превышают общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Вместе с контрактами и спецификациями заявителем в налоговый орган и в суд представлены счета-фактуры на поставку лома черного металла от ООО «Компания Гросс», ЗАО «Лортэк», ООО «Юнисервис», платежные поручение об оплате приобретенного товара, претензий к представленным документам налоговым органом не предъявлено,    факт оплаты товара, как и реальность осуществленных хозяйственных действий     не     оспаривается.     Налогоплательщиком     документально     подтверждено приобретение товара у  российских поставщиков, оприходование его и оплата, то есть фактическое несение заявителем расходов на уплату НДС.    В отношении сумм НДС, уплаченных  поставщикам  и  предъявленных  к  налоговому  вычету,  ответчик нарушений не установил.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ООО «Магнит» права на применение вычета по уплаченному налогу на добавленную стоимость в размере 2 200 146 руб.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от  19 июня 2007 г. по делу №А55-5540/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                     Е.Г. Попова

                                                                                                                                В.С. Семушкин