ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5225/2014 от 28.04.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

86/2014-37916(1)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

28 апреля 2014 г.

Дело № А72-1007/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Холодной С.Т.,

судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Ордена «Знак почета» сельскохозяйственного производственного кооператива "Волга" – извещен, не явился,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области – Миги Л.А., доверенность от 09.01.2014 г. № 03-11/00032,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года, в зале № 7, апелляцион- ную жалобу

Ордена «Знак почета» сельскохозяйственного производственного кооператива "Волга",

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года по делу № А72-1007/2013, судья Пиотровская Ю.Г.,

по заявлению Ордена «Знак почета» сельскохозяйственного производственного коопера- тива "Волга", Ульяновская область, Цильнинский район, с. Елховое Озеро, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Ордена "Знак почёта" сельскохозяйственный производственный кооператив "Волга" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недей- ствительными решений МРИ ФНС России № 2 по Ульяновской области № 17135 от 25.01.2013 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств СХПК «Волга», в том числе налога в сумме 437 858 руб., пени в сумме 112 443, 93 руб., штрафа 1 571 руб., всего на сумму 551 872, 93 руб.; № 18287 от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налогоплательщика или налогового органа, а также переводов электронных денежных средств по счету СХПК «Волга» в отделении № 8588 Сбербанка РФ БИК 047308602, расчетный счет № <***> на сумму 551 872, 93 руб.; № 18288 от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налого-


плательщика или налогового органа, а также переводов электронных денежных средств по счетам СХПК «Волга» в Ульяновском РФ ОАО «Россельхозбанк» БИК 047308897, рас- четные счета № 40702810165000000633 и № 407028810465000000443 на сумму 551 873, 93 руб.; № 18289 от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налогоплатель- щика или налогового агента, а также переводов электронных денежных средств по счету СХПК «Волга» в банке ЗАО «ФИА-Банк» БИК 043678929, расчетный счет № 40702810700010039176 на сумму 551 872, 93 руб.; № 18290 от 25.01.2013 года о приоста- новлении расходных операций налогоплательщика или налогового органа, а также пере- водов электронных денежных средств по счету СХПК «Волга» в Ульяновском филиале ОАО АКБ «Связь банк» БИК 047308864, расчетный счет № 40702810900230001135 на сумму 551 872, 93 руб., с учетом уточнения требований, принятого судом к производству в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Требования о признании недействительным решения налогового органа № 18289 от 25.01.2013 г. заявлены в рамках дела № А72-1821/2013, определением суда от 11.04.2013 г. объединено в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим делом.

Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2014 года заявленные требования Ордена "Знак почёта" сельскохозяйственного производственного кооператива "Волга" ос- тавлены без удовлетворения (том 2 л.д. 143-146).

В апелляционной жалобе Ордена «Знак почета» сельскохозяйственный производ- ственный кооператив "Волга" просит решение суда первой инстанции отменить полно- стью и принять новый судебный акт, признать решение № 17135 от 25.01.2013 г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств СХПК «Волга», в том числе налога в сумме 437 858 руб., пени в сумме 113 443,93 руб., штрафа 1 571 руб. всего на сумму 551 872,93 руб. недействительным; признать решение № 18287 Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налого- плательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов электрон- ных денежных средств по счету СХПК «Волга» в отделении № 8588 Сбербанка РФ БИК 047308602, расчетный счет № <***> на сумму 551 872,93 руб. недейст- вительным; признать решение № 18288 Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов электронных денежных средств по счетам СХПК «Волга» в Ульяновском РФ ОАО «Россельхозбанк» БИК 047308897, расчетным счетам № <***> и № 40702810465000000443 на сумму 551 872,93 руб. недействительным; признать решение № 18289 Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области от 25.01.2013 года о приостановлении расход- ных операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов электронных денежных средств по счету СХПК «Волга» в банке ЗАО «ФИА - Банк» БИК 043678929, расчетный счет № <***> на сумму 551 872,93 руб. недействительным; признать решение № 18290 Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области от 25.01.2013 года о приостановлении расходных операций налого- плательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также переводов электрон- ных денежных средств по счету СХПК «Волга» в Ульяновском филиале ОАО АКБ «Связь банк» БИК 047308864, расчетный счет № <***> на сумму 551 872,93 руб. недействительным, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.

Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 17.04.2014 г.

Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.


В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой ин- станции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетво- рению по следующим основаниям.

Заявитель обратился в Межведомственную территориальную комиссию Ульяновской области по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводите- лей с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию долгов на 01.12.2003 г., составляющих 11 341 800 руб., в том числе основной долг 3 977 200 руб., пени и штрафы 7 364 600 руб.

На основании решения Межведомственной комиссии по финансовому оздоровле- нию сельскохозяйственных товаропроизводителей заявитель был включен в программу финансового оздоровления.

МРИ ФНС России № 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам Ульяновской об- ласти с СХПК «Волга» было заключено Соглашение от 15.12.2003 г. о реструктуризации долгов на сумму 3 977 200 руб., в том числе задолженность по налогам, сборам в сумме 1 772 900 руб., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 2 204 300 руб. с отсрочкой погашения до 2009 года и рассрочкой погашения до 2014 года начиная с 2009 года.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Соглашения платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов по форме, согласно прило- жению, один раз в год, не позднее 15 декабря, при ежеквартальном мониторинге.

Плата за отсрочку и рассрочку долгов производится должником со дня подписания соглашения ежегодно не позднее 15 декабря.

Размер платы за отсроченную и рассроченную задолженность по платежам в феде- ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5 процента годовых.

СХПК «Волга» составлен график погашения долгов по соглашению о реструктури- зации долгов, согласно которому по сроку уплаты в 2012 году следует оплатить основной долг в размере 795 500 руб. (том 1 л.д. 150).

Также между заявителем и налоговым органом подписано соглашение о списании сумм пеней в размере 7 389 400 руб., в том числе перед бюджетами всех уровней в сумме 1 441 200 руб., по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 5 918 200 руб. (том 1 л.д. 116).

Налоговым органом во исполнение соглашения о списании суммы пеней и штра- фов принято решение о списании задолженности по пени и штрафам № 3 от 13.01.2004 г. на общую сумму 6 479 500, 24 руб. (том 1 л.д. 118).

Сторонами 05.04.2004 г. подписано измененное Соглашение о реструктуризации долгов с суммой долга 3 514 207, 22 руб., в том числе перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в размере 726 250, 21 руб., по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 2 787 957, 01 руб.

Указанным Соглашением предусмотрена отсрочка погашения долга до 2009 года, рассрочка погашения долга и начисленных процентов до 2014 года, начиная с 2009 года, а также Соглашение о списании сумм пеней и штрафов (том 1 л.д. 125, 126).

Исходя из того, что заявитель не оплатил платежи по графику реструктуризации по сроку уплаты 15.12.2012г., налоговым органом было выставлено требование об уплате на- лога, сбора, пени, штрафа № 188632 от 21.12.2012 г. со сроком уплаты 18.01.2013 г., в ко- тором налогоплательщику предложено уплатить налоги в размере 437 858 руб., пени в размере 113 389 руб., налоговые санкции в размере 1 571 руб. в срок для добровольной уплаты - 18.01.2013 года.


Поскольку требование № 188632 налогового органа в указанный срок исполнено не было, ответчиком в соответствии со статьей 46 НК РФ 25.01.2013 г. было принято решение № 17135 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, приняты решения от 25.01.2013 г. № 18287 - 18290 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Заявитель, не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратил- ся в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что обязанность по уплате спорной задолженности не подтверждена документально, требование № 188632 не соответствует положениям статьи 69 НК РФ, поскольку в нем не указаны основания для его направления, решения о приостановлении операций по счетам нарушают принцип со- размерности, а Соглашение о реструктуризации не может быть признано заключенным.

20 февраля 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

На основании решения Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области налогоплательщик включен в программу финансового оздоровления.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 09.07.2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» реструктуриза- ция долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление от- срочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.

Исходя из пункта 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйст- венных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 года № 52 если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 ме- сяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.

Пунктом 10 Соглашения о реструктуризации задолженности предусмотрено, что если налогоплательщик на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет налогоплательщика, письменно извещают межве- домственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяй- ственных производителей, право на реструктуризацию указанных долгов приостанавлива- ется.

