ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 мая 2015 года Дело № А55-29396/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» - ФИО1, доверенность от 30.03.2015г. № 55;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО2, доверенность от 13.01.2015г. № 11;
от Администрации Куйбышевского района городского округа Самара - не явился, извещен;
от Жилищного отдела Куйбышевского района Управления по жилищным вопроса Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2015 года по делу № А55-29396/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз», г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Администрации Куйбышевского района городского округа Самара, г. Самара,
к Жилищному отделу Куйбышевского района Управления по жилищным вопроса Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьего лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации Куйбышевского района городского округа Самара и Жилищному отделу Куйбышевского района Управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> и об обязании принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, третье лицо – Территориальное управление Росимущества в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что спорное имущество не может находиться в собственности Российской Федерации и с учетом императивных предписаний закона (приложение № 3 к постановлению № 3020-1, статьи 14, 50 и 85 Закона о местном самоуправлении, часть 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ) подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
По мнению подателя жалобы, отсутствие утвержденного решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не освобождает заинтересованное лицо от обязанности принять спорные объекты в муниципальную собственность, т.к. данные объекты в силу закона являются муниципальной собственностью.
Податель жалобы считает, что бездействие органа местного самоуправления по приемке имущества жилого фонда в муниципальную собственность является незаконным.
В судебное заседание представитель третьего лица – Территориального управления Росимущества в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества № 928/1 от 05.12.2012 года жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> находится в оперативном управлении у заявителя на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества от 25.10.2005 года № 108-р (т 1 л.д. 71-73).
Судом первой инстанции установлено, что данное распоряжение не содержит в себе сведений о передаче заявителю в оперативное управления вышеуказанного жилого дома (т.1 л.д. 8-70).
При этом, каких-либо иных доказательств, подтверждающих нахождение спорного жилого дома на праве оперативного управления у заявителя, заявителем суду не представлено.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлено решение Комитета по управлению имуществом города Самары от 18.11.1999 года № 671, согласно которому спорный жилой дом передан в оперативное управление Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Куйбышевского района г. Самара (т. 1 л.д. 76-81).
Указанные обстоятельства не позволили суду сделать вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием.
Суд правильно отметил, что Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» утвержден перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Положениями п. 1 данного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1 (1) настоящего Постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:
а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;
л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Судом верно отмечено в решении, что данный порядок заявителем не соблюден, с соответствующим заявлением с приложением вышеуказанных документов заявитель к заинтересованным лицам не обращался.
С учетом изложенного судом сделан верный вывод о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 828-О-П на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Во исполнение части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственности или собственность субъекта Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).
Как следует из пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо предоставить следующие документы:
а) выписку из реестра федерального имущества, содержащая сведения о
предлагаемом к передаче имуществе;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к
передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на
земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как
самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления
в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что
предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления федеральному государственному унитарному
предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно
(представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации
на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче
как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о
зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним);
д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия,
федерального государственного учреждения на передачу имущества,
принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие
(подписавшего такое письмо);
е) заверенную в установленном порядке копию устава федерального
государственного унитарного предприятия, федерального государственного
учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее
им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно,
предлагается к передаче;
ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в
отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального
государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых,
принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
соответственно, предлагается к передаче;
з) справку организации, осуществляющей государственный технический учет
и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о
технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в
случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации
предлагаемого к передаче имущества;
и) кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта,
предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;
л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с соответствующим заявлением с приложением вышеуказанных документов заявитель к заинтересованным лицам не обращался.
Кроме того, пунктом 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Довод Территориального управления о возникновении права муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не может быть принят во внимание судом при рассмотрении данной апелляционной жалобы, поскольку на момент издания указанного постановления спорный объект не был введен в эксплуатацию.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2015 года по делу № А55-29396/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи П.В. Бажан
В.Е. Кувшинов