ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5213/2015 от 18.05.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу   

25 мая 2015 года                                                                              Дело № А55-29396/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  25 мая 2015 года

  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» - ФИО1, доверенность от 30.03.2015г. № 55;

от Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО2, доверенность от 13.01.2015г. № 11;

от Администрации Куйбышевского района городского округа Самара - не явился, извещен;

от Жилищного отдела Куйбышевского района Управления по жилищным вопроса Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;

от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2015 года по делу № А55-29396/2014 (судья Агеенко С.В.),

по заявлению ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз», г. Самара,  

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Администрации Куйбышевского района городского округа Самара, г. Самара,

к Жилищному отделу Куйбышевского района Управления по жилищным вопроса Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

с участием третьего лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации Куйбышевского района городского округа Самара и Жилищному отделу Куйбышевского района Управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> и об обязании принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, <...>.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, третье лицо – Территориальное управление Росимущества в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

В апелляционной жалобе указывает, что спорное имущество не может находиться в собственности Российской Федерации и с учетом императивных предписаний закона (приложение № 3 к постановлению № 3020-1, статьи 14, 50 и 85 Закона о местном самоуправлении, часть 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ) подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.

По мнению подателя жалобы, отсутствие утвержденного решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не освобождает заинтересованное лицо от обязанности принять спорные объекты в муниципальную собственность, т.к. данные объекты в силу закона являются муниципальной собственностью.

Податель жалобы считает, что бездействие органа местного самоуправления по приемке имущества жилого фонда в муниципальную собственность является незаконным.

В судебное заседание представитель третьего лица – Территориального управления Росимущества в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из выписки из реестра федерального имущества № 928/1 от 05.12.2012 года жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, <...> находится в оперативном управлении у заявителя на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества от 25.10.2005 года № 108-р (т 1 л.д. 71-73).

Судом первой инстанции установлено, что данное распоряжение не содержит в себе сведений о передаче заявителю в оперативное управления вышеуказанного жилого дома (т.1 л.д. 8-70).  

При этом, каких-либо иных доказательств, подтверждающих нахождение спорного жилого дома на праве оперативного управления у заявителя, заявителем суду не представлено.

Кроме того, заявителем в материалы дела представлено решение Комитета по управлению имуществом города Самары от 18.11.1999 года № 671, согласно которому спорный жилой дом передан в оперативное управление Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Куйбышевского района г. Самара (т. 1 л.д. 76-81).

Указанные обстоятельства не позволили суду сделать вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием.

Суд правильно отметил, что Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Во исполнение положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» утвержден перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.

Положениями п. 1 данного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1 (1) настоящего Постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

 е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;

и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

 м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Судом верно отмечено в решении, что данный порядок заявителем не соблюден, с соответствующим заявлением с приложением вышеуказанных документов заявитель к заинтересованным лицам не обращался.

С учетом изложенного судом сделан верный вывод о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 828-О-П на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Во исполнение части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственности или собственность субъекта Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).

Как следует из пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо предоставить следующие документы:

а)         выписку из реестра федерального имущества, содержащая сведения о
предлагаемом к передаче имуществе;

б)        выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к
передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на
земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как
самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления
в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в)        копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что
предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления федеральному государственному унитарному
предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно
(представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г)         документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации
на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче
как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о
зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним);

д)        согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия,
федерального государственного учреждения на передачу имущества,
принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие
(подписавшего такое письмо);

е)         заверенную в установленном порядке копию устава федерального
государственного унитарного предприятия, федерального государственного
учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее
им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно,
предлагается к передаче;

ж)        выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в
отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального
государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых,
принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
соответственно, предлагается к передаче;

з)         справку организации, осуществляющей государственный технический учет
и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о
технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в
случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации
предлагаемого к передаче имущества;

и)        кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта,
предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с соответствующим заявлением с приложением вышеуказанных документов заявитель к заинтересованным лицам не обращался.

Кроме того, пунктом 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Довод Территориального управления о возникновении права муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не может быть принят во внимание судом при рассмотрении данной апелляционной жалобы, поскольку на момент издания указанного постановления спорный объект не был введен в эксплуатацию.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2015 года по делу              № А55-29396/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                      В.Е. Кувшинов