Согласно выписке из протокола заседания Территориальной комиссии по финансо- вому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области № 48 от 11.04.2013 г. право на реструктуризацию долгов СХПК «Волга» было приоста- новлено сроком на 90 дней (том 2 л.д. 89-90).

После приостановления права на реструктуризацию погашение реструктурирован- ных платежей по сроку 15.12.2012 г. налогоплательщиком также не было произведено.

В соответствии со статьей 27 Закона № 83-ФЗ основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов, являются: неисполнение и (или) несвоевременное испол- нение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуриза- ции долгов.

Пунктами 11, 12 Соглашения предусмотрено, что соглашение считается расторгну- тым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов


организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей.

При расторжении соглашения долги налогоплательщика подлежат восстановлению в полном объеме, за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 и статьи 29 Федерального закона от 09.07.2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводите- лей», расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредито- ров, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника.

Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе на- чать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации дол- гов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, счита- ются наступившими.

В соответствии с пунктом 11 Порядка проведения реструктуризации долгов сель- скохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межве- домственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйствен- ных товаропроизводителей от 25.02.2003 г. № 4 сельскохозяйственные товаропроизводи- тели - должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неис- полнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обяза- тельств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвое- временного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов.

В материалах дела отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов.

Таким образом, Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сель- скохозяйственных товаропроизводителях Ульяновской области за налогоплательщиком сохранено право на реструктуризацию долгов, даже с учетом допущенных налогопла- тельщиком нарушений, а налоговый орган не обладает соответствующими полномочиями по приостановлению или расторжению соглашения о реструктуризации.

В требованиях, и в принятых налоговым органом решениях, указана зафиксиро- ванная в соглашении о реструктуризации и в соглашении о списании сумм пеней и штра- фов сумма задолженности налогоплательщика, не уплаченная до 15.12.2012 г., то есть в срок, предусмотренный Соглашением о реструктуризации.

Измененные Соглашения от 05.04.2004 г., в которых обозначены суммы задолжен- ностей по налогам, взносам в размере 3 514 207, 22 руб., и отражено, что рассрочка пога- шения долга и начисленных процентов осуществляется до 2014 года с погашением, начи- ная с 2009 года, платеж осуществляется один раз в год, не позднее 15 декабря, а также сумма пени и штрафов в размере 7 399 750, 63 руб. (том 1 л.д. 125 126).

Согласно выписке из протокола заседания территориальной комиссии по финансо- вому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области № 33 от 20.11.2009 г. заявителю дополнительно предоставлена рассрочка погашения дол- гов в течение трех лет (том 2 л.д. 68-70).

Таким образом, сумма платежа по сроку 15.12.2012 г. с учетом графика составит по налогам 439 275, 90 руб., по пени 115 031, 30 руб. (с учетом решения о списании сумм пе- ни, штрафов № 3 от 13.01.2004 г., где из 7 399 750, 63 руб. списано 6 479 500, 24 руб. = 920 250, 39 руб.).

Неисполнение обязанности по оплате предусмотренной Соглашением о реструкту- ризации задолженности, свидетельствует об уклонении заявителя от исполнения обязан- ности по уплате законно установленных налогов.

Требование № 188632 от 21.12.2012 г., выставленное налоговым органом на взы- скание очередного платежа реструктуризированной задолженности содержит сумму нало-


гов, взносов ко взысканию в размере 437 858 руб., пени, штрафов в размере 114 960 руб., что соответствует сумме платежей, рассчитанной с учетом условий измененных Соглаше- ний. Указание в требовании меньшей суммы задолженности, чем следует из расчёта, не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика.

Таким образом, выставленным налоговым органом требованием заявителю пред- ложено уплатить задолженность по налогам, взносам в сумме 437 858 руб., пени, штрафам в сумме 114 960 руб., доказательством наличия которой являются действующие Соглашения о реструктуризации.

На принадлежность задолженности, отраженной в требовании указывает также срок платежа - 17.12.2012 г., который согласован сторонами при подписании Соглашения.

Судом установлено, что налоговым органом заявителю было направлено два тре- бования № 188632 от 21.12.2012 г., в одном из которых отсутствовала ссылка на Соглашение о реструктуризации, во втором такая ссылка имелась (том 1 л.д. 36-38, 110-112).

Сведения о сумме задолженности содержались в справке налогового органа по со- стоянию на 01.01.2002 г., выданной налогоплательщику по его заявлению от 17.10.2003 г. (том 2 л.д. 138-140).

Таким образом, наличие задолженности, её размер подтверждены заявлением нало- гоплательщика о представлении реструктуризации долгов, соглашением о реструктуриза- ции долгов, подписанным заявителем, графиком погашения задолженности по налогам и сборам.

Заявителем были оплачены суммы по графику погашения до 15.12.2009 г., до 15.12.2010 г., до 15.12.2011 г. в полном объеме.

Таким образом, несостоятельны доводы заявителя о нарушениях налоговым орга- ном положений статьи 69 НК РФ, не позволяющих установить обоснованность взыски- ваемых сумм налогов, взносов.

Принимая во внимание то, что налогоплательщиком условия реструктуризации в части уплаты ежегодных платежей не выполнены, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогоплательщика.

Несостоятелен довод заявителя о том, что принятые налоговым органом обеспечи- тельные меры - решения в порядке статьи 76 НК РФ № 18287-18290 от 25.01.2013 г. в че- тыре раза выше суммы взыскания, которую они призваны обеспечить, поскольку указан- ное не свидетельствует о недействительности решений налогового органа.

Решение налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке № 17135 от 25.01.2013 г., решения о приостановле- нии операций по счетам налогоплательщика в банке № 18287 - 18290 от 25.01.2013 г. бы- ли приняты ввиду неисполнения заявителем требования № 188632 от 21.12.2012 г. об уп- лате налога, сбора, пени, штрафа.

Налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам направлены ко всем счетам налогоплательщика, открытым им в банках, при этом инкассовые поруче- ния № 36560 - №36581 от 25.01.2013 г. направлены только в отделение № 8588 Сбербанка России на общую сумму 551 872 руб. 93 коп., что свидетельствует о соблюдении принци- па соразмерности.

Налоговое законодательство дает право налоговому органу приостанавливать опе- рации по всем счетам налогоплательщика одновременно, а также не обязывает распреде- лять суммы, при наличии нескольких решений о приостановлении операций по счетам, исходя из принципа соразмерности.

Исходя из пункта 54 Постановления № 57 принцип соразмерности должен быть со- блюден при взыскании, то есть при выставлении инкассовых поручений.

Налоговым органом данный принцип не нарушен.

Несостоятелен довод заявителя о том, что Соглашение о реструктуризации не мо- жет быть признано заключенным, поскольку опровергается материалами дела.


Согласно материалам дела и установлено судом первой инстанции СХПК «Волга» подало добровольно в межведомственную территориальную комиссию Ульяновской об- ласти заявление о включении его в состав участников программы финансового оздоровле- ния сельскохозяйственных товаропроизводителей. К заявлению прилагался план улучше- ния финансового состояния и другие документы согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом испол- нительной власти.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов территори- альная комиссия приняла решение о включении должника в состав участников програм- мы.

На протяжении периода действия реструктуризации комиссия рассматривала воз- никающие в отношении СХПК «Волга» вопросы, о чем свидетельствуют выписки из про- токолов заседания территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохо- зяйственных товаропроизводителей № 33 от 20.11.2009 г., № 48 от 11.04.2013 г.

Материалы данного дела содержат график погашения долгов, подписанный долж- ностными лицами СХПК «Волга».

Размер задолженности, который просил включить в соглашение о реструктуриза- ции сельхозпроизводитель, определялся им самостоятельно на основании представленной налоговым органом справочной информации.

Таким образом, отсутствуют основания для признания Соглашения о реструктури- зации не заключенным, довод заявителя в этой связи является несостоятельным.

С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжа- луемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуаль- ного кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года по делу № А72-1007/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжа- ловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.Т. Холодная

Судьи

Е.М. Рогалева

В.В. Кузнецов



2 А72-1007/2013

3 А72-1007/2013

4 А72-1007/2013

5 А72-1007/2013

6 А72-1007/2013

7 А72-1007/2